Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Развитие интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством формирования временных представлений с использованием моделирования»

Цель: создание условий для развития интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством формирования временных представлений(сутки, последовательность частей суток) с использованием моделирования Задачи: - Выявить уровень интеллектуального развития детей - Разработать систему по применению моделей по формированию временных представлений. - Создать условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребенка в познавательную деятельность. - Создать единое педагогическое пространство для развития интеллектуальных способностей дошкольника в семье и дошкольном учреждении. - Определить эффективность использования системы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №3 «ЛАСТОЧКА»

Опыт работы на тему:

«Развитие интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством формирования временных представлений с использованием моделирования»

Воспитатель:

Сытник В.П.

.

г. Мегион 2017 г.

Содержание

Введение

1.Теоретическая часть

1.1 Особенности интеллектуального развития детей 5 го года жизни.

1.2. Влияние формирования временных представлений на интеллектуальное

развитие детей 5-го года жизни.

2. Практическая часть

2.1 Диагностический этап

2.2 Подготовительный этап

2.2 Основной этап

2.3 Заключительный этап

3. Вывод

4. Список литературы

5. Приложение

Введение

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Для развития интеллекта в дошкольном учреждении наряду с традиционными методиками используются инновационные педагогические технологии. Одним из эффективных способов умственного воспитания является формирование временных представлений с использованием моделирования. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. В современном мире социальная необходимость сталкивает человека с проблемой времени ежедневно. Во времени живёт и ребёнок, познание которого и знакомство с окружающим миром протекает также во времени. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научится самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение рационально распоряжаться своим временем создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, обязательность, пунктуальность, необходимых не только в организации повседневной жизни дошкольника, но и при подготовке детей к школе, так как у дошкольника и младшего школьника разные временные режимы, а значит нужны определённые механизмы адаптации к новым условиям.Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к школе. Сформированность временных представлений у детей повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность, а значит, служит базисом его личностной культуры.

Цель: создание условий для развития интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством формирования временных представлений(сутки, последовательность частей суток) с использованием моделирования

Задачи:

- Выявить уровень интеллектуального развития детей

- Разработать систему по применению моделей по формированию временных представлений.

- Создать условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребенка в познавательную деятельность.

- Создать единое педагогическое пространство для развития интеллектуальных способностей дошкольника в семье и дошкольном учреждении.

- Определить эффективность использования системы.

Принципы работы: принцип научности знаний; принцип систематичности; принцип личностного подхода; принцип минимакса; принцип активности и самостоятельности; принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.

1. Теоретическая часть

1.1. Особенности интеллектуального развития детей 5 - го года жизни.

Дошкольный возраст с 4 до 5 лет называют средним. Он как бы находится на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту. Этим детям свойственны некоторые черты младших дошколят (конкретность и образность мышления, неустойчивость внимания, интересов и эмоций, преобладание игровой мотивации и др.) В то же время средний дошкольный возраст характеризуется развитием познавательных способностей, развитием коммуникативной, волевой и мотивационной сторон личности. По словам Л.С. Выготского, у детей среднего дошкольного возраста складываются совершенно новые отношения между мышлением и действием, появляется внутренний план действий, который определяет осмысленное поведение ребенка.

Мышление, бесспорно, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого-либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л. С. Выготский, развитие мышления является центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций.В четыре-пять лет начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения.

Мышление в целом и более простые процессы, его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания.

Таким образом, средний дошкольный возраст является важной ступенью поступательного развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития.

1.2. Влияние формирования временных представлений с использованием моделирования на интеллектуальное развитие детей 5 го года жизни.

Время – философская категория сложная для познания детьми дошкольного возраста. Знакомство дошкольников с единицами измерения осуществляется в определенной системе и последовательности. Так как мышление дошкольников характеризуется предметной образностью и наглядной конкретностью, формировать представления о времени и его единицах, опираясь только на словесно-логические связи и объяснения, очень сложно. А такие временные характеристики, как длительность, последовательность и цикличность, можно рассмотреть только используя технологию моделирования.

В последние годы вопросы использования моделей и моделирования в работе с детьми дошкольного возраста привлекает все больше внимания. Их решение связывается с поисками путей совершенствования содержания и методов обучения, повышением эффективности подготовки ребенка к обучению в школе. Единым основанием для процесса обучения дошкольника, так и школьника выступает теория Л.С.Выготского о роли и обучении в развитии ребенка. Он считал, что самое существенное в развитии человека – это становление его сознания. Именно оно характеризует возможности познания человеком окружающей действительности и самого себя. Сознание человека- особая структура высших психических функций, таких, как восприятие, память, воображение, мышление. У человека они носят опосредованный характер. Основными средствами их формирования выступают прежде всего слова, понятия, которые стоят между человеком и миром и являются средствами открытия наиболее существенных сторон. Психологами доказано, что развитие ребенка заключается в постоянном освоении им человеческой культуры, развитии способности видеть мир и взаимодействовать с ним посредством существующих в этой культуре способами. Однако действия с понятиями, в которых в значительной степени фиксируется человеческий опыт на разных возрастных ступенях не одинаково значимы. Исходя из особенностей психического и возрастного развития детей, необходимо не только организовывать различные виды деятельности, но и использовать и те средства, которые способствуют наиболее эффективному развитию и становлению личности ребенка, его умственных способностей. Дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания.

