В 2002 году число детей с отклонениями в развитии приравнивалось к 36% от всего детского населения в России. За последнее время число здоровых дошкольников составляет всего около 10%. Мы работаем в специальном коррекционном учреждении IV вида – это дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Практически у всех детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата наблюдаются астенические проявления: истощаемость всех психических процессов, нарушения в интеллектуальном развитии: пониженная работоспособность, замедленное восприятия, малый объём памяти, трудности переключения внимания,памяти. У всех наблюдаются недоразвитие речи и речевые патологии.
Отставание в развитии обусловлено не индивидуальными особенностями ребенка, а болезнью, которая носит обобщенное название «нарушение интеллекта» или «умственная отсталость». В случае тяжелого поражения головного мозга отставание в развитии заметно уже на первом году жизни. Если же речь идет о нарушении интеллектуального развития, то оно становится очевидным с момента поступления ребенка в школу.
Примерно 85% детей с нарушением интеллекта страдают легкой умственной отсталостью. Дети с легкой умственной отсталостью охотно общаются со сверстниками. Они способны усваивать знания, хотя и не в полном объеме.
Дети с умеренной умственной отсталостью составляют примерно 10% всех детей с нарушением интеллекта. У них заболевание обнаруживается в дошкольном возрасте, еще на первых этапах развития. Ко времени поступления в школу уровень развития таких детей соответствует таковому у здоровых детей 2-3 лет. У подростков с умеренной отсталостью возникают трудности в усвоении социальных норм, сложности в общении со сверстниками.
Дети с тяжелой умственной отсталостью составляют 3-4% детей с нарушением интеллекта. Диагноз им ставится в раннем возрасте, поскольку уже в первые месяцы жизни отчетливо проявляются физические особенности и аномалии развития. В раннем детстве речь у таких детей полностью отсутствует. Только к 10-12 годам такие дети могут составлять предложения из 2-3 слов. Умение сидеть, ползать. Ходить, пользоваться горшком и прочие этапы развития проходятся такими детьми гораздо позже нормы.
Трудности, с которыми сталкиваются дети с нарушением интеллекта:
-ограничение речевых навыков. Некоторые дети вынуждены прибегать к жестам и прочим невербальным знакам, чтобы объяснить, чего они хотят. Это затрудняет вербальную коммуникацию.
-проблемы с установлением дружеских отношений. Дети с нарушением интеллекта не всегда могут понять, чего от них хотят другие дети, что выражают их мимика и слова. Это затрудняет участие в играх и общей социальной деятельности, где требуется соблюдение определенных правил поведения.
-сложности в обучении. Поскольку умственная отсталость влияет на речевые навыки, быстроту мышления, способность воспринимать информацию, возникают трудности в процессе обучения.
Большинство детей с нарушением интеллекта проходят те же самые этапы развития, что и нормальные дети, только в более позднем возрасте. Они также учатся играть в куклы и машинки, с удовольствием принимают участие в шумных играх. Если сверстники относятся к ним хорошо, то дети с нарушением интеллекта охотно общаются с ними и даже могут брать на себя роль лидеров и заводил в играх. У детей с умеренной умственной отсталостью возникают трудности в усвоении социальных норм, сложности в общении со сверстниками. Они могут общаться с окружающими и сами заботится о себе при условии должного руководства. У таких детей наблюдается повышенная возбудимость или инертность, трудности формирования интересов и социальной деятельности, нарушения в физическом развитии. Нельзя требовать от таких детей слишком много, не стоит их в чем-то поторапливать, но и не нужно окружать их гиперопекой, иначе они не будут приспособлены к общению с окружающем миром.
В результате в дошкольную группу поступают дети, безречевые, отставание или недоразвитие всех психических процессов, отсутствие навыков самообслуживания, нарушение эмоционально-волевой сферы: одни излишне плаксивы, безразличны ко всему, другие наоборот агрессивны, раздражительны. В данное время по списку из 11 детей – 4 детей с сохранным интеллектом (Кирилл,Соня Т., Саша П. – ЗПР, у Элины Г. Недоразвитие речи), остальные 7 детей с умеренной умственной отсталостью (Тася К., Ева Е., Максим М., Камилла Т., Лена М.) и с тяжелой степенью (Вова П., Катя А.)
