Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа образовательная область "Художественное эстетическое развитие" направление "Музыка"

Основной целью рабочей программы является - развитие музыкальных творческих способностей ребёнка в различных видах музыкальной деятельности с учётом его индивидуальных возможностей. Задачи: • формировать основы музыкальной культуры дошкольников; • формировать ценностные ориентации средствами музыкального искусства; • создать условия для обеспечения эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей; а также условия для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. • формировать основы музыкального развития (развития слуха, голоса, чувства ритма), а так же индивидуальных музыкальных способностей. • приобщать детей к народной традиционной культуре; • развивать коммуникативные способности; • способствовать развитию детского творчества во всех видах музыкальной деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 204»

Рассмотрено на совете педагогов Утверждаю

От _____________ №___________ Заведующая______________Е.В.Матвиенко

Рабочая программа

по реализации основной общеобразовательной

программы дошкольного образовательного учреждения

на 2016-2017 учебный год.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

направление «Музыка»

Музыкальный руководитель I категории

Чуприна Елена Владимировна

ОГЛАВЛЕНИЕ

I Целевой раздел

Пояснительная записка стр. 3 – 5

Актуальность и необходимость музыкального воспитания в ДОУ

в контексте ФГОС ДО (цели, задачи, принципы) стр. 6 – 8

Характеристика возрастных возможностей детей стр. 9 – 12

Ценностно – целевые ориентиры образовательного процесса стр. 12 - 13

Планируемые результаты освоения рабочей программы по музыкальному стр. 14 – 16

воспитанию и развитию дошкольников.

Система оценки результаты освоения программы стр. 16 – 17

II Содержательный раздел

2.1. Организация образовательного процесса стр. 17 – 19

2.2. Обязательная часть, реализуемая ФГОС ДО

2.2.1. Формы организации музыкальной деятельности стр. 19 – 21

2.2.2. Структура непосредственно образовательной деятельности, стр. 21 – 22

позволяющая обеспечить реализацию образовательной деятельности

«Художественно – эстетическое развитие»

2.2.3. Связь с другими образовательными областями стр. 22 – 23

2.2.4. Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей стр. 23 – 25

2.2.5. Культурно досуговая деятельность стр. 25 – 26

2.2.6. Работа с родителями стр. 26 – 27

2.2.7. Взаимодействие с воспитателями стр. 28 – 29

III Организационный раздел

3.1. Комплекс методического обеспечения музыкально – образовательного процесса стр. 30 – 31

3.2. Литература стр. 32

I Целевой раздел

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду.

В своей педагогической концепции составитель (музыкальный руководитель) исходит из принципов гуманистистической психологии, которая признаёт огромную ценность человеческой личности, её уникальность, неповторимость, право на стремление к реализации.

Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.

Данная рабочая программа воспитательно-образовательной деятельности музыкального руководителя МАДОУ № 204 составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1.Законом Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании»;

2.Конституцией РФ и учётом Конвенции ООН о правах ребёнка (1993);

3.Уставом МАДОУ № 204, г.Хабаровска

4.Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и режима работы дошкольных образовательных учреждений»;

5.Письмом Министерства образования Российской Федерации от14.032000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

6.Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

7.Национальной стратегией действий в интересах детей 2012-2017г;

8.Основной общеобразовательной программой дошкольного образования МАДОУ № 204, г.Хабаровска.

Настоящая программа является приложением к образовательной программе МАДОУ №204, которая разработана на основе Закона «Об образовании» (ст.12 п 5. ст.30, п.1) т обязательного минимума содержания примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования ( Приказ №1155 от 17 октября 2013 года). Вариативной частью рабочей программы является программа «Ладушки»И.М.Каплуновой, и И.А.Новоскольцевой, программа «Топ, хлоп, малыши», Т.А.Сауко и А.И.Бурениной.

После проведённого анализа было определено, что программа «Ладушки» представляет с собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания, потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнёрства в музицировании, пении, танцах, играх. Данная программа обличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее воспитание и развитие ребёнка от восприятия музыки к её исполнительству, и к творчеству.

