ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Показать, как на примере внеурочной деятельности "Язык народной сказки" формируются метапредметные результаты

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Милькова Людмила Витальевна

Федеральные государственные стандарты пересматривают приоритеты в определении результатов и включают в состав основных образовательных программ формирование универсальных учебных действий. Главным в развитии личности ребёнка является умение учиться — познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и учителями. Учитель же мыслится не как «транслятор» учебного материала, а как организатор познавательного взаимодействия между учебным материалом и учащимися.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в полной мере.

Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено прежде всего на формирование метапредметных и личностных результатов, предполагаемых ФГОС.

Ш. А. Амонашвили говорил: «Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими».[5, с 78]

УМК «Язык народной сказки», состоящий из программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Язык народной сказки», хрестоматии «Русские народные сказки» в 4-х частях, рабочих тетрадей-альбомов «Язык народной сказки» в 4-х частях, сборника кроссвордов «Язык народной сказки» и терминологического словаря «Язык народной сказки», созданный авторским коллективом МБОУ «СОШ № 31» под руководством Бойковой Н.В., направлен на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования во внеурочной деятельности.

Наличие хрестоматии, сборника кроссвордов, рабочих тетрадей-альбомов, терминологического словарика помогает формировать умение ориентироваться в различных источниках информации: читать язык условных обозначений, находить нужный материал.

В структуру и содержание рабочей тетради заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями. Работа в тетради позволяет сравнивать, анализировать сказки и их героев, классифицировать по заданным критериям, обобщать и делать выводы, представлять информацию в различной знаковой форме - в виде рисунка, схемы, кластера, таблицы.

Реализовать компетентностный подход, обеспечивающий деятельностный характер обучения в условиях реализации ФГОС, помогает и использование ИКТ в системе внеурочной деятельности.

В УМК «Язык народной сказки» входят аудио – хрестоматия «Русские народные сказки», видео материалы: мультипликационные фильмы по мотивам русских народных сказок, диафильмы по мотивам русских народных сказок, дидактические материалы для мультимедийных презентаций. Они являются источниками информации, материалом для сравнения, анализа, классификации.

Формы работы (путешествие, праздник, турнир, викторина, конкурс знатоков, мини-спектакль, экскурсия и др.) позволяют детям примерять на себя различные роли (лидера, исполнителя, активного зрителя, ученика, друга, читателя, ритора, учёного, исследователя, путешественника, художника, краеведа, следопыта, творца, созидателя, современника, потомка, земляка, селянина, горожанина, сибиряка, соотечественника, россиянина, землянина) для того, чтобы каждый ребёнок почувствовал свои успехи и увидел положительный результат своих действий.

Задачей педагога является также установление тесного контакта с родителями обучающихся, посещающих занятия, чтобы разъяснить им, в чём может заключаться их помощь. Заинтересованность родителей является еще одним важным мотивирующим фактором внеурочной деятельности учащихся начальной школы. Большинство родителей с удовольствием стараются оказать педагогу посильную помощь в подготовке и проведении праздников, экскурсий, в реализации принципа семейного чтения.

В работе по УМК «Язык народной сказки», кроме индивидуальной и фронтальной, используется парная и групповая формы работы. В процессе взаимодействия обучающийся «раскрывается» с различных сторон, что позволяет увидеть его личностные качества и то, как они формируются, изменяются, развиваются. Парная и групповая работа позволяет формировать умение вести диалог, спор, считаться с мнением партнера, отстаивать свою точку зрения, вставать на точку зрения другого, договариваться, учиться работать сообща для достижения общей цели, выступать перед аудиторией.

Принимая участие в работе кружка «Путешествие в народную сказку», младший школьник получает отличную возможность реализовать свои способности, он учится жить в обществе, постигает «науку жизни» в процессе общения с русскими народными сказками, извлекая из них те самые жизненные «намёки», которые служат «добрым молодцам» и девицам «уроком».

Формами подведения итогов работы кружка «Путешествие в народную сказку» являются выставки рисунков, поделок, турниры смекалистых, викторины, мини-спектакли, презентация альбома «Что за прелесть эти сказки!», праздники.

Конечным результатом было участие обучающихся в итоговом празднике с защитой своих творческих альбомов, где все дети с удовольствием участвовали, и каждый ребенок смог пережить чувство сопричастности к совместному общему делу. Положительная оценка со стороны родителей и сверстников также повлияла на развитие личностных качеств ребенка.

Для изучения эффективности внеурочной деятельности в соответствии с предлагаемыми показателями проводится диагностика. В программе «Язык народной сказки» представлен диагностико - аналитический инструментарий для изучения и оценки состояния и эффективности внеурочной деятельности младших школьников в области формирования метапредметных и личностных результатов (результаты педагогического наблюдения, анализ творческих работ, отзывы родителей, анкетирование).

Результаты внеурочной деятельности учитываются при составлении портфолио достижений обучающихся.

Итак, рассмотрев пути формирования метапредметных и личностных результатов средствами УМК «Язык народной сказки», замечу, что данный УМК помогает реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованиия к организации внеурочной деятельности в нашем образовательном учреждении

Литература

Федеральный государственный образовательный стандарт. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151с.

Акулова, О.В., Писарева, С.А., Пискунова, Е.В., Тряпицына, А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя [Текст] / Под общ.ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 290 с.

Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.

Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст], /. – Москва: Издательcкий Дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496 с.

Модернизация образовательной практики в современной России: социокультурный аспект// Вестник ТГПУ 2009 №12 URL[Электронный ресурс].





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.11.2020


Правообладетель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.