Изучение геометрии в начальной школе
СЛАЙД 1
В настоящее время актуальными являются проблемы развития интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно. Для формирования высокой мотивации учебного процесса, а также в развитии всех форм мышления младшего школьника, существенную роль в начальной школе важно отводить изучению геометрии.
Формирование геометрических представлений является важным разделом умственного воспитания, имеет широкое значение во всей познавательной деятельности человека. СЛАЙД 2
Задачей начальной геометрической подготовки в 1-4 классах считается формирование пространственных представлений и приёмов конструктивно-геометрической деятельности учащихся. СЛАЙД 3
Пространственные представления включают в себя форму, положение, величину, направление и другие пространственные отношения и связи. Задача развития у младших школьников геометрических представлений, способности к обобщению состоит в том, чтобы научить их видеть геометрические образы в окружающей обстановке, выделять их свойства, конструировать, преобразовывать и комбинировать фигуры, изображать их на чертеже, выполнять в необходимых случаях измерения.
Формирование пространственного мышления ребёнка является важнейшей частью его интеллектуального развития в целом. А возраст младшего школьника является в принципе наиболее благоприятным для развития пространственного мышления.
Геометрический материал в начальной школе не выделен в отдельный предмет или блок, а изучается внутри общего курса математики.
Я работаю по программе «Школа 21 века» уже 13-й год и хочу заметить, что в курсе математики в последнее время усилена роль геометрического материала т.е. авторы программы придали начальному курсу геометрии большей самостоятельности как по содержанию и объёму, так и по методам изучения.
Геометрический материал в гораздо более высокой степени, чем арифметический и алгебраический, соответствует ведущему в младшем школьном возрасте виду мышления – образному. А основной единицей пространственного мышления как раз является образ, в котором представлены: форма, величина, взаиморасположение составляющих его элементов.
СЛАЙД 4
Кроме пространственных отношений изучение геометрии в начальной школе способствует:
-накоплению запаса представлений о геометрических фигурах;
-формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-развитию практических умений: чертить и измерять;
-подготовке детей к дальнейшему изучению геометрии. СЛАЙД 5
Методы и приемы, используемые при изучении геометрического материала
Важное место занимает при изучении геометрического материала наглядность.
Цель метода наглядности в начальной школе: обогащение и расширение непосредственного, чувственного опыта детей, изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного. В начальных классах применяется естественная, рисунковая, объемная и графическая наглядность.
Особую важность при изучении геометрического материала приобретает использование метода практической работы. Этот метод обучения представляет собой осуществление учащимися предметной деятельности с целью накопления опыта, использования уже имеющихся знаний и получения новых, относящихся к использованию предмета.
Каждый учитель постоянно должен понимать, что прочные знания у детей будут в том случае, если он будет опираться на жизненный опыт ребенка, на связь изучаемого материала с окружающей действительностью.
Это достигается систематическим использованием приёма материализации геометрических образов. Например, прямая линия не только вычерчивается с помощью линейки, представление о ней даёт и край – ребро линейки, натянутая нить, линии сгиба листа бумаги, линия пересечения двух плоскостей (например, плоскости стены и плоскости потолка).
Постоянно должна проводиться работа, связанная с наблюдением, сравниванием групп предметов.
Значительное место в методике должно отводиться применению приема сопоставления и противопоставления геометрических фигур. С 1 класса это позволит из множества фигур наглядно (без помощи определений) выделять множество кругов, множество многоугольников, множество линий , уточнять свойства фигур, классифицировать их.
СЛАЙД 6
Формирование пространственных представлений не является прерогативой исключительно курса математики, поскольку образы, в которых фиксируется форма, величина, пространственное соотношение фигур в целом или их частей, выстраиваются в сознании ребёнка уже с самого раннего детства и встречаются повсюду. Поэтому работа с геометрическим материалом ведется не только на уроках математики, но и на уроках технологии и изобразительного искусства. СЛАЙДЫ 7-11
Задания на «геометрию формы» выполняется с 1-го класса в виде игр на составление целого из частей (геометрические фигуры, изображения) и на воссоздание силуэтов из наборов геометрических фигур. К ним относятся игры «Составь картинку», геометрические мозаики. Специально изготовленные наборы геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов) также являются материалом для таких игр. У нас это наборы «Учись считать», выполненные из дерева.
Эти игры дают развитие у детей сенсорных умений и способностей, аналитического восприятия. Ребята учатся различать геометрические фигуры, составлять из них какое-либо изображение, картинку по образцу, указанию учителя, по собственному замыслу. СЛАЙД 12
Очень интересны упражнения «Дорисуй», «Построй фигуру». В учебнике или тетради изображаются геометрические фигуры, и ребёнок должен дорисовать, закончить изображение предмета, имеющего в своей структуре данную геометрическую форму. Аналогичны упражнения, состоящие в том, что к взятой за основу геометрической фигуре надо присоединить другие фигуры и получить при этом какой-либо силуэт.
СЛАЙДЫ13-16
В качестве дополнительного материала на уроках математики решаются задачи на смекалку геометрического характера, т.к. в ходе решения этих задач идёт трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.
Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации). Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру.
СЛАЙД 17-18
Очень интересны детям задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой. Решение задачи заключается в нахождении главного признака отличия фигур одной группы от фигур другой путём анализа и сравнения, выделения и обобщения признаков, свойственных каждой группе, их сопоставлении, установлении на этой основе отличия фигур, сопоставляющих ту или иную группу.
СЛАЙДЫ 19-20
Особенно дети любят графические диктанты, когда нужно нарисовать по заданному алгоритму по клеточкам предмет или нарисовать его по образцу.
СЛАЙДЫ21-23
Так же в нашей школе изучение геометрического материала ведется и на занятиях внеурочной деятельности. Школой закуплены наборы конструкторов «Тико».
В результате изучения геометрического материала у младших школьников должны быть сформированы компетенции в виде следующих умений:
- осуществлять анализ геометрической фигуры, используя приобретённые ранее знания;
- обосновывать свои действия, делать простейшие логические выводы, мотивировать увиденное;
- сопоставлять и обобщать свойства геометрических фигур, овладевать знаковой системой (способом обозначения геометрических фигур буквами);
- выделять существенные признаки геометрической фигуры, моделировать и конструировать геометрические фигуры из совокупности фигур, разбивать геометрические фигуры на классы;
- строить простейшие геометрические фигуры;
- видеть знакомые образы геометрических фигур в совокупности фигур и находить их по существенным признакам;
- читать геометрические чертежи с использованием буквенных и числовых обозначений;
- решать практические задачи по измерению длин отрезков, вычислять периметр многоугольника и находить площади прямоугольника, квадрата и фигур, составленных из прямоугольников, квадратов и др.
Компетенция считается сформированной, если ученик может применять перечисленные умения в практической деятельности. Следует отметить что, геометрический материал представленный в курсе УМК «Начальная школа XXI века» равномерно распределён по классам, обеспечивает успешную преемственность в переходе обучения с младшего звена в среднее звено и позволяет реализовывать основную цель: формирование вышеперечисленных компетенций учебной деятельности.