Программа «Топ, хлоп, малыши», Т.А.Сауко направлена на музыкально-ритмическое развитие детей 2- 3 лет. Цель программы – воспитание интереса к музыкально - ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в

циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения. Программа состоит из трех частей: содержание работы в течение года; подробное описание всех игровых упражнений с выписанными музыкальным и словесным текстами; и

сценарии развлечений и праздничных утренников с родителями, на основе изученного материала. Основной метод музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ» (С.Д.Руднева).

Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с учётом федерального компонента образовательного стандарта. Программа разработана с учётом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности ДОУ и возрастных особенностей детей.

Рабочая программа состоит из 5 разделов, рассчитана на 5 лет обучения

1 год – первая младшая группа от 2 до 3 лет;

2 год – вторая младшая группа от 3 до 4 лет;

3 год – средняя группа от 4 до 5 лет;

4 год – старшая группа от 5 до 6 лет;

5 год – подготовительная группа от 6 до 7 лет.

Предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий образовательный процесс формируется из различных программных сборников, представленный в списке литературы, а так же используются авторские игры. Репертуар – является вариативным компонентом программы и может изменяться, дополняться, в связи с календарными событиями и планом индивидуально-ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.

1.1.Актуальность и необходимость музыкального воспитания в ДОУ в контексте ФГОС ДО.

«Влияние музыки на детей благодатно,

и, чем ранее они начнут испытывать

его на себе, тем лучше для них».

В.Г.Белинский.

Мир музыки огромен и неповторим. Но не хватит и жизни, чтобы познакомиться с тем наследием, которое оставило нам прошлое, и узнать то, что окружает в настоящем. Влияние музыки очень велико, оно неповторимо и незаменимо. Какое бы образование ни получил человек, музыка в его жизни присутствует всегда. Вполне естественно, что возникают новые жанры, которые, как правило, легко воспринимаются молодым поколением и иногда отрицаются поколением старшим. Но лучшие образцы народной, авторской музыки (классической, эстрадной, детской) сохраняются навсегда. И задача педагогов-музыкантов - научить детей понимать музыку, любить ее. Любовь к музыке невозможно привить насилием (хотя в истории есть и такие факты - детские годы великого Бетховена). Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение. Те задачи, которые ставит педагог, должны быть, прежде всего, задачами для него, а не для детей. Вариативность в разучивании материала (движения, песни и т. д.) играет очень большую роль для педагога. Во-первых, детям не скучно выполнять упражнение. Во-вторых, дети начинают понимать и ощущать многообразие форм движения, пения. В-третьих, педагог, внимательно наблюдая за детьми, отмечает для себя, какой из вариантов выполнения более интересен для детей, лучше и эмоциональнее ими выполняется. В-четвертых, дети начинают творчески подходить к заданиям, сами придумывают варианты выполнения.

Дошкольное детство - это самая благоприятная пора приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыка является средством всестороннего развития и воспитания детей. Прежде всего, это эстетическое воспитание, которое направлено

на развитие способностей детей чувствовать, понимать прекрасное, это развитие художественного вкуса, формирование эмоционального отношения к музыке. Музыка - это средство формирования и нравственных качеств ребенка, которое может быть очень сильным: песни и стихи о Родине, бравурные марши воспитывают и развивают чувство гордости и любви к Отечеству, к семье, к окружающему. Народные игры и пляски обогащают внутренний мир ребенка, прививают любовь и интерес к истории своего народа. Музыка является важным средством творческого, умственного и физического развития детей. Умение вслушиваться и отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, делать обобщения и сравнения требуют активной умственной деятельности.

Таким образом, очевидна необходимость с раннего возраста создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. А это способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Основной целью рабочей программы является - развитие музыкальных творческих способностей ребёнка в различных видах музыкальной деятельности с учётом его индивидуальных возможностей.

Задачи:

• формировать основы музыкальной культуры дошкольников;

• формировать ценностные ориентации средствами музыкального искусства;

• создать условия для обеспечения эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей; а также условия для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.

• формировать основы музыкального развития (развития слуха, голоса, чувства ритма), а так же индивидуальных музыкальных способностей.

• приобщать детей к народной традиционной культуре;

• развивать коммуникативные способности;

• способствовать развитию детского творчества во всех видах музыкальной деятельности.