Современные психологи Л.А.Венгер, С.П.Проскурова, А.В.Запорожец выявили, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста выше чем считалось раньше. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф.Флебера, М.Монтенссори, но и способен усваивать представления о связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач. Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания является моделирование, поскольку мышление детей 5го года жизни отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Дошкольный возраст – период образных форм сознания, и основные средства, которыми ребенок овладевает в этот период – образные: сенсорные эталоны, символы, знаки и прежде всего, это различные наглядные модели, схемы и т.д. Использование их позволяет ребенку обобщить непосредственный опыт, выделить в окружающем наиболее существенное, значимое.

Исследователями (Р.Н.Блехер, Д.Т.Рихтерман,Е.Щербаковой) предлагаются круговые и линейные модели. Такие модели просты и многофункциональны в работе.Они позволяют ребенку свободно манипулировать ими на уровне развития их наглядно-образного мышления, понимать принципы, свойства и закономерности времени.

В процессе ознакомления с временными представлениями в работе с детьми дошкольного возраста используются линейные и круговые модели. Работа с ними помогает включить детей в активную умственную деятельность. Опора на модели стимулирует самостоятельность и инициативность в познавательной деятельности.

Наглядность, образность моделей, возможность практических действий с ними повышают интерес детей к занятиям. Ребёнок при этом легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, успешно развивается как личность.

Возможность проведения игр и игровых упражнений с моделями позволяет воспитателю развивать в детях умение творчески осваивать содержание занятий, накапливать опыт познания, повышать интерес к познанию, постепенно усложнять познавательный материал.

Временные модели, отражающие динамическую смену временных циклов, помогают дошкольникам не только закрепить временные эталоны, но и иллюстрировать свойства времени (одномерность, необратимость, текучесть, сменяемость

Назначение моделей – облегчить ребёнку понимание свойств вещей и связей между ними, которые для него в обычной жизни не очевидны. Это один из наиболее перспективных методов умственного воспитания, поскольку мышление дошкольника имеет предметную образность и наглядную конкретность.

2. Практическая часть

2.1 Диагностический этап

На диагностическом этапе работы решалась следующая задача:

-Выявить уровень интеллектуального развития детей.

Для этой задачи нами были использованы диагностические задания.

Приложения№ 1

В диагностике приняли участие 24 ребенка

По результатам констатирующей диагностики было установлено, что высокий уровень знаний у детей не выявлен. Средний уровень знаний – 15 человек, низкий уровень знаний составляет 9 человек.

С целью изучения интереса родителей к вопросу развитие интеллектуальных способностей детей посредством моделирования временных представлений было про-

ведено анкетирование на тему «Условия для развития интеллекта детей».

Приложение №2

Данные диагностики детей и анкетирования родителей выявили потребность в организации планомерной работы по развитию интеллектуальных способностей детей посредством формирования временных представлений.

2.2 Подготовительный этап

Задача: разработать систему по применению моделей по формированию временных представлений детей среднего дошкольного возраста.

Для проведения системы игр и занятий с детьми был разработан перспективный план, суть которого заключалась в поэтапном формировании представлений о времени и использование их в речи, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей. При отборе комплекса игр и упражнений руководствовались принципами доступности, последовательности, систематичности, учитывались индивидуальные особенности детей, широкое применение различных видов наглядности в виде плоскостных и круговых моделей.

Приложение№3

Предметно-развивающая среда.

Свою работу мы начали с обогащения предметно-развивающей среды:

Дидактические игры, систематизированы по степени сложности, включающие разнообразные дидактические средства ( схемы, модели)

Дидактические карточки с изображением действий детей, взрослых, природных явлений.

Оформили календарь природы.

Изготовили линейные, круговые модели «Времена года», «Суточный домик», «Помощник будильник»

Пирамидки «Части суток», «Времена года»

«Полочка умных книг»- тематический подбор книг по теме.

Такая развивающая среда в группе создает возможность интеграции различных видов деятельности на основе формирования временных представлений детей: поисковой, игровой, элементарно – исследовательской. Ребенок выбрав деятельность в соответствии со своим интересами и возможностями, а также необходимый материал, вовлекается в разные виды общения ( взрослый- ребенок, ребенок- ребенок). Он имеет возможность продвигаться «индивидуальным» путем, овладевать словами отражающими временные отрезки.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Для того, чтобы работа была эффективной, важно установление сотрудничества, доверительного делового контакта взаимодействия с родителями воспитанников. Семья играет решающую роль в развитии интеллекта детей.

В работе с родителями мы используем следующие формы:

Провели консультацию на тему: «Развитие временных представлений у детей среднего дошкольного возраста».

Родителям были предложены рекомендации «Как научить ребенка понимать время», «Формируем представления о времени»

Рекомендовала родителям различные дидактические игры для дома – такие как «Паровозик из Ромашково», «Танина квартира», «Собери Цветок», «Волшебная дорожка». Родители активно включались в процесс воспитания и обучения ребенка, помогали в создании предметно – развивающей среды (изготовили модели-часики «Времена года», «Сутки»), помогали в изготовлении пособий (линейные модели части суток, времена года разнообразной формы – круги, квадраты, звездочки. )

Совместно с родителями решение задач по развитию интеллекта детей посредством наглядного моделирования временных представлений дало хорошие результаты и приблизило их к жизни группы.

Приложение№4

2.3 Формирующий этап

Задача: Провести работу по развитию интеллектуальных способностей у детей среднего дошкольного возраста формируя временные представления посредством моделирования.

