Предварительная работа: беседа по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе –
Салтане», просмотр мультфильма, слушание и беседы по произведению; знакомство с творчеством композитора оперы-сказки Римским-Корсаковым, слушание музыки «Три-чуда» из оперы; рассматривание иллюстрации И.Билибина «Бочка по морю плывет», В.Канашевича «Тридцать три богатыря», «Белка», «Город – Леденец», М.Врубеля «Царевна-Лебедь»; знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра.
Создание сказочных домов методом пластилиновой апликациции.
ТСО:Музыкальный центр, кассета, флешка…
Ход занятия
(слайд 1)
Дети проходят в зал и выполняют упражнение «Здравствуй, дружочек!» (я пою 4 строчки, затем дети продолжают). Посмотрите ребята, сколько гостей у нас в зале – давайте мы им улыбнемся (улыбаются) и сядем на стульчики (садятся, а 3 девочек в русских сарафанах садятся на скамейку)
(слайд 2)
Психолог: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1девица: Кабы я была царица,-
Психолог:Говорит одна девица-
1девица: То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир.
2 девица:Кабы я была царица,-
Психолог: Говорит ее сестрица,-
2девица: То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
3девица:Кабы я была царица,-
Психолог: Третья молвила сестрица,-
3 девица: Я б для батюшки – царя
Родила богатыря.
Муз.рук: Ребята вы узнали сказку? Как она называется?
Дети: «Сказка о царе Салтане»
Муз.рук: Кто написал эту сказку? (портрет А.С.Пушкина)
(слайд 3)
Дети: Александр Сергеевич Пушкин.
Муз.рук: Какие еще вы знаете сказки А.С.Пушкина?
Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и т.д.
Муз.рук: А вы знаете ребята,что музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками – ласковыми, добрыми, тревожными, таинственными, если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроение, то становится понятным – о чем говорится в сказке.А какую музыкальную сказку А.С.Пушкина мы с вами слушали?
Дети: «Сказка о царе Салтане»
Муз.рук: Эта сказка не простая сказка, а сказка опера, потому что она объединила различные виды искусств – музыку, драматургию и изобразительное искусство(декорации, костюмы) А кто мне скажет, что такое опера?
Дети: опера – это музыкальный спектакль, который играют на сцене, в театре, но герои, которого не говорят, а поют.
(слайд 4)
Муз.рук: Сегодня мы еще раз вспомним оперу «Сказка о царе Салтане», которую сочинил великий русский композитор. А как его зовут? (смотрим портрет композитора)
Дети: Николай Андреевич Римский – Корсаков
Муз.рук: Сказка очень понравилась великому композитору, и он решил написать к ней прекрасную музыку, которая пригласит нас сегодня в чудесный мир музыки. Но как же мы попадем в сказку! Для начала мы вспомним , как же наши герои в сказке попали на чудесный остров?
Дети: по навету злых сестер несчастную царицу вместе с младенцем посадили в бочку и бросили в море, страшную морскую пучину, «бездну вод») Об этой бездне морской рассказал в своей музыке Римский-Корсаков.
(слайд 5) Посмотрите на экран, мы видим бочку, которая плывет по морю.
Муз.рук:(рассматривание картины И.Билибина «Бочка по морю плывет…») Какое море мы представляем себе, слушая эту музыку?
Дети: страшное, бурное, грозное, бушующее, темное, большие волны.
Муз.рук: А попасть на чудесный остров – нам помогут чудесные ленточки(дети берут ленты и изображают волны ( море спокойное, затем бурливое), сидя на стульчике. Звучит фрагмент «Море» - изображают «волны», затем ленты убирают). (слайд 6) Выкатилась бочка на берег и попала в сказочно-волшебный город, в этом городе было 3 чуда. Какое первое из них? (перед детьми картинки «Белка», «33 богатыря», «Царевна-Лебедь»)
Дети: белка!
(слайд7)
Муз.рук: Вспомним музыку «белки», какая она по характеру?
Дети: музыка белочки очень светлая, веселая, прозрачная, хрупкая, радостная, игривая, шутливая, резвая, прыгучая, плясовая.
Муз.рук: В этой музыке композитор рассказал не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том, как она поет. А кто знает, как называется песня которую пела белка?
Дети: русская народная песня «Во саду ли в огороде»
Муз.рук: Какой музыкальный инструмент в опере исполняет мелодию белки? (показать изображение флейты)
Дети: флейта.
Муз.рук: А кто хочет исполнить песню «белки» - «Во саду ли в огороде»?
( дети по желанию исполняют песню) Сейчас мы с вами послушаем тему «белки». (когда звучит тема «белки», выходит девочка в костюме белки, с корзинкой орешками, выполняет несколько движений и в конце дарит гостям «золотые» орешки, несколько штук) Ребята, белочка приглашает ребят потанцевать «Русский танец»
(слайд 8)
Муз.рук: Назовите , ребята, второе чудо?
Дети: тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномор, это храбрые витязи, защитники волшебного города.
(слайд 9)
Муз.рук: Давайте послушаем фрагмент «Тридцать три богатыря» из оперы и подумаем, в каком характере изобразил композитор богатырей и какие они богатыри? (слушаем)В музыке слышится грозный рокот морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет, и постепенно из него появляются богатыри. Богатыри постепенно выходят из моря, князь Гвидон любуется ими. Краски торжественные, радостные, яркие.А какие же богатыри?
Дети: мужественные, сильные, храбрые.
Муз.рук: Ребята, перед вами лежат инструменты. Я бы хотела, чтобы наши мальчики выбрали соответствующий инструмент и сыграли на них под музыку.(использовать нетрадиционные инструменты) Украсим нашим оркестром звучание темы богатырей («Оркестр» мальчики)
Муз.рук: А какое третье чудо волшебного города?
Дети: прекрасная Царевна Лебедь!
(слайд 10)
Муз.рук: А что вы можете сказать о Царевне?
Дети: Царевна эта необычная волшебница. Это и человек, и птица, птица лебедь. Лебедь – это удивительно красивая и грациозная птица, и музыка ее тоже грациозная, изящная, сказочная.
Муз.рук: Какая мелодия у Царевны Лебедь?
Дети:Мелодия плавная, напевная, похожая на взмахи крыльев сказочной птицы: она то – взлетает вверх, то падает вниз. А когда птица лебедь превращается в прекрасную девушку, ее музыка становится еще более ласковой, теплой и человечной.
Муз.рук: Ребята, я предлагаю закрыть глаза и представить царевну-лебедь и возможно мы увидим чудо!
(слайд 11)
Входит педагог-психолог в роли Царевны-Лебедя.
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята. Мне очень захотелось познакомится с вами, так как очень нужна ваша помощь. Как вы знаете, Гвидон попросил меня создать прекрасный сказочный город, но за то время, пока я была в плену у злого колдуна, мои силы ослабли. Помогите мне. Я предлагаю вам взять ваши сказочные домики и соединить их все в единый прекрасный город( дети берут заранее выполненные ими домики, соединяют их, создавая город).
Педагог-психолог демонстрирует полученный город.
Педагог-психолог: Спасибо вам большое. Получился очень красивый город. А теперь я предлагаю встать в круг и каждому сказать пожелание будущим жителям нашего сказочного города ( дети по очереди говорят пожелания).
Муз.рук: Вот и закончилось наше путешествие! Нам пора возвращаться, я приглашаю вас, отправится в обратный путь, а поможет нам в этом веселая песня!
(