Технологическая карта урока обучения грамоте. Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
(В соответствии с ФГОС)
Учитель | Глотова Анастасия Ильинична |
Предмет | Обучение грамоте (литературное чтение) |
Класс | 1 класс |
Программа | Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова |
Учебник | В. В. Репкин, Е.В. Вострогова, В.А. Левин «Букварь», - Москва: Издательство «ВИТА - ПРЕСС» 2012 |
Раздел | Звуковой анализ слова |
Тема | Согласные твёрдые и мягкие, их смыслоразличительная роль |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания. |
Цель | Формирование представления о твёрдости-мягкости согласных звуков, их смыслоразличительной роли в слове |
Задачи | Образовательные: создать условия для знакомства с особенностями твёрдых и мягких согласных звуков; упражнять в чтении слов, начинающихся с твёрдых и мягких согласных звуков; познакомить с условным обозначением мягкого и твёрдого согласных звуков, способствовать развитию фонематического слуха, культуры звукопроизношения, сознательного чтения слогов, слов, предложений, связной речи, продолжить работу над интонированием. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах. Формировать УУД: - Личностные: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентирование в отношении ученик-учитель и ученик-ученик, формировать умение самостоятельно организовывать и планировать деятельность - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в виде текста, схемы, наблюдать и делать самостоятельные выводы. |
Планируемый результат | Предметные: Знать особенности твёрдых и мягких согласных звуков в начале слова, в середине и в конце слова. Уметь различать гласные и согласные звуки. Уметь различать буквы гласных как показатель мягкости согласных звуков. Уметь выделять звук в слове. Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Согласный звук, гласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук |
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - В. В. Репкин, Е.В. Вострогова, В.А. Левин «Букварь», - Москва: Издательство «ВИТА - ПРЕСС» 2012 - электронные физкультминутки - альбом для печатания звуковых схем - карточки для индивидуальной работы - презентация к уроку и использование интерактивной доски Active Board |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Технология проведения | Виды деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. (2 мин) Цель: подготовиться к продуктивной работе, позитивный настрой на урок, организовать планирование учебной деятельности на уроке, создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточнить тип урока | Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. Фронтальная работа | Приветственное слово учителя. Хотелось бы начать урок с пословицы: «Кто ищет – тот добьется» -Чего можно добиться на уроке? - Как можно добиться успеха на уроке? - Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? | - Знаний, успеха в учебе… - Быть настойчивым, внимательным… - Вспоминаем то, что важно для урока и то, что мы уже знаем. | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
2. Актуализация знаний. (3 мин) Цель: осмыслить, осознать уровень знаний по данной теме. | На доске «Лесенка знаний» схема (см. Приложение 5). Фронтальная работа. При помощи условных знаков отвечают на поставленные вопросы и выполняют задания (см. Приложение 4). | - Что мы с вами уже умеем делать на наших уроках? (дети рассматривают лесенку знаний и вспоминают, что нам уже известно). 1)Показать по хлопку учителя, к какой группе относится слово: предмет, признак или действие (добрый, день, урок, писать, письмо, идти, небе, весёлый). 2)Интонирование слов ХВОСТ и КРОТ 3)Учитель называет звуки (А, Б, Р, С, О, Т, У, Р,И, О, К, Л, Ы) дети показывают при помощи условных знаков согласный или гласный звук 4) Прохлопать количество слогов в словах: машина, жук, дерево, сыр, букварь. 5) «Позовите» слово так, чтоб понять, какой слог ударный: тюльпан, бычок, паук, малина. | - Записывать слово при помощи модели - Разделять слово на части по количеству звуков в нем. - Найти и обозначить все гласные звуки в слове. - Разделять слова на слоги -Расставлять ударение словах, определять ударный слог. | Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Умение применять на практике имеющиеся знания Умение различать основные группы звуков русского языка, выделять их особенности . (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. (Познавательные УУД). |
3.Постановка проблемы. (5 мин) Цель: осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог. | На нашей «Лесенке Знаний» каждая из ступенек занята определённым умением и действием. -Почему на последней, верхней ступеньке нет никаких условных обозначений? Может мы с вами уже всему научились? -Как обозначить «неизвестное новое знание» урока? | -На этой ступенька находится еще не знакомый нам материал, новы знания. -Вопросительным знаком (см. Приложение 5). | Умение определять область известного и нового, неизвестного ранее. (Познавательные, Регулятивные УУД) | |
4. Формулирование темы урока, постановка цели (1 мин) Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. | Использование презентации. Слайд 1. С помощью учителя формулируют цель урока. С помощью учителя ставят задачи урока. Кто такой Тим и Том? Какие знания мы сегодня получим? Использование презентации. Слайд 2 | - На каждом уроке у нас существуют свои помощники: на математике – линейка, на рисовании краски, а на сегодняшнем уроке два добрых волшебника. Могут сделать что угодно Замок выстроить за ночь, Злые силы превозмочь. Чудеса творят любые, И совсем они не злые Им не нужны учебники, Ведь их зовут вол… - Кто это такие и чем они будут нам сегодня помогать? Тим и Том. -Сравните первые звуки в их именах [T] =[T’]? -О чем же сегодня мы будем говорить? -О каких звуках? -Что мы уже знаем о согласных звуках? -Как мы показываем звонкие согласные и глухие согласные? Сформулируйте цель урока. Что мы можем поставить на ступеньке? | Не все нам еще известно. Этот урок поможет ответить на вопрос на «Лесенке знаний» и подняться на новую ступеньку. -Волшебники -Два добрых волшебника. -О звуках. -О согласных. -Знаем, что они произносятся с шумом или язычком. Дети показывают при помощи рук (см. Приложение 4). | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