Исходя из особенностей развития детей среднего дошкольного возраста , я наметила поэтапную работу, а так же выбрала методы и приёмы по формированию у детей знаний о частях суток.

Формирование у детей дошкольного возраста элементарных представлений и понятий о времени в дошкольной педагогике рассматривается как составная часть гармонического и интеллектуального развития ребенка. Психолого-педагогические исследования Т. А. Мусейибовой, Р. Чудновой, Т. Д. Рихтермана, О. А. Фунтиковой позволили определить содержание знаний, умений детей и разработать методику их формирования. Исследования показали, что развитие у детей временных представлений является необходимым условием успешного обучения в школе, так как позволяет ребенку лучше ориентироваться в окружающей действительности, планировать свою деятельность, регулировать ее во времени. Это, благоприятно сказывается на воспитании у него самостоятельности, организованности, собранности, целеустремленности. В исследовании О. А. Фунтиковой показана роль и значение моделей, схем в формировании знаний о времени. Именно знаково-символические модели помогают детям пятого года жизни осознавать существенные количественно-качественные признаки суток, прошедшие и будущие сутки(вчера, сегодня, завтра) и на их основе наглядно представлять главные и существенные признаки времени.

Поскольку для мышления дошкольников характерны предметная образность и наглядная конкретность, формировать представление о времени и его единицах, опираясь только на словесно-логические связи и объяснения, очень сложно. Такие временные характеристики, как длительность, последовательность и цикличность, лучше рассматривать на основе технологии моделирования.

Сутки - это первая единица времени, которую усваивает дошкольник.

Работа протекала в следующей последовательности. Вместе с детьми наблюдали за восходом солнца, как постепенно все освещалось ярким светом. Затем читали стихотворение о солнце. В конце дня наблюдали как все меняется, погружается в темноту., предлагала детям попрощаться с солнцем до утра.

Потом дети рисовали красками день и ночь. Организовали выставку работ для родителей.

Провела беседу на тему «Как жизнедеятельность людей меняется от времени суток»

Затем провела игры – путешествия – в утро, день, вечер, ночь, которые рекомендует Ф.Н.Блехер. Проведение таких игр обогащает детей знаниями о содержании деятельности в разное время суток, позволяет свободно использовать в речи названия суток.

Когда дети научились определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание сосредоточила на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, цвет неба, степень освещенности земли). Для этого снова организовала на прогулках наблюдения за этими явлениями. Предлагала им с помощью прямоугольников определенного цвета составить модель суток. При этом задавала наводящие вопросы, например:

Как вы думаете, какое время суток мы обозначим на модели серым, черным, голубым и желтым цветом? Почему вы так думаете?

В каком порядке мы разместим эти карточки?

Почему голубая карточка у нас должна находиться между черной и желтой?

И т. д.

Раздав детям карточки указанных цветов, я закрепляла данное условное соотношение в игровых упражнениях. Например, выложив поочередно картинки с изображением зубной щетки, подушки, тарелки, игрушки и т. д., предлагала ребенка показать с помощью карточки серого, голубого, желтого или черного цвета, в какое время суток используется этот предмет.

Детям предлагала сначала линейные модели суток, когда части суток в виде картинок, цветных карточек, кубиков пирамидки выстраивают в одну линию. Поскольку восход солнца и заход в условиях нашего северного города увидеть сложно, а серый цвет неба сохраняется длительно, в своей работе использовала карточки с изображением цвета неба и положением солнца в различные части суток. Дети самостоятельно отражали в рисунке местоположение солнца в соответствии с выбранным цветом карточки. На первой карточке изображали утро: голубое небо, внизу видна верхняя часть солнечного круга с расходящимися лучами светло- желтого цвета, на второй день- светло голубовато- желтое небо, а в верхней части круг солнца, на третьей вечер, серое небо, в нижней части – оранжевый круг солнца без лучей; на четвертой – ночь, черное небо с месяцем и звездами.

Предлагала поиграть в дидактическую игру «Части суток», Затем стала вводить условные знаки в виде цветных квадратиков, полосок, звездочек. Цветной символ давался , как условный знак Он является носителем определенной информации. Показывая ряд картинок со знаками, предлагала детям быстро по цветным знакам отобрать те на которых нарисовано утро, день, вечер, ночь. Разобрав картинки по цветным знакам, дети проверяют правильность отбора и анализируют их содержание. В последующей работе по закреплению знаний о последовательности суток использовала знаки как раздаточный материал, предлагала детям показать карточки- знаки, начиная с любой из них и затем пояснить словами установленную последовательность частей суток.

Познакомила детей с моделью «Сутки» На модели четко видно: сколько частей в сутках, название, последовательность смены, повторяемость, что раньше, что позже. При помощи круговой модели детям легко представить непрерывность времени: заканчиваются одни сутки, начинаются другие; сутки можно начинать с любой части суток( утро, день, вечер, ночь), главное - чтобы прошли все части суток.

Разработала дидактическую игру «Помощник Будильник» При помощи загадок, стихов дети угадывают часть суток и на будильнике поворачивают стрелочку на кружок обозначающий утро (говорят цвет кружка, и где он находится - слева). И так далее Волшебный будильник помогает детям закреплять знания о частях суток

С большим удовольствием дети играют в игру с пирамидой «Части суток». Данное пособие способствует закреплению детьми представлений о всех частях суток, умению определять по характерной деятельности и объективным показателям каждую из них. Представляет собой пирамиду, каждая грань которой – одна из четырёх частей суток, различающихся по цвету: утро – голубое, день – жёлтый, вечер – синий, ночь – чёрная. К пирамиде прилагаются разрезные картинки, изображающие признаки каждой части суток

Очень интересная и любимая игра детей «Волшебная дорожка».