Основные принципы образовательной деятельности:

•полное проживание ребёнком всех этапов детства обогащение детского развития;

• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

•принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;

•принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

•принцип сотрудничества с семьёй воспитанников;

•приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

•принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

•принцип возрастной адекватности дошкольного образования;

•принцип учёта этнокультурной ситуации развития детей.

1.2.Характеристика возрастных возможностей детей

Возрастные особенности музыкального развития детей 2-3 лет (с учетом сенситивного периода):

У детей преобладает эмоционально-образное восприятие музыки. Проявляется интерес к слушанию, запоминанию и узнаванию коротких мелодий. Формируется умение менять движения в соответствии с изменением характера музыки.

2.Проявляется активное подпевание за взрослым (отдельные слова и слоги, маленькие песенки).

3.Отмечается способность различать контрастные особенности звучания музыки (громко-тихо, быстро-медленно).

4.Развивается умение сопровождать танцевальную музыку различными движениями: хлопать в ладоши, топать ножками, делать полуприседания («пружинку»), выполнять движения с флажками, с платочками.

5.Замечаются первые проявления в передаче музыкально-игровых образов:

(«птички летают», «зайчики прыгают», «мишки ходят вперевалочку и топают»).

6.Появляются активные манипуляции с простейшими музыкальными инструментами (ложками, бубнами, погремушками). Формируется умение начинать и заканчивать игру на музыкальных инструментах в соответствии с началом и концом музыки.

Возрастные особенности музыкального развития детей 3-4 лет (с учетом сенситивного периода):

1. Сохраняется (по отношению к раннему возрасту) эмоционально-образное восприятие музыки.

2. Эмоциональная отзывчивость проявляется преимущественно в подражательности. 3. Формируется ладовое чувство – ощущение ладовых тяготений в музыке (устойчивые, неустойчивые звуки).

4. Развивается чувство музыкальной формы (ребенок может определить окончание звучания музыкального фрагмента, фразы, части).

5. Появляется способность к осмысленной вокализации.

6. Наиболее удобный диапазон для пения ми - си первой октавы (Н.А.Метлов).

7. Певческое дыхание еще короткое.

8. Сохраняются трудности в произношении свистящих, шипящих, сонорных звуков (важно учитывать при подборе репертуара).

9. Появляется элементарная ритмичность – способность синхронизировать движения с ритмической пульсацией в музыке.

Возрастные особенности музыкального развития детей 4-5 лет (с учетом сенситивного периода):

1. В музыкально-игровой деятельности ребенок самостоятельнее.

2. Наглядно-образное восприятие преобладает (как в предыдущем возрастном периоде).

3. Появляется способность устанавливать связи между музыкальными образами и различными явлениями реальности (образы природы, человеческие взаимоотношения, переживания).

4. Движения согласованнее, лучше скоординированы.

5. Развивается свободная ориентации в пространстве (в том числе смена направления движения).

6. Увеличивается диапазон голоса. Возникает наиболее удобный диапазон для пения ре-си первой октавы (Н.А. Метлов).

7. Появляется способность свободно различать и воспроизводить низкие и высокие музыкальные звуки нефиксированной высоты.

8. Формируется мелодический слух.

9. Проявляется интерес к стихотворчеству (тексты песен), к подбору рифм.

10. Появляется стремление достичь определенного результата в музыкальной деятельности.

Возрастные особенности музыкального развития детей 5-6 лет (с учетом сенситивного периода):

1. Восприятие характера музыки становится более эмоциональным, расширяется диапазон способов выразить собственное отношение: словами, пластикой, жестами, мимикой.

2. Развивается способность воспринимать музыку более сложных форм.

3. Развиваются музыкально-сенсорные способности:

•ребенок способен различать тембр, динамику на слух;

•совершенствуется вокально-слуховая координация, усиливается слуховой самоконтроль;

•сформировано чувство лада (различает мажор, минор);

•продолжает развиваться динамический слух (важно: в физиологическом развитии барабанная перепонка тонкая: музыка не должна быть громкой).

4. Укрепляются голосовые связки, увеличивается диапазон голоса; наиболее удобный диапазон для пения фа-си первой октавы (Н.А. Метлов).

5. Улучшается координация движений.

