Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект открытого занятия для детей 4-5 лет по ознакомлению с художественной литературой через малые фольклорные формы.

Данный материал может быть использован воспитателями ДОУ для работы с детьми 4-5 лет для приобщения к культуре предков через музыкальную, ритмическую, игровую деятельность.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект открытого занятия для детей 4-5 лет

по ознакомлению с художественной литературой через малые фольклорные формы.

Тема: «Чтобы мы жили дружно и весело».

Пр. содержание. Приобщать детей к культуре предков через музыкальную, ритмическую, игровую деятельность, через лексическую особенность. Способствовать пониманию красоты русского фольклора его самобытности. Развивать образно-сценические навыки. Воспитывать основы духовности и нравственности; любовь к Родине.

Материалы. Зал оформлен в русском стиле (утварь, полотенца, игрушки), музыкальные инструменты (ложки, палочки, погремушки, свистульки, колотушки, балалайки, колокольчики, гармошки…) картинки с изображением героев песенок-потешек, колыбельной (на ширме). Бутафорские хлеба-булочные изделия; изображение комара, прикрепленного к палочке (по одному каждому ребенку, фонограмма русско-народной мелодии. Русско-народные костюмы (сарафаны, косоворотки).

Методы и приемы. Создание игровой мотивации, рассматривание, рассказ воспитателя, выполнение воспитателем роли и игровых действий, беседа, художественное слово, словесные указания, обыгрывание малых фольклорных форм, обобщение, поощрение (сюрпризные моменты).

Ход занятия.

Организационный момент

(В группу входит воспитатель в русско-народном костюме, персонаж Матрёна Рассказчица. Говорит нараспев, подражая народному говору.)

Закличка:

«По снегу по метели,

К вам на санках прилетели:

Я – тётушка – Матрёнушка,

А со мной Мишка косолапый»

Вводная часть.

Игровая мотивация.

Воспитатель: - Пришла я к вам, детушки, нарядная да красивая! Приглашаю вас пойти со мной. Скорее наряжайтесь, собирайтесь! Надевайте сарафаны, косоворотки, бусы да сережки, красные сапожки. (Взрослые помогают детям одеваться).

Основная часть.

Рассматривание убранства под русский быт

(Зал оформлен в русском стиле; элементы русского быта, утварь, самовары, баранки, сушки, народные игрушки, народные музыкальные инструменты. Звучит народная музыка)

Воспитатель: - Собрались? Стали дети хорошие да пригожие. Пора и в дорогу. (Дети идут из группы в зал).

Воспитатель: - Проходите, мои милые

Проходите, мои хорошие

Заходите, гости дорогие!

- Все поглядели, все посмотрели? А теперь садитесь рядком. Да поговорим ладком.

Рассказ воспитателя о народном досуге.

Воспитатель: - На улице сейчас снег, ветер, мороз. А у нас здесь тепло, светло, уютно и хорошо. Раньше в такие длинные зимние вечера собирался русский народ на посиделки. Загадки загадывать, шутки-прибаутки рассказывать, поиграть за песнями, да за частушками. Вот и мы с вами собрались, чтобы отдохнуть и повеселиться так, как это делали наши далёкие предки.

- А знаете вы, кто такие предки?

Дети: - Это наши пра…пра дедушки и пра…бабушки.

Загадывание загадок детьми

Воспитатель: - А что, ребята, позабавим наших гостей, загадки им загадаем?! (Дети поочередно загадывают загадки. Гости отгадывают. Дети соглашаются с ответами и показывают картинки-отгадки, нарисованные ими ранее).

1-ый ребенок: «Под кустом, под кустом

Кто-то с рыженьким хвостом,

Зверя нет в лесу рыжей.

Зверя нет в лесу хитрей!»

- Кто это? Правильно, лиса. Молодцы!

2-ой ребенок: «Кто в лесу скромней всех?

Кто богатый носит мех?

Кто малину с веток рвёт?

Кто душистый любит мёд?»

- Кто это? Верно, медведь. Молодцы

3-ий ребенок: - Что за зверь со мной играет:

Не мычит, не ржёт, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапках коготки.

(Кот)

Д/у «Я начну, а вы продолжайте».

Воспитатель: - Дети, скажите, пожалуйста, хором, какое сейчас время года7

Дети: - Зима

Воспитатель: - Верно. Сейчас у нас в гостях Зимушка-зима. Ох! И много сочинил наш народ пословиц, да поговорок о зиме.

Воспитатель: - Давайте мы их сейчас вспомним. Я начну, а вы продолжайте!

Зима не лето - … (в шубу одета)

Мороз не велик - … (да стоять не велит)

Береги нос - … (в большой мороз)

Белее зима - … (зеленее лето)

Много снега – (много хлеба)

П/игра «Саночки»

(Звучит музыка А. Филипенко «Саночки». Оформить звучанием колокольчиком).

Воспитатель: - А теперь одевайтесь потеплее, собирайтесь побыстрее и на улицу кататься!

(Дети обыгрывают, имитируют одевание).

Воспитатель: «Эй, шалуны – балуны,

Выбегайте во дворы.

Становитесь играть.

Будем на санках вас катать.»

(Дети становятся друг за другом, берясь за руки. 1-ый ребенок отводит руки назад, ладонями к верху. 2-ой ребенок берется за его руки, делает замок. Под музыку дети бегают, изображая санки. Девочка – «У-ух!», мальчик – «У-ух»!)

Воспитатель: - Накатались?

Дети: - Накатались!

Воспитатель: - Замерзли?

Дети: - Замерзли!

Воспитатель: - Тогда отряхнитесь, да скорее в дом заходите!

Упражнения для глаз (в сопровождении потешки).