На "Волшебной дорожке", поселились: утро, день, вечер и ночь.

Детям показываю картинку с изображением любого объекта живого или неживого и предлагает сочинить сказку, например про башмачки, которые однажды пустились путешествовать по "Волшебной дорожке". Дети фантазируют, что могло произойти с башмачками утром (зашнуровываются, обуваются на ножки и т. п.)

Днём башмачки (бегают, шагают, прыгают, ссорятся, наступают друг на дружку и т. п Вечером башмачки (читают книжки, смотрят телевизор, чистятся)

Ночью башмачки (спят под кроваткой ,спрятались в шкафу, путешествуют по ночному городу.

Выше перечисленные игры и упражнения дают возможность детям увидеть преобладание голубого цвета в утренние часы, желтого в дневные, серого в вечерние и чёрного в ночное время. Признак цвета, таким образом становится показателем различных частей суток. Дети учились выкладывать кружки или квадраты разного цвета слева направо друг за другом. При этом решалась важная задача. Ребенок, выкладывая отдельные элементы модели, запоминал названия эталонов времени, чередование, их последовательность. Например, утро, день, вечер, ночь.

На закрепление с детьми проводились дидактические игры, направленные на формирование временных понятий «День и ночь», «Части суток», «Назови все части суток», «Назови соседей» «Времена года», «Когда это бывает», «Вчера - сегодня - завтра».

В ходе игр дети упражнялись в активном различении временных понятий.

В группе собран альбом иллюстраций, тематических картинок и загадок о времени. Детям нравится их рассматривать, разгадывать загадки. С тематическим набором картинок выполняли следующие упражнения: рассматривание контрастных частей суток, смежных частей (утро - день, определение частей суток, выбор картинок по заданию, раскладывание по порядку. В процессе рассматривания использовались и такие приемы: ошибка, побуждение к доказательству и мотивации своего ответа, группировка картинок. Проводила беседы по таким вопросам: какое сейчас время суток? Что наступает после вечера? Как вы узнали, что наступила ночь? Эти приемы позволили закрепить у детей последовательность суток и дает представление о сутках в целом. При этом у детей складывается элементарное понятие о текучести, непрерывности времени.

В процессе работы у детей средней группы начинают складываться элементарные понятия о текучести и непрерывности времени

Таким образом, использование моделирования при формировании представлений о времени помогает сделать этот процесс интересным и увлекательным для детей. Даже небольшой опыт работы по обучению дошкольников установлению временной последовательности показывает, что достаточно выделить и наглядно представить ее детям, поупражнять их в самостоятельном установлении порядка следования звеньев, научить пользоваться моделью, как они самостоятельно начинают использовать этот способ и вычленять последовательность в любом предложенном содержании. Умение дошкольников устанавливать временную последовательность развивает у них уверенность, самостоятельность и умение планировать деятельность.

2.4 Заключительный этап.

На заключительном этапе работы была проведена контрольная диагностика, которая позволила нам сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы.

Диагностика знаний детей показала:

Высокий уровень: 4 человека

Средний уровень: 20 человек

Низкий уровень: 0 человек

На основании контрольной диагностики можно сделать вывод: разработанная система работы по развитию интеллектуальных способностей детей посредством формирования временных представлений с использованием моделирования дают положительные результаты: с помощью моделей развивается логическое мышление детей у детей, улучшилась речь детей, они богаче используют свой словарный запас, формируется дисциплинированность, умение действовать в соответствии с правилами, режимом, повышается познавательная деятельность детей, самостоятельность и инициативность .

2.5 Вывод.

Таким образом, исходя из выше написанного, можно сделать следующие выводы, что

уровень развития временных представлений – один из показателей интеллектуальной готовности к школе. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку в повседневной жизни.

Интеллектуальное развитие дошкольников - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума.

ЛИТЕРАТУРА

Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Д. Рихтерман. – М. : Просвещение, 1991. – 110с.

Тарабарина, Т. И. Детям о времени [Текст] / Т. И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240с

Щербаков, Е., Фунтикова, О. Формирование временных представлений [Текст] / Е. Щербаков, О. Фунтикова // Дошкольное воспитание. – 1988. - №3. – С. 14-18.

Люблинская, А. А. Детская психология /А. А. Люблинская. – М., 1977. – 173с.

Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста / Р. Л. Непомнящая, - СПб.: Детство-Пресс, 2005г. – 94с.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста. // Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.С.Сохина. - М.; Просвещение, 1984. - 207 с.

Приложение1.

Диагностика интеллектуального развития детей от 4 до 5 лет

Группа___________________________ Воспитатели_________________________

п/п

Вопросы диагностики

ФИ ребенка

ИТОГО

Мышление

Определение уровня целостного восприятия изображения: Собери картинку из четырех частей, из скольких частей она состоит

Знание обобщающих слов:

(Назови предметы, которые показываю.

Как их можно назвать одним словом (фрукты. овощи, мебель, одежда)

Знания детей геометрических форм:

-показать предметы из окружающей среды или картинки предметные Какой формы предметы?