6. Совершенствуется чувство ритма: ребенок способен в процессе пения и слушания музыки воспринимать простые ритмические рисунки (сочетание восьмых и четвертных длительностей), сложные ритмы (пунктирный ритм, синкопы, триоли, квинтоли).

7. Увеличивается объем музыкальной памяти, совершенствуется способность выделять знакомые мелодии из ряда звучащих произведений.

Возрастные особенности музыкального развития детей 6-7 лет (с учетом сенситивного периода):

1. Расширяется восприятие музыки на основе ранее приобретенного музыкального опыта (более глубокое эмоциональное восприятие по сравнению с детьми пятилетнего возраста, более свободное выражение личного мнения о музыкальном произведении, появление критической оценки по отношению к высказываниям сверстников и взрослых).

2. Проявляется способность различать общее и частное в музыкальных произведениях, воспринимать драматургию небольшого музыкального произведения, прослеживать преобразования музыкального образа (настроение, характер).

3. Вокальные голоса четко дифференцируются, с разделением их на высокие и низкие; мужские и женские.

4. Увеличивается музыкальный диапазон: наиболее естественные звуки – «примарные» звуки фа – си первой октавы (Н.А. Метлов), возможный диапазон ре (1-й октавы) – ре (2-й октавы).

5. Меняется качественная характеристика голоса: усиливается динамический посыл во время звукоизвлечения (ребенок поет громче и звонче.

6. Увеличивается объем музыкальной памяти, сильнее развита сфера воображения, фантазии.

7. Совершенствуется общая и мелкая моторика; движения еще лучше скоординированы (способность выполнять синхронные движения в парах); наблюдается рост физической силы. На основе ранее приобретенного опыта повышается вариативность пластической, музыкальной импровизации.

1.3.Ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса

•сохранение здоровья и эмоционального благополучия, обеспечение культурного развития каждого ребенка;

•создание доброжелательной атмосферы, позволяющей растить воспитанников любознательными, добрыми, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

•использование различных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

•творческая организация образовательного процесса;

•вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

•обеспечение музыкального развития ребенка в ходе воспитания и обучения;

•привлечение семьи к участию в культурной жизни групп детского сада и дошкольной образовательной организации в целом;

•соблюдение принципа преемственности.

К целевым ориентирам музыкальной деятельности относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:

1 младшая группа

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная гр.

Ребёнок эмоционально вовлечён в муз. действие

Ребёнок эмоционально вовлечён в муз. – образовательный процесс, проявляет любознательность.

Ребёнок проявляет любознательность, владеет основными понятиями, контролирует свои движения, обладает основными музыкальными представлениями.

Ребёнок знаком с муз. произведениями, обладает элементарными музыкально – художественными представлениями.

Ребёнок опирается на свои знания и умения в различных видах музыкально – художественной деятельности.

1.4.Планируемые результаты освоения рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников.

В программе определены уровни развития музыкальности, в которых на основе целевых ориентиров отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в детском саду:

- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;

- умение передавать выразительные музыкальные образы;

- воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;

- сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);

- умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;

- проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.

Группа

Планируемый результат

1 младшая

2 младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

Эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. Подпевает отдельные слоги, слова, повторяет интонации. Способен соотносить движения с музыкой, проявляет элементарную ритмичность. Стремится двигаться под музыку.

Ориентируется в свойствах музыкального звука (высоко — низко, громко — тихо), простейших средствах музыкальной выразительности, простейших характерах музыки (весёлая — грустная). Подпевает элементарные попевки, двигательно интерпретирует простейший метроритм, играет на шумовых музыкальных инструментах.

Исполняет песни в хоре, простейшие танцы, элементарные партии для детских музыкальных инструментов. Координирует слух и голос. Владеет певческими навыками (чистотой интонирования, дыханием, дикцией, слаженностью). Эмоционально воспринимает праздники.

Различает жанры музыки, форму песни (вступление, запев, припев, проигрыш), узнаёт по звучанию музыкальные инструменты (струнные, ударные, духовые).

Эмоционально исполняет песни, инсценирует их. Сочиняет мелодии различного характера (бодрый марш, спокойную, ласковую колыбельную, плавный вальс, задорную плясовую).