Поэтому одни из основных задач дошкольной группы это: привить детям кульнурно-гигиенические навыки, сформировать навыки самообслуживания, коррекция развития речи и всех психических процессов, сформировать предпосылки учебной деятельности, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка.
При поступлении в дошкольную группу мы проводим психолого-педагогическое обследование (2 недели): знакомимся с заключением ПМПК (где они всем детям пишут: «обучение по адаптированной программе»), медицинскими картами, смотрим диагноз, наблюдаем за детьми в режимных моментах, проводим индивидуальные занятия с каждым ребенком, чтобы выявить уровень его развития. Далее детей делим на две подгруппы по уровню интеллектуального развития.
Дети второй подгруппы (с умственной отсталостью), поступающие в дошкольную группу, обнаруживают первоначальное отсутствие всякого интереса к решению познавательных задач, равнодушие, а иногда и негативное отношение к занятиям. Они в любой момент могут отказаться от выполнения задания, не доведя работу до конца. Речевые средства, которыми владеют умственно отсталые дети, недостаточны, ведь они все без активной речи и с ограниченным пониманием обращенной речи. Поэтому основная задача первого этапа коррекционной работы – это установления положительного, доверительного отношения ребенка к взрослому и формирование его интереса к занятиям. С этой целью широко применяются игровые задания, обыгрывание игрушек. Каждое занятие начинается с игрового или сюрпризного момента. Игрушка привлекается для того, чтобы организовать с ее помощью детей на занятиях, привлечь их внимание к выполнению заданий.
Параллельно решается еще одна задача – формирование у детей способов усвоения общественного опыта: подражание, действия по образцу (комментируя выполнения каждого действия, чтобы ребенок усваивал смысл выполняемых заданий), а в дальнейшем и выполнения заданий по словесной инструкции.
При построении занятий необходимо учитывать основные методические принципы обучения умственно отсталых детей:
- смена видов деятельности
Дети с умственной отсталостью сосредотачивают свое внимание на одном виде деятельности не более 3-5 минут. На одном занятии детям дается от 3 до 5 заданий, чтобы привлечь их внимание, поддерживать активность и предупредить утомление.
- повторяемость программного материала
Умственно отсталым детям требуется значительно большее количество повторений, чем сверстникам с сохранным интеллектом. Повторение изученного материала происходит как в процессе одного занятия, так и на последующих занятиях. Главным условием является то, чтобы повторение заданий происходило в новых условиях, при смене наглядного материала, использование разных приемов работы. Это необходимо для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более прочными.
- игровая форма обучения
В начале первого года обучения у таких детей еще не сформирован познавательный интерес, они не привыкли сидеть длительное время за столами. Поэтому занятия целесообразно проводить в игровом уголке с привлечением хорошо знакомых игрушек. Далее, когда дети привыкнут заниматься, их можно посадить на стульчики, которые стоят полукругом. Это помогает удерживать детей в поле зрения и осуществлять работу сразу со всеми детьми, оказывая при необходимости индивидуальную помощь. На втором году обучения детей рассаживаем за парты, чтобы уже формировались предпосылки учебной деятельности.
Если раньше занятия по программе проводились в разных формах: индивидуально, в подгруппах и фронтально, то на сегодняшний день используется индивидуально и в подгруппах (фронтально - ознакомление с окружающим миром, развитие речи проводит логопед, вместо физкультуры - ЛФК). Одним из важных принципов обучения является индивидуально-дифференцированный подход
Индивидуальные занятия являются основной формой обучения, т.к. дают возможность отрабатывать те знания, умения и навыки, которые необходимы конкретному ребенку на данном этапе обучения. Учитель-логопед проводит индивидуальные занятия в утренние часы, воспитатели в выходные дни по заданию логопеда и во второй половине дня по разным видам деятельности детей.
Ведь психические процессы у детей формируются по разному, одни овладели каким-либо материалом, другие не могут запомнить.
По подгруппам мы проводим занятия по математике, аппликации, лепке, рисованию. На занятиях по изо-деятельности осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку, потому что дети имеют разные навыки работы с кисточкой, клеем, краской, бумагой, пластилином, либо не имеют никаких. Поэтому в первой подгруппе можно впоследствии переходить к выполнению действий по образцу или с частичной помощью, то во второй подгруппе только совместные действия педагога с детьми или действия по подражанию.