Умение различать предметы по длине, сериация:

-предложить палочки Кюизенера. Выложить палочки от самой короткой до самой длинной, а потом задание от самой длинной до самой короткой

Общая осведомленность

Умение ориентироваться во времени:

-Какое сейчас время года,

- время суток (утро, день, вечер)

Знания назначений предметов:

-назвать назначение предметов обихода (за- чем нужен стол, стул, ручка, кастрюля?. Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями)

Знания о семье:

(как зовут маму, папу? С кем вместе ты живешь? Как зовут бабушку, дедушку?)

Понимание простейших причинно-следственных отношений:

(Например, почему мама стирает одежду?)

Установление закономерностей

Умение устанавливать простейшие связи:

Ребенку предлагается из картинок отобрать, те на которых изображены предметы, сделанные руками человека, и картинки с изображением природы

Умение использовать простейшие сенсорные способы анализа предметов и материалов, устанавливать связи между предметами:

Д/и «Что лишнее?», н-р, предметные картинки с зимней, весенней, летней обувью и др.

-Найди лишний предмет, -почему так считаешь;

- что можно с ним сделать?

Критерии оценивания: 1 – 1,7 -низкий

1,8 – 2,6 -средний

2,7 – 3,0 -высокий

Приложение № 2

Уважаемые родители!

Одним из основных направлений деятельности нашего дошкольного учреждения является интеллектуальное развитие детей. Поэтому необходимо Ваше участие в решении этой проблемы. Просим Вас ответить на следующие вопросы.

Расшифруйте понятие «интеллект».___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

Каким образом Вы способствуете развитию интеллекта Вашего ребенка?___________________________________________________

3. Как Вы реагируете на проявление любознательности ребенка?

____________________________________________________________

4. Какие вопросы задает Ваш ребенок?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

5. Самое любимое занятие Вашего ребенка. _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

6. С кем из членов семьи ребенку интересно заниматься? _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

7. Проявляет ли Ваш ребенок интерес к книге, как источнику информации? Его любимая книга?________________________________

_____________________________________________________________

Что Вы делаете для развития у ребенка психических процессов?

* Восприятия окружающего мира______________________________

_____________________________________________________________

* Развития мышления и речи __________________________________

_____________________________________________________________

* Развития памяти ___________________________________________

_____________________________________________________________

* Развития воображения______________________________________

_____________________________________________________________

В какие интеллектуальные игры Вы играете с детьми?

(Домино, лото, шашки, шахматы, пазлы, лего, настольно-печатные игры познавательного характера, сюжетно-ролевые игры, режиссерские игры, игры-драматизации, ребусы, кроссворды, комиксы, компьютерные, видеофильмы). (Нужное подчеркнуть)

10. Каким образом Вы поддерживаете эмоционально-положительное отношение ребенка к изучаемому материалу?______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение № 3

Перспективный план работы по формированию представлений о частях суток у детей среднего дошкольного возраста

Форма работы

Задачи

Примечание.

Блок 1

Формирование умения различать отдельные части суток

Дидактическое упражнение «Будь внимательным»

Развивать умение дифференцировать слова обозначающие части суток

Дидактическое упражнение «Когда мы это делаем?»

Совершенствовать умение определять часть суток, изображенную на картинке, отражающей циклично повторяющуюся деятельность людей

Дидактическое упражнение «Когда это бывает?»

Упражнять в определении частей суток изображенных на пейзажных картинках

Блок 2

Формирование умения использовать условные знаки (цветные фишки) для обозначения частей суток

Наблюдение за солнцем и цветом неба утром, днем, вечером

Беседа «Какого цвета утро?»

Познакомить с условными обозначениями частей суток

Условный знак (цветная карточка голубого цвета, желтого, серого)

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Закреплять умение соотносить условный знак с частью суток, указанной на картинке

Цветные карточки

Эксперимент: «Как наступает ночь

Сформировать у детей представление о смене дня и ночи,

Подвижная игра «День и ночь»

Закреплять знания о сутках

Картонный круг(одна сторона белая, другая черная)

Дидактическое упражнение «Отгадай загадку»

Упражнять детей в определении частей суток по описанию характерной деятельности и состояния природы и соотношении с их цветом карточки – модели.

Модели- карточки частей суток, картинки

Чтение стихотворений М.Вишнивецкой «Сутки»

Соотносить различные действия с определенной частью суток

Домик «Сутки», цветные карточки

Блок3

Формирование представлений о прямой последовательности частей суток на основе линейной модели.

Беседа «Знакомство с линейной мелью суток»,.

Познакомить детей с линейной моделью суток, уточнить представление об условном обозначении частей суток и их последовательности

Линейная модель суток , картинки

Дидактическая игра «Вагончики»

Упражнять детей в построении линейной модели

Линейная модель суток-вагончики

Дидактическое упражнение «Части суток, стройтесь!»

Закреплять умение устанавливать последовательность суток , начиная с утра

Д игра «Волшебная дорожка»

Расширить представления детей о частях суток и их последовательности.

Линейная модель

Рисование «Мое любимое время суток»

Закреплять знания о сутках, о последовательности частей суток, изображать предметы и явления, характерные для определенного времени суток.

Занятие «Вчера, сегодня, завтра»

Закрепить представление о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня, вчера и

завтра»

Три одинаковых круга разделенных на четыре равные части.

