Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)
Нравственное воспитание дошкольников Детство, как известно самая счастливая пора и задача взрослых четко сформировать для детей будущий окружающий мир через взаимодействие с настоящим. От этого зависит наш завтрашний день. Если рассмотреть детские рисунки мы увидим большое оранжевое солнце в светло-голубом небе, зеленные деревья и разноцветные цветы.Педагогам необходимо пытаться воспитать не только физически здоровую душу, но и прививать потребность любить и уважать свое окружение.В духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. В этом плане в детском саду осуществляется немало мероприятий, беседы на этические темы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Большую роль играет чтение художественной литературы, а также русских народных сказок.Мы предположили, что влияние сказок, для гармоничного эмоционального развития детей дошкольного возраста заключается в том, что ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, привлекая их к повторению запоминавшихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Даже если они повторяют интонацию воспитателя, это закладывает основы дальнейшего самостоятельного развития, интонационной выразительности в более старшем возрасте.Сказка является одним из самых доступных средств, для духовно-нравственного воспитания и развития ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители.В настоящие время сказка, как и другие ценности традиционной русской культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы, часто искажающие первоначальный смысл, превращающий сказочное действие, из нравственно - поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки и наша задача попытаться вернуть детям в руки книгу.Огромная роль в нравственном становлении личности дошкольника принадлежит воспитателю, его педагогическому мастерству. Методика работы со сказками обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Наша цель – воспитать личность. Не вялого, пассивного, со всем согласного и безынициативного человека, а сильную личность. Чтобы наши дети могли управлять государством, организовывать производство, преподавать, сочинять, чтобы наши дети были активными, творческими.В период дошкольного детства эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что позволяет в ярких, хотя и кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояние к другому. Восприятие сказки оказывает значимое воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомление со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.Сказка способствует межличностным отношениям, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, который определяет его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка.В нашем дошкольном образовательном учреждении сказка традиционно используется во всех направлениях воспитательно-образовательной деятельности. Создаются условия для введения дошкольников в мир литературы и развития художественно-речевых способностей. Дети знакомятся со сказками на специально организованных мероприятиях по литературному образованию, герои сказок вместе с детьми учатся считать и рисовать, познают окружающий мир, поют песни и делают зарядку, а сказочные сюжеты пронизывают ролевые, подвижные игры. Интерес к сказке поддерживается созданием в групповых помещениях детского сада предметной среды, включающий в себя библиотеку для малышей, уголок театра, художественную галерею, музыкальную шкатулку. Лучшему пониманию сказки помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра, хорошо инсценируются русские народные сказки такие как «Колобок», «Репка», «Теремок». Через художественные образы устанавливаются эмоциональное отношение педагога с детьми, происходит не только ознакомление с окружающим миром, но и развитие эмоциональной сферы детей. Как показывает опыт, выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, рассматривание иллюстраций известных художников, игры в «сказку» - все это формирует эмоциональную восприимчивость детей.Если в младшем возрасте дети еще не могут делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного при помощи воспитателя, то в старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно анализируют поступки героев, соотнося свое поведения с нравственным эталономСказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах своих героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируется желания и поступки ребенка. Отсюда вытекает следующее, в процессе обучения необходимо задействовать всех.Ожидаемые результаты ориентированы не только на формирование нравственно здоровой личности ребенка, но и на развитие умственных способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.Таким образом, можно сделать вывод, что гармоничное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста заключаются в последовательном освоении трех уровней: психофизиологического, социального и эстетического.В процессе художественной деятельности, связанной с содержанием русской сказки, образовательная деятельность содействовала развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития.Образовательная деятельность позволила обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты). Также были расширенны представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру, что заметно содействовало эмоциональному развитию детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
Посмотреть публикацию