Исполняет ритмично партии в шумовом оркестре, вслушиваясь в своё исполнение, а также в игру товарищей. С удовольствием импровизирует мелодии на детских музыкальных инструментах.

Передаёт в движениях эмоционально-образное содержание музыки. Свободно ориентируется в пространстве. Меняет движения в соответствии с формой музыки. Проявляет самостоятельность в творчестве (придумывает движения, отражающие содержание песен, игр, хороводов, выразительно передаёт музыкально-игровые образы).

Различает элементарные музыкальные понятия (темп, ритм, динамика), жанры (опера, балет, концерт), знает и называет имена композиторов (П.Чайковский, М.Мусоргский, К.Сен-Санс, Р.Шуман, А.Лядов и другие). Знаком с символикой своей страны (гимн, флаг, герб).

Исполняет песни самостоятельно, в хоре, под различные виды аккомпанементов, а так же без аккомпанемента. Передаёт голосом образное содержание песен. Самостоятельно импровизирует мелодии на заданную тему по образцу и без него. Осведомлён с правилами гигиены детского голоса.

Выразительно, ритмично двигается под музыку, реагирует на смену частей. Различает виды танцев (вальс, полька, плясовая). Самостоятельно находит способы передачи игровых образов, действий с воображаемыми предметами.

Знаком с приёмами игры на детских музыкальных инструментах. Развит навык игры в ансамбле. Свободно импровизирует на музыкальных инструментах.

1.5. Система оценки результатов освоения программы.

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Процедура отслеживания и оценки результатов развития музыкальности детей проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).

II Содержательный раздел

Организация образовательного процесса

Организация учебного процесса регламентируется:

учебным планом по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкально-художественная деятельность),

годовым учебным планом, который включает:

- перспективное тематическое планирование содержания работы по музыкальному воспитанию детей,

- план работы с педагогами,

- план работы с родителями,

- план работы праздников, развлекательных мероприятий,

- расписанием непосредственной образовательной деятельности,

Учебный план занимает важное место при реализации рабочей программы. Он скоординирован с учетом требованием санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Нагрузка на детей не превышает предельно

допустимую норму. В соответствии с проектом примерной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО, а также с санитарными правилами НОД организуется в течение всего календарного года.

Группа, возраст детей

Длительность занятия

Всего в год (с сентября по май)

1 младшая (с 2 до 3-х лет)

10 минут \ 2 раза в неделю

70 занятий

2 младшая (с 3 до 4-х лет)

15 минут\ 2 раза в неделю

70 занятий

Средняя (с 4 до 5 лет)

20 минут\ 2 раза в неделю

70 занятий

Старшая (с 5 до 6 лет)

25 минут\ 2 раза в неделю

70 занятий

Подготовительная (с 6 до 7 лет)

30 минут\ 2 раза в неделю

70 занятий

Учебный план состоит из обязательной части и формируемой участниками образовательного процесса части. Обязательная часть полностью реализует федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и включает НОД, позволяя обеспечить реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Группа

Количество развлечений в год (с сентября по май)

Количество праздников в год (с сентября по май)

1 младшая

2 раза в месяц (18)

3

2 младшая

2 раза в месяц (18)

4

Средняя

2 раза в месяц (18)

5-6

Старшая

2 раза в месяц (18)

9

Подготовительная

2 раза в месяц (18)

10

На основе учебного плана составлена сетка занятий, и циклограмма рабочего времени музыкального руководителя. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 )

Содержание психолого-педагогической работы изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2)

2.2.Обязательная часть, реализуемая федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

2.2.1.Формы организации музыкальной деятельности дошкольников.

К основным формам организации музыкально-художественной деятельности дошкольников в детском саду относятся:

•музыкальные занятия в дошкольной образовательной организации;

•использование музыки в повседневной жизни ДОО;

•музыкальное образование дошкольников в семье.

Основной формой организации музыкальной деятельности детей, позволяющей наиболее эффективно и целенаправленно осуществлять процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка являются музыкальные занятия (НОД).

Виды музыкальных занятий

Характеристика

Индивидуальные

Позволяют педагогу наиболее полно раскрыть музыкальные способности каждого ребенка, а работа с отстающими позволяет выявить причины задержки в музыкальном развитии детей.