На занятиях по математике (ФЭМП) так же детей делим на две подгруппы, преследуются разные задачи обучения. В начале первого года обучения у детей второй подгруппы не было вообще интереса к игрушкам и другим предметам ближайшего окружения. У некоторых детей было ограниченное понимание речи, они не понимали, что от них хотят, начинали плакать.
Основной формой обучения является – игровая. Каждое занятие начинается с игрового или сюрпризного момента. При поступлении в дошкольную группу, дети путают основные цвета, вообще их не знают, даже не соотнося. Чтобы сформировать сенсорные эталоны, детей учим накапливать сенсорный опыт, манипулировать предметами и игрушками, т.к. такая деятельность формируется с опозданием и отклонениями на всех этапах развития. Показывая игрушки, выполняем с ними совместные действия с ребенком, потом ребенок выполняет по подражанию, потом по образцу, а далее по словесной инструкции. Очень много используется дидактических игр, сделанные своими руками. Все действия воспитатель комментирует, прием комментирующей речи (собственных действий воспитателя и действий детей) способствует к овладению активной речи, поощряет ребенка к повторению звуков или слов. Если речь у ребенка не развита, то показывается жестами, интонацией.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром проводятся фронтально, то есть со всей группой. Их проводить воспитателю труднее, т.к. присутствуют все дети. Знания об окружающем мире у наших детей очень низкие, даже дети с сохранным интеллектом многое не знают. А умственно отсталые дети не узнают предметы в рисунках. На занятиях используются объемные предметы, игрушки, натуральные предметы, яркие красочные демонстрационные картинки, игры. Также все занятия начинаются с сюрпризного момента. Детей учим смотреть и видеть, слушать, понимать речь, ощупывать и осязать предметы.
При обучении таких детей проблема целенаправленной деятельности и внимания имеет важное значение. Для воспитания внимания большое значение имеет развитие познавательных интересов. Все, что недоступно пониманию и не опирается на имеющиеся представления и знания, не вызывает интереса, а следовательно, не может привлечь внимания. Как только у ребенка появляются элементы отношения и формирования у них интереса к предмету, начинает проявляться и внимание. Необходимо использовать имеющиеся у детей зачатки интереса к игре, слушанию сказок, занятиям по изо-деятельности, физическим упражнениям, участию в бытовом труде (Вова П. любит протирать столы после аппликации), склонности к опеке над другими детьми (Максим М.). Эти интересы следует развивать во время самообслуживания, в быту, на занятиях и в разных видах деятельности. Можно чередовать менее и более привлекательные для ребенка виды деятельности, поощрять ребенка (Вова любит расставлять стульчики).
Динамику развития каждого ребенка мы отслеживаем в дневниках наблюдения. Потом эти дневники передаем учителям, когда дети идут в школу. Дневники очень важны, т.к. у учителя формируется представление о каждом ребенке, с его характером, привычками, поведением, как он развивался и как дольше идет его развитие.
Большую работу по коррекции речевых патологий и всех психических процессов проводят музработник Наталья Григорьевна и логопед Ирина Степановна. Так как умственно отсталые дети у нас в основном неговорящие, методик сейчас много, логопед работает по методике Новиковой-Иванцовой «Вызывание речи через пение», где формируется голосоподача, используются логоритмические упражнения Железновой. Развитие речи идет и через показ сказок на настольном театре, на фланелеграфе, через игры-драматизации, используется пальчиковые игры и театры.
Каждый сотрудник знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Многие родители уделяют большое внимание своим детям, водят в речевые центры, дополнительно занимаются сами или с логопедом (мама Евы, папа Вовы П.)
Наши основные формы работы с родителями это:
-коллективные (собрания, праздники, чаепития);
-индивидуальные (анкетирование, опросы, беседы, консультации специалистов);
-наглядные (стенды, специальная литература, выставки работ и т.д.)
Результат нашей работы наблюдается в том, что у наших детей-выпускников после 2-3 лет пребывания в дошкольных группах, отмечается динамика в развитии: дети становятся социально адаптированными к окружающей среде, формируются навыки самообслуживания, появляется интерес к школе и учебной деятельности.