Чтение «Сказка про вчерашний день»

Закрепить понятие « вчера, сегодня, завтра»

Наблюдение за погодой

Сравнение погоды сегодняшнего с вчерашним днем

Карточки схемы (погода)

Блок4

Формирование умения определять прямую и обратную последовательность частей суток от любого элемента на основе круговой модели.

Беседа «Сутки»

Познакомить детей с круговой моделью суток

Круговая модель суток, картинки

Дидактическое упражнение «Разложи по порядку, начиная с..»

Упражнять детей в определении и назывании последовательности частей суток от любого элемента

Линейная, круговая модель.

Дидактическая игра «Я начну- ты продолжай, части суток назовай»

Закреплять умение называть части суток в прямой последовательности, начиная от заданного элемента

Круговая модель, линейная.

Дидактическая игра «Помощник-Будильник»

Закрепить представление о частях суток, связывая их с тем, что делают дети утром, днём, вечером, ночью.

.

Круговая модель

Дидактическая игра

«Помощник-Будильник»

Цель:

Расширять представление о частях суток, связывая их с тем, что делают дети утром, днём, вечером, ночью.

Развивать зрительное восприятие, память, речь.

Формировать умение различать цвета.

Развивать умение отгадывать загадки.

Развивать умение ориентироваться в пространстве, различать лево и право, низ и верх.

Ход игры:

Ведущий читает загадку, например, про утро, а дети угадывают часть суток и на будильнике поворачивают стрелочку на кружок обозначающий утро (говорят цвет кружка, и где он находится - слева). И так далее, ведущий загадывает загадку о каждой части суток.

Волшебный будильник помогает детям закреплять знания о частях суток.

Загадки:

1) Солнце яркое встаёт,

Петушок в саду поёт,

Наши дети просыпаются,

В детский садик собираются. (Утро)

2) Солнце в небе

Ярко светит

На прогулку мы идём,

Песни весело поём (День)

3) Солнышко лучистое

Село за дома,

Мы пришли с прогулки

Ужинать пора (Вечер)

4)В небе звездочки горят,

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

Нашим деткам спать велит. (Ночь)

Дидактическая игра «Волшебная дорожка»

Цель игры: Расширить представления детей о частях суток и их последовательности. Развивать творческое воображение.

Ход игры:

Воспитатель обращает внимание детей на "Волшебную дорожку", на которой поселились: утро, день, вечер и ночь.

Затем воспитатель показывает детям картинку с изображением любого объекта живого или неживого и предлагает сочинить сказку, например про башмачки, которые однажды пустились путешествовать по "Волшебной дорожке". Дети фантазируют, что могло произойти с башмачками утром (зашнуровываются, обуваются на ножки и т. п.)

Днём башмачки (бегают, шагают, прыгают, ссорятся, наступают друг на дружку и т. п Вечером башмачки (читают книжки, смотрят телевизор, чистятся)

Ночью башмачки (спят под кроваткой ,спрятались в шкафу, путешествуют по ночному городу

Игра «Паровозик из Ромашково»

Цель: закрепить название частей суток, дней недели, месяцев, времен года их последовательность.

Инструкция: Детям предлагается составить состав поезда в соответствии с цветами модели года, ( недели, частей суток , времен года).Затем проверить правильность выполнения задания перевернув вагончик с номером, если цифры стоят по порядку, то задание выполнено правильно.

Игра «Когда это бывает?»

Цель – уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.

Материал: тематический набор картинок (части суток).

Варианты заданий:

1.Детям показываются картинки, на которых изображены контрастные части суток (день-ночь, утро-вечер). Педагог задает вопросы:

- Что нарисовано на картинке?

- Когда это бывает? (Если ребёнок затрудняется, дается подсказка: «Когда это бывает, днём или ночью?»)

- Почему вы так думаете? - Как вы узнали, что наступила ночь (день)?

- Что вы делаете ночью (днём)?

- Какое сейчас время суток?

2. Предъявляются картинки, на которых изображены смежные части суток (утро-день, вечер-ночь). Педагог задает вопросы:

- Что нарисовано на картинке?

- Когда это бывает? - Что вы делаете утром? - А днём?

- Как вы узнали, что утро (вечер) кончилось, а наступил день (ночь)?

- Какое время суток вам больше нравится? Почему?

3. Педагог просит детей выбрать картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь).

4. Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку, что бывает раньше, а что потом: «Сначала ночь, потом…» Когда дети уже усвоили порядок частей суток, можно внести элемент шутки – назвать последовательность частей суток с ошибками, а дети должны исправить ошибку.

Игра «Сутки»

Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.

Материал: 4 картинки с изображением ночи, утра, дня и вечера.

Ход игры:

Ребенок вместе с педагогом рассматривает картинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и положить ее перед собой. Остальные картинки переворачиваются изображением вниз.

Педагог начинает рассказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро).

Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением утра и положить ее на картинку с иллюстрацией ночи.

Далее рассказ продолжается: «Солнце поднялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?»

Ответив на вопрос, ребенок находит картинку с изображением дня и кладет ее сверху.

Затем педагог говорит: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темнеет. Что наступило?»

После ответа на вопрос ребенок берет картинку с изображением вечера и кладет ее на другие картинки.

После этого педагог задает последний вопрос: «Вечер прошел, что наступает за ним?»

Если ребенок не может ответить на вопрос, ему предлагается рассмотреть картинки и догадаться, что наступает следом за вечером.

Игра с часами «СУТКИ»

Цель – уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.