Индивидуальные музыкальные занятия проводятся:

с каждым ребенком отдельно (в основном с детьми раннего и младшего дошкольного возраста 2 раза в неделю по 10 минут);

в более старших возрастных группах с целью совершенствования музыкально-исполнительских навыков детей, а также для ликвидации пробелов в их музыкальном развитии.

По подгруппам

Проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста 2—3 раза в неделю по 10—15 минут в зависимости от возраста детей.

Занятия по подгруппам позволяют:

объединять детей, проявляющих склонность к отдельным видам музыкальной деятельности,

развивать детей с одинаковым уровнем музыкальных способностей,

осуществлять освоение навыков музыкально-исполнительской деятельности в ансамбле и т. д.

Фронтальные

Проводятся со всеми детьми группы.

этот вид занятий становится основным для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

По содержанию все музыкальные занятия делятся на следующие типы:

Типы занятий

Характеристика

Типовое (или традиционное)

Включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (музыкально-исполнительскую, восприятие, творчество).

Тематические

Характеризуется наличием определенной темы, объединяющей все виды музыкальной деятельности детей.

Разновидности тематического занятия:

собственно тематические;

музыкально-тематические;

сюжетные музыкальные занятия.

Комплексные

Основываются на взаимодействии различных видов искусства — музыки, живописи, литературы, театра и т. д.

Цель этих занятий:

объединение разных видов художественной деятельности детей (музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой и т. д.);

обогащение знаний детей о специфике различных видов искусства и особенностях их выразительных средств;

расширение представлений детей о взаимосвязи искусств.

Интегрированные

Отличается наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией), содержанием разных образовательных областей программы, различных видов деятельности, разных видов искусства, работающих на раскрытие в первую очередь идеи или темы, какого – либо явления, образа.

2.2.2. Структура непосредственной образовательной деятельности, позволяющая обеспечить реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкально-художественная деятельность).

Музыкально-художественная деятельность детей осуществляется в непосредственно-образовательной деятельности. Цель: приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания

музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Структура НОД предполагает следующие разделы:

восприятие музыкальных произведений;

пение;

музыкально – ритмические движения;

игра на детских музыкальных инструментах;

творчество (песенное, музыкально-игровое, танцевальное; импровизация на детских музыкальных инструментах).

2.2.3. Связь с другими образовательными областями

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1. Формирование представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;

2. Развитие свободного общения о музыке с взрослыми и сверстниками;

3. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Расширение музыкального кругозора детей;

2. Сенсорное развитие;

3. Формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества.

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений;

2. Практическое овладение детьми нормами речи;

3. Обогащение «образного словаря».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Развитие детского творчества;

2. Приобщение к различным видам искусства;

3. Использование художественных произведений для обогащения содержания музыкальных примеров;

4. Закрепления результатов восприятия музыки;

5. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности

Образовательная область «Физическое развитие»

1. Развитие физических качеств в ходе музыкально - ритмической деятельности; использование музыкальных произведений в качестве

музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.;

2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

3. Формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации.

2.2.4. Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей.

Данная деятельность возникает по инициативе детей, без участия взрослого или при незначительной помощи педагога. В основе самостоятельной музыкальной деятельности ребенка лежит побудительный мотив – огромное желание поделиться своими музыкальными впечатлениями и переживаниями, стремление продлить общение с музыкой. И не менее важный мотив самовыразиться, самореализоваться через взаимодействие с музыкальным искусством. Важно помочь ребенку осознать поставленные перед ним задачи, вникнуть в суть предложенных заданий, поддержать стремление выполнить их, подобрать нужные способы и решения. В этом и заключается формирование самостоятельной деятельности

дошкольников, освоение ими способов самостоятельных действий. От разнообразия форм организации самостоятельной деятельности детей зависит её характер – воспроизводящая она или творческая.

Вид музыкальной

деятельности

Задачи формирования деятельности

Формы, методы и приемы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей

Слушание

1. Развивать способность слушать и вслушиваться в звучание музыкальных произведений.