Упражнения на дыхание (жужжание комара).

(Дети присаживаются на стульчики и начинают озвучивать жужжание комара. Воспитатель отмахивается)

Воспитатель: - Ой, что это такое?! Никак комары? Откуда они среди зимы? За печкой спрятались, пригрелись, притаились.

- А вот я их! (Воспитатель имитирует ловлю комара. Раскрывает ладошку, грозит комару).

- Ах, комар, комарец,

Кусачий хитрец

- Ой, он, кажется, сел к вам на пальчик, не упускайте его из виду!

Дети: «Дарики – дарики,

злые комарики!

Вились, кружились,

В носик (лобик, щечку) вцепились.

Кусь – кусь- кусь!»

(Дети держат в руках палочки, на которых прикреплено изображение комара. Поворачивают палочки влево, вправо, делают круговые движения, при этом отводят глаза до упора влево, вправо, вращают глазами по часовой стрелке, «рисуя» круг. Медленно подносят указательный палец, не сводя с него глаз, к кончику носа, ко лбу, к щеке).

Исполнение песенки – потешки «Спал медведь на печке».

Воспитатель: - Богат наш народ песенками – потешками, под которые можно весело плясать.

- А вы знаете, такие песенки – потешки?

Дети: - Знаем!

Воспитатель: - Назовите эти песенки – потешки!

Воспитатель: - Тогда, давайте петь, да веселиться!

«Ой, ёе-ёечки!

Спал медведь на коечке.

Свесились с кроватки

Две босые пятки.

Увидала Мишку

Мышка-шалунишка.

Влезла на кроватку –

Хвать его за пятку!»

(Дети поют и приплясывают. Можно использовать шумовые народные инструменты).

Проговаривание детьми скороговорки «Пекарь»

Воспитатель: - Какие же вы молодцы, да умницы! А теперь садитесь. (Воспитатель подходит к бутафорским хлебобулочным изделиям, которые лежат на расписаном подносе, берет в руки и приговаривает):

«Ай качи – качи - качи!

Глянь баранки, калачи!

С пылу с жару из печи,

Все румяны, горячи!»

Воспитатель: - Дети, как вы думаете, кто всё это испёк?

Дети: - Пекарь.

Воспитатель: - Послушайте, какую интересную скороговорку я знаю про пекаря:

«Пёк пекарь спозаранку

Булки, булочки, баранки».

Воспитатель: - Понравилась ли вам она?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Давайте мы её выучим.

Воспитатель: - Скажите. А как нужно произносить скороговорку?

Дети: - Очень быстро.

Воспитатель: - А, чтобы произносить скороговорку быстро, нужно понимать и чётко произносить каждое в ней слово.

Воспитатель: - Все ли слова вам понятны в этой скороговорке?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Объясните, что значит «спозаранку»?

Дети: - Очень рано.

Воспитатель: - Верно. Ну, что ж, давайте проговорим эту скороговорку сначала медленно. А теперь побыстрее. И ещё быстрее1 Молодцы!

Исполнение детьми частушек.

Воспитатель: - Очень любил и любит русский народ петь частушки.

Воспитатель: - Вот лебедушек рядок, а где же наши соколы?

(Девочки и мальчики становятся в шеренгу напротив друг друга)

Воспитатель: - Приготовьте ваши ушки, мы споём для вас частушки!

Мальчики: - Девочки - припевочки, чем вы набелилися?

Девочки: - А мы коровушек доили, молочком умылися!

Девочки: Выпал первый снег на крыши, выпал первый зуб у Миши.

Мальчики: - А он нисколько не грустит, в дырку весело свистит!

Мальчики: - Ох и щиплет Мороз, старый забияка.

Девочки: - У Полины на щеках расцвели два мака!

Девочки: - Ах, подружки мои, как же я любила!

Мальчики: -На свиданье в детский сад к милому ходила!

Все вместе: - Мы частушки любим петь, русские, народные.

Каждый день мы их поём, мы без них голодные.

Воспитатель: - Ай, да, молодцы! Садитесь, соколы! Садитесь подруженьки – лебёдушки!

Заключительная часть.

Исполнение детьми колыбельной песенки-потешки «Уж ты, котенька-коток».

Воспитатель: - кончается веселье. На дворе холодно да темно. А у нас здесь светло да тепло. Котик спит мурлычет. И наша семья большая тоже устала, и вся задремала.

Воспитатель: - А, чтобы детки быстрее уснули, что нужно сделать?

Дети: - Спеть колыбельную.

Воспитатель: А как нужно петь колыбельную?

Дети: - Ласково, протяжно.

Воспитатель: - Давайте исполним старинную колыбельную «Уж, ты котенька-коток»:

«Уж, ты, котенька-коток.

Котя, серенький лобок.

Ты приди к нам ночевать

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе коту,

За работу заплачу!

Дам кусок пирога.

И кувшин молока.

Ты уж ешь, не кроши.

Больше котик, не проси».

Итог занятия.

Воспитатель: - Пора нам уже по домам расходиться. Доброго всем здравица, и житья, и бытья и богатства всякого.

Воспитатель: - Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте еще раз вспомним и назовём все то богатство, которое донесли до нас наши предки, чтобы мы жили дружно и весело. Что же это за богатство за такое?

Дети: - Песенки-потешки, скороговорки, частушки, загадки, заклички, пословицы, поговорки, колыбельные.

Воспитатель: - Верно. Храните его и передавайте другим.

Сюрпризный момент.

Воспитатель: - По русскому обычаю я вас гостинцами одарю (воспитатель раздает гостинцы, завёрнутые в платочек).

- Угощайтесь! Не стесняйтесь! Спасибо что пришли - веселье принесли!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области