Материал: часы с 4 секторами (картинки: утро, день, вечер, ночь)

Ход игры:

Педагог показывает на сектор, где изображено утро, спрашивает ребенка:

- Что здесь нарисовано?- Когда это бывает? - А что мы делаем утром? (просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем и т.д.)

Обращаем внимание на положение солнца:

-Утром становится светло, солнышко поднимается.

Педагог показывает сектор, где изображён день, спрашивает:

- Что здесь нарисовано? - Когда это бывает? - А что мы делаем днём? (Гуляем, ходим в магазин, обедаем, ложимся отдыхать и т.д.)

- Днём тоже светло, солнышко – высоко на небе.

Педагог показывает сектор, где изображён вечер, спрашивает:

- Что здесь нарисовано? - Когда это бывает? - А что мы делаем вечером? (Гуляем, ужинаем, играем, читаем, ложимся спать и т.д.)

- Вечером темнеет, солнышко заходит, опускается.

Показывает сектор, где изображена ночь, спрашивает:

- Что здесь нарисовано?- Когда это бывает? - А что мы делаем ночью? (Спим)

Ночью темно, светит луна.

Затем обводит календарь рукой и говорит: утро, день, вечер и ночьр можно назвать одним словом – сутки. Они, как четыре подружки – друг без друга они могут, и всегда ходят друг за другом.

Можно обратить внимание ребёнка на цвета, в которые раскрашены сектора. Рассказать, что подружка: Утро - ходит в голубом платье, День - в жёлтом платье, Вечер - в розовом платье, а Ночь - в черном платье.

Задания для детей:

Педагог называет часть суток и просит ребёнка назвать ту часть суток, которая идёт следом.

Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужную часть суток:

- Когда мы завтракаем?

- Когда мы спим? и т.д.

Игра «Назовите пропущенное слово»

Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток.

Ход игры: Педагог говорит предложение, пропуская названия частей суток:

«Мы завтракаем утром, а обедаем…»,

«Мы пойдём гулять…» и т.д.

Дети называют части суток, за каждый правильный ответ – жетон.

Игра «Назовите соседей»

Цель – закрепление последовательности частей суток.

Ход игры: Педагог говорит название: «Назовите соседей утра» и т.д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ – жетон.

Игра «Части суток»

Цель - уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.

Материал: 4 цветные модели(утро, день, вечер, ночь), подборка стихотворений.

Ход игры:

Педагог выставляет картинки с изображением частей суток, дети называют части суток и определяют их последовательность. Педагог читает стихотворение о каждой части суток, а дети, в соответствии с его чтением, показывают нужную картинку.

Вариант игры: Картинки раздаются детям, при чтении стихотворения дети поднимают соответствующую картинку.

Игра «Что вы делали»

Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток.

Ход игры: Выбирается один ведущий ребенок. Педагог говорит ему задание: «Покажи, что ты делал утром».

Ребёнок изображает действие, но не называет его. Остальные дети угадывают.

"Как развить интеллект ребенка?

Учеными доказано, что интеллект передается через гены от матери. Но дело не только в наследственности. Каков будет уровень интеллекта у вашего ребенка, зависит от многих факторов: среда, в которой ребенок воспитывается, характер воспитания, стимулирующие условия и т.д.

Способов стимуляции интеллектуальных способностей детей несколько, а в комплексе, как показали исследования, они дают отличные результаты. Очень важно влияние среды, окружающей ребенка. Когда малыш не чувствует себя в безопасности, постоянно напряжен, его способности к обучению резко снижаются. Мозг реагирует на испытываемые ребенком эмоции. Когда ребенок чувствует какую-либо угрозу, миндалина мозга вызывает чувство «убежать или сопротивляться», эмоции доминируют и закрывают интеллектуальные части мозга.

Уверенные в себе дети учатся лучше и быстрее соображают. Важно уделять детям больше внимания, чаще идти на физические контакты с ними – ласкайте их и обнимайте, чтобы они чувствовали, как вы их любите и цените. Поощряйте и отмечайте проницательность ребенка, >память, концентрацию внимания и выражайте удовлетворение даже самыми, казалось бы, незначительными успехами малыша. Пусть обучение для ребенка проходит живо и интересно. Скука и мозговая активность несовместимы! Если ребенок не в состоянии справиться с поставленной вами целью, когда требования завышены, его самооценка резко понизится, в связи с неудачей. Не скупитесь на похвалы, если это оправданно. Создавайте в доме теплую и доверительную атмосферу. Это обеспечит ребенку необходимую психологическую свободу высказывать новые идеи и использовать новые знания, не опасаясь, что получит в ответ усмешку или грубое замечание.

Известно, что наш организм, потребляя кислород, третью часть всего объема отправляет в мозг. Чем больше он его получает, тем эффективнее происходит развитие. Насыщение кислородом идет интенсивнее, когда ребенок активно двигается. Вывод очевиден: если хотим вырастить вундеркинда, чаще нужно гулять. Только не на городских улицах, заполненных транспортом, а на природе среди деревьев. В парке на свежем воздухе тоже можно найти множество разнообразных занятий.

Физическая активность малыша также существенно влияет на развитие мозга. Даже обыкновенная зарядка полезна развитию интеллекта. А если подойти к этому комплексно?

Кроме естественных знаний, постарайтесь преподать основы выживания: учите быть осторожными, наблюдательными. Для чего эти тренировки? Умственное развитие идет путем его активного приобщения к разнообразным видам деятельности. Что это? Почему так? Как оно связано? Естественное для ребенка любопытство требует понимания. Ребенок привыкает спрашивать и находить ответы. А это значит, что его мышление не стоит на месте.