2. Развивать умения различать характер музыкального произведения, характеризовать музыкальный образ, соотносить его с миром природы и человеческих взаимоотношений, миром чувств и переживаний.

3. Формировать устойчивый навык по умению определять жанр и форму музыкального произведения, автора.

4. Поддерживать музыкальные впечатления детей, развивать умение эстетической оценки музыкальных произведений, способность эмоционально, образно высказывать о ней, рассуждать.

5. Обогащать собственный музыкальный опыт способами выражения музыкальных впечатлений от воспринятой музыки.

Игровые проблемы и поисковые ситуации, связанные с музыкой. Беседы и рассказы о музыке.

Музыкальная викторина. Досуг «Угадай мелодию».

Музыкальные игры «На что похожа музыка», «Слушаем и рисуем музыку», «Слушаем и играем в музыку», «Слушаем музыку и читаем», «Слушаем и читаем музыку».

Музыкальные метафоры.

Игры - фантазирования или воображаемые ситуации.

Музыкальные игры-сопереживания.

Музыкальное цветомоделирование.

Музыкальное рисование.

Игры-инсценировки, игры-настроения, игры – размышления.

Исполнительство (пение, музыкально -ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах)

Пение:

1.Развивать умение музыкального анализа и эстетической оценки песни.

2. Накапливать песенный репертуар.

3. Развивать музыкально-исполнительские умения для осуществления певческой деятельности. Способствовать активному песенному творчеству.

Проектная деятельность «Моя любимая песня» или «Песни нашей группы».

Музыкальный конкурс «Голос». «Музыкальная минута славы».

Сочиняем музыку (песню) к мультфильму, сказке, истории.

Интонационные игры-импровизации и игры на звукоподражание.

Вокально-речевые игры.

Музыкальные игры-импровизации (сочини мелодию по тексту, песенный мотив, сочини музыку к своему стихотворению и т.д.)

2.2.5. Культурно-досуговая деятельность

Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

Одно только слово "праздник" заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни.

Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетикосоциальное, интегрированное и

комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.

Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста.

Праздники и культурно-досуговая деятельность в ДОУ рассчитаны на детей в возрасте от 2 до 7 лет. Нужно учитывать и детскую непосредственность малышей, их постоянную готовность к "чуду" и социально-педагогическую особенность старших дошкольников – потребность в нерегламентированном общении. С учетом возрастных особенностей детей составлен праздничный календарь, в соответствии с которым мероприятия проводятся в музыкальном зале или на участке детского сада. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

2.2.6. Работа с родителями.

Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй. Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой. В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.

Цель:

•обогащение развивающей среды в семье;

•совместное решение проблем музыкального воспитания детей;

•координирование содержания работы по развитию музыкальных способностей в ДОУ и дома;

•привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада;

•расширение кругозора родителей о мире музыки, праздниках, знаменательных событиях.

Поиск разнообразных форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования:

родительские собрания;

семинары-практикумы;

анкетирование и тестирование родителей;

индивидуальные консультации;

семейные, педагогические проекты;

наглядно – информационные;

анализ педагогических ситуаций;

дни открытых дверей;

проведение совместных праздников и развлечений.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

2.2.7. Взаимодействие с воспитателями.

Для качества реализации программы ДОУ необходима профессиональная компетентность педагогов, их творческая взаимосвязь, взаимодействие. Поскольку воспитатель проводит большое количество времени с воспитанниками (в быту, на занятиях, в игре и т.д.), неоценим творческий контакт между воспитателем и музыкальным руководителем.

Воспитателем закрепляются музыкальные впечатления детей: прослушиваются в группе аудио записи произведений, звучащих на музыкальных занятиях, проводятся самостоятельно некоторые музыкальные досуги и развлечения, создаются проблемные ситуации для активизации самостоятельности и творческих проявлений. Наблюдая за детьми в группе, воспитателем фиксируются некоторые показатели развития музыкальных способностей (внешние проявления детей во время прослушивания музыки, продолжительность внимания, высказывания о музыке, желание повторного слушания, соответствие движений ритму и характеру музыки, и т.д.), выявляются детские предпочтения, на которые, впоследствии музыкальный руководитель опирается в практике.

