1. Особенности тренировочных занятий юных гимнастов
Современная система подготовки гимнастов и гимнасток, ориентированная на высокие спортивные достижения, предусматривает раннее начало систематизированных занятий , как правило, выпадающее ещё на дошкольный возраст. В связи с этим этапу предварительной, начальной подготовки следует уделять большое внимание.
Этап начальной подготовки направлен на решение и реализацию следующих задач:
1.Укрепление здоровья и гармоническое развитие всех органов и систем организма ;
2.Формирование правильной осанки;
3.Развитие физических качеств (силы, гибкости, быстроты, координации);
4.Овладение прикладными двигательными навыками;
5.Развитие волевых качеств, воспитание организованности и целеустремленности юных спортсменов;
6.Привитие интереса к занятиям гимнастикой.
Искусственный характер движений в спортивной гимнастике делает ее не только отличной от других видов спорта, но и во многом определяет специфику подготовки спортсменов.
2. Влияние занятий спортивной гимнастикой на организм
Спортивная гимнастика предъявляет высокие требования к функциональным возможностям и к уровню развития физических качеств занимающихся.
Гимнастика развивает специфические, технические навыки, а также вырабатывает у спортсменов силу, гибкость и выносливость, плюс чувство равновесия и координацию движений; содействует воспитанию морально – волевых качеств.
Различные вращательные упражнения совершенствуют все многообразие вестибулярных реакций и в целом функцию организма.
Гимнастические упражнения избирательно воздействуют на двигательные (мышечная сила, быстрота) и психические (ощущение, восприятие, память на движения) способности, необходимые для успешного овладения элементами различной сложности .
Выполнение различных упражнений в гимнастике кратковременны. В отличие от длительных циклических упражнений здесь невозможно достижение устойчивого состояния по потреблению кислорода и другим физиологическим показателям.
Однако повторная работа в этом виде спорта вызывает своеобразное проявление процесса врабатывания и последующей стабилизации функций организма.
Спортивную тренировку следует рассматривать как процесс направленной адаптации организма к воздействию физических нагрузок.
В процессе систематических занятий в организме формируются специальная функциональная система адаптации, обеспечивающая лучшее приспособление его к интенсивной работе в тренировочный период. Образование такой системы реализуется повышением эффективности деятельности различных органов, систем и организма в целом.
Адаптация к физическим нагрузкам при мышечной деятельности во всех случаях представляет собой реакцию целостного организма, однако специфические изменения в тех или иных функциональных системах не одинаковы и могут быть выражены в различной степени .
Таким образом, опираясь на особенности процесса адаптации, зная закономерность формирования функциональной системы, можно различными средствами влиять на отдельные ее звенья. Занятия физической культурой и спортом приводят к значительному улучшению функционального состояния организма и должны быть рекомендованы для гармоничного развития детей, подростков и профилактики заболеваний.
Однако нерациональное применение физических нагрузок может привести к функциональным перегрузкам, травмам и заболеваниям опорно – двигательного аппарата и явиться значительным тормозом в подготовке спортсменов.