5. Изучение нового (12 мин) Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог. Метод наглядности, одностороннего представления учебного материала | Фронтальная работа Интерактивная доска стр.1 Перетащить Тима и Тома к именам. Интерактивная доска стр.2 (см. Приложение 1) Динамическая пауза Ученики по одному выходят к доске и перетягивают слова Тиму или Тому. Индивидуально работают 2 учеников с набором карточек (см. Приложение 4). Групповая работа Ученики класса собирают себе команду по первому звуку в имени. | – ТИМ и ТОМ. - Повторите ещё раз, как звучат первые звуки в их именах? -Произнесите имена (происходит наблюдение за звуками, обращаем внимание на то, как работает речевая машинка: губы, зубы, язык) -Выберите на слайде кто Тим, а кто Том? - Какой характер у Тима? - Почему? - Какой характер у Тома? -Почему? Чтение стихотворения учителем: ТИМ и Том вчера играли Разбросали все кругом Книги, ручки, покрывало Дом сегодня весь вверх дном Чтоб на место все сложить Мячик, чашки и цветы Нам при дется вспомнить Первый звук «КАКОЙ ЖЕ ТЫ? -Игра «Помоги Тиму и Тому». Распределить, что любит Тим, а что Том. -Какие слова нравятся Тиму? -Какие слова нравятся Тому? Потренируемся и поиграем. Я Могу назвать Мишу другом Тима, а Назара другом Тома. Почему? К доске выходят дети и выбирают, в какую команду встать. Создание проблемной ситуации: -В чью команду определить Алису? - Почему я назвала Тима и Тома добрыми волшебниками? У каждого волшебника есть особое средство. У Тима есть мягкая подушечка, а у Тома такой подушечки ее нет. | - Они похожи по звучанию и написанию. (интонирование, учащиеся «ловят» первые звуки в именах). - В имени Том звук [Т] звучит твёрдо, а в имени Тим звук [Т’ ] звучит мягко, ласково. - Мягкий, ласковый. - Звук звучит мягко, ласково, по-доброму. -Строгий, твёрдый, жесткий. - Звук звучит твёрдо. Ученики работают у доски индивидуально, по очереди. Класс условным знаком оценивает правильность работы каждого ученика - Слова, начинающиеся с мягкого звука -Слова, начинающиеся с твёрдого звука -Имя Миша начинается с мягкого звука, а имя Назар с твердого звука. - Алиса не может встать ни в одну из команд, ведь ее имя начинается с гласного звука. | Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Высказывать своё предположение (Регулятивные УУД) |
6. Физминутка (2 мин) | Здоровье сберегающая технология | |||
7. Закрепление нового (15 мин) Цель: - организовать работу над совершенствованием навыков чтения - организовать работу со словами. | Работа в паре: придумать ручно знак для обозначения тв и мягк согласного (см. Приложение 4). Учащиеся выполняют задание в парах, распределяют слова в два столбика. Работа в альбоме для печатания (практическая работа) Учитель контролирует, чтобы каждый ученик попробовал изобразить способ обозначения звука Чтение слов в букваре и соотнесение со схемой слова. Интерактивная доска стр.3 (см. Приложение 2) Обозначение мягкого и твёрдого звука в слове Работа с учебником и интерактивной доской (приложение 3). | - Посовещайтесь в паре и придумайте, как может выглядеть ручной знак для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков? -На парте у каждой пары учеников конверт с карточками. На них записаны слова. Необходимо распределить слова в два столбика: слова для Тима и Тома. Как мы обозначаем звуки в схеме? Как нарисовать домик для Тима и Тома, чтобы они не запутались? Проверяем себя: Букварь стр. 42. -Чей домик первый? Почему? -Чей домик второй? Почему? Маша и Алёша задумались: разные изображения имеют одинаковые схемы. Верны ли их предположения? Дядюшка Ага пришел ребятам на помощь. Как он решил задачу ребят? -Догадайтесь, какая иллюстрация спряталась? -Всегда ли Тим и Том подстерегают нас в начале слова? Проверка с использованием новых введенных ручных знаков (см. Приложение 3). | Одна пара учеников работает у доски, договаривается и решает проблему сообща. -Каждый звук это домик -Домик Тима должен быть с мягкой подушечкой, с закрашенной частью, а у Тома подушечки нет. -Тима. У него есть подушечка. -Тома. У него нет подушечки. -ЛУК – 3 звука -ЛЮК – 3 звука, но схемы не одинаковые. -Обозначил звук [л’] подушечкой. Нос-нёс, полка-полька, угол-уголь, хор – хорь. Нет. Бывает и в начале, и в середине и в конце слова. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД) Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
8 . Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока на доске; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Дети отвечают на вопросы, рассказывают, что узнали, знают. Заменяют знак вопроса на доске на условные обозначения твёрдого и мягкого звука (см. Приложение 4). Организуется фиксирование содержания урока, рефлексия, самооценка учебной деятельности. | - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? - Какими условными значками мы можем дополнить «Лесенку знаний»? Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке. Как вы думаете, чему нам еще предстоит научиться? - Оцените свою деятельность на уроке, используя шкалу достижений ученика (см. Приложение 4). | -Познакомиться с помощниками на уроке. -Твёрдые и мягкие согласные звуки -Домик с подушечкой – мягкий звук и домик без подушечки – твёрдый звук. Дети рисуют шкалу достижений ученика в альбомчике. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД). |