Велика роль воспитателя в руководстве самостоятельной деятельностью детей: применяются косвенные методы руководства и гибкий творческий подход, позволяющие формировать художественные интересы ребёнка. Следовательно, воспитателем осуществляется преемственность между звеньями музыкально-игровой деятельности и процессом музыкального развития детей.

Цель:

•создание комфортной творческой атмосферы в педагогическом коллективе при осуществлении музыкального воспитания детей;

• консультирование воспитателей по вопросам развития музыкальных способностей у детей в группе;

•планирование и организация совместной работы музыкального руководителя и воспитателя.

Формы работы:

ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального развития детей;

разъяснение содержания и методов работы по музыкальному развитию детей в каждой возрастной группе;

обсуждение сценариев праздников и развлечений;

активная совместная деятельность при изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;

участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды ДО

участие в педагогических советах ДОУ.

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

III Организационный раздел

3.1. Комплекс методического обеспечения музыкального образовательного процесса

Технические средства

Методический комплекс

Наглядные пособия

Оборудование для музыкальной

организованной деятельности

Проектор, экран.

Музыкальный центр.

Цифровое пианино.

Ноутбук.

М.Каплунова «Праздник каждый день» (все возрастные группы);

М.Каплунова «Этот удивительный ритм»; М.Каплунова «Я живу в России»»

М. Каплунова «Топ, топ, каблучок»; М.Каплунова «Потанцуй со мной, дружок»;

М.Каплунова «Необыкновенные путешествия»; М.Каплунова «Привет, Олимпиада»; М.Каплунова «Наш весёлый оркестр»; М.Каплунова «Асамбль ложкарей».

А.И.Буренина «Ритмическая мозаика»;

Т.Суоко «Топ, хлоп, малыш».

О.Н.Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения».

Т.Э.Тютюнникова Программа «Тутти»,

Журналы «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Справочник музыкального руководителя», «Оливье», И.Лыкова.

Фонотека.

Консультативный материал для родителей.

Консультативный материал для воспитателей.

Портреты русских и зарубежных композиторов.

Репродукции художников, иллюстрации к музыкальным произведениям.

Наборы наглядно-демонстрационного материала («День защитника Отечества», «День Победы», по временам года, музыкальные инструменты и т д).

Музыкально-дидактические игры и пособия.

Видео презентации, ролики, развивающие фильмы.

Детские музыкальные инструменты: (ложки, металлофоны, маракасы, треугольники, колокольчики (обыкновенные, хрустальные, строящие), бубны, бубенцы, кастаньеты, рубель, трещётки (круговая и обыкновенная), погремушки, дудки, флейты, звенящие браслеты, мультифон.

Атрибуты для игр, танцев, инсценировок.

Костюмы сценические детские и взрослые, маски, шапочки.

3.2. Литература

1. Арсеньевская О.Н. «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду», г. Волгоград.

2. Арсенина Е.Н. Музыкальные занятия. Средняя и старшая группа. Волгоград.

3. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей.

4. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика».

5. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь».

6. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. «Детство с музыкой» Санкт-Петербург.

7. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. «Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные

педагогические технологии» г.Ростов- на – Дону «Феникс».

8. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез.

9. Каплунова И.М.., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Парциальная программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. С.Петербург.

10. Каплунова И.М. «Я живу в России».

11. Каплунова И.М. «Наш весёлый оркестр».

12. Комиссарова Л.Н. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» издательство «Просвещение»

13. Льговская Н.И. «Организация и содержание музыкально – игровых досугов детей старшего дошкольного

возраста» Айрис пресс, Москва.

14. Мадорский Л. «Музыкальное воспитание ребёнка» Москва Айрис пресс

15. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа образования./ Под ред. Вераксы, Н.Е.,Комарова, Т.С.,Васильева, М.А . М.: Мозаика-Синтез, 2014.

16. Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей» - Учебное пособие.

17. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры» авторская программа и методические рекомендации г.Москва

19. Роот З.Я. «Музыкально – дидактические игры для детей дошкольного возраста» Айрис дидактика, г.Москва

19. Сауко Т., Буренина А. Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2 – 3 лет. Топ – хлоп, малыши!

20. Шуть Н.Н. «Организация детских праздников» издательство «ТЦ СФЕРА»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области