Малыш исследует предметы, позвольте ему самостоятельные действия со своими игрушками, конечно, под вашим наблюдением. Это способствует развитию его творческой стороны, заставляет его мозг думать и познавать новое. Интеллектуальный рост, происходит при попытках собственными силами справляться с окружающими предметами, в расширении опыта обращения с вещами и общения с окружающими людьми, в личных наблюдениях и умении делать выводы.

Обеспечьте ребенка нужными игрушками, предметами для рисования, инструментами для музыкального развития – всем тем, что может быть использовано им для развития умственных и творческих способностей.Доступ к компьютерным играм и телевизору ограничьте. Они удерживают детей в определенном режиме, ограждающем их от богатства реального мира, и мешают естественному контакту с ним.

Малышам не нужны дорогие и сложные игрушки. Как показали исследования, детей в игрушках больше занимают действия, чем получаемые результаты. Следовательно, взаимодействие родителя с играющим сыном или дочкой было бы особенно выгодным, потому что малыши учатся и по родительской реакции тоже.

Еще немаловажный фактор, способствующий умственным способностям детей – достаточное количество детского сна. Режим сна в раннем возрасте необходим, особенно для нервной системы.

Круглый стол с мамами. Игры на кухне - как форма развития мышления, воображения, сенсорного развития.

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой

деятельности у детей дошкольного возраста; Родители получают знания о

значении игры в развитии ребенка, учатся играть с ребенком в условиях семьи.

Задачи:

1.Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития

интеллектуально-познавательной деятельности.

2.Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с

собственным ребенком.

3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и

семьи; о достоинствах и недостатках игрушек.

Участники: воспитатель, мамы.

Оборудование:

- столы, (на них чашки с чаем для мам);

- подборка лого-математических игр, которые можно проводить на кухне.

1. Вступительная часть

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим

круглым столом. Спасибо за то, что вы нашли время, и мы надеемся, что

проведем его с пользой. Сегодня мы поговорим с Вами о играх, с которыми

можно поиграть с детьми дома, а точнее сказать на кухне. Ведь и правда, где

мамы проводят так много времени после рабочего дня? Конечно, на кухне –

приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью по очереди , перемыть

и прибрать, а потом совершенно усталой добраться до дивана и телевизора. А

ребёнок? Будет ли он ждать, когда у мамы появится второе дыхание, когда она

соберется с силами и мыслями и будет готова поиграть, почитать, помечтать? А

может, не надо разделять эти процессы во времени и пространстве?

Общаться и играть с ребёнком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на

кухне?

Что может получиться в результате? (ответы родителей)

Как можно заинтересовать, привлечь ребенка, какими средствами можно

воспользоваться? (ответы родителей)

Уважаемые мамочки, и вот я сегодня хочу познакомить Вас, с рядом игр,

которые смогут помочь Вашим детям в развитии мышления, внимания,

воображения, в развитие мелкой моторики, в сенсорике в домашних условиях.

Давайте окунемся в мир детства. И поиграем… Представьте, мы на кухне. Я

мама, а вы мои дети.

«Съедобное-несъедобное».

Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.

Правила игры: Взрослый называет разные предметы (н-р картошка, нож, вилка,

торт, кастрюля и т. п.) ребенок в свою очередь должен отвечать «съедобное» или

«несъедобное». Потом можно поменяться ролями.

Отгадываем «Вкусные» загадки.

В поле родился,

На заводе варился,

На столе растворился.

Ответ: Сахар

****

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна его не съем,

Разделю ребятам всем.

Ответ: Бублик

***

Дедушка смеется, на нем шубонька трясется.

Ответ: Кисель

***

Холодок в пакете

Едят и взрослые и дети

Холодок, холодок,

Дай лизнуть тебя разок!

Ответ: Мороженое

«Цвет, форма, размер»

Цель: развитие памяти, мышления, внимательности, логики.

Правила игры: Родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы на

кухне) определенного цвета, формы, размера.

«Угадай»

Цель: формирование умения думать и анализировать, обогащение речи, развития

творческого мышления, воображения, памяти.

Правила игры: Предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на

заданную тему. Потом пусть попробует описать предмет ребенок, а вы

отгадываете!

«Кто больше»

Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.

Правила игры: Совместно с ребенком выберите тему игру (н-р: «Посуда») и по

очереди называете посуду. Кто больше назвал, тот и выиграл!

«Назови ласково»

Цель: формирование навыков словообразования.

Правила игры: Родитель называет любое слово, а ребенок должен назвать его

ласково, н-р, морковь-морковочка, тарелка-тарелочка и т.д.

Задания на развитие мелкой моторики:

1. рассортировать белую и красную фасоль;

1 выложить из фасоли какую-нибудь фигуру, цифру, букву, слово…;

3. в мешочек положить крупу (рис/гречка/горох) и мелкие игрушки из киндер-

сюрприза. Угадать на ощупь найденный в мешочке предмет;

4. посчитать сколько столовых (чайных) ложек, н-р, риса войдет чашку, банку…

5.а если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить

отделить маленькое от большого – развитие сенсорики

3.Заключение:

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре

не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в

обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов,

любви между ними в дальнейшем.

Фантазируйте и играйте на здоровье!

Папка-передвижка по теме "Что должен знать ребенок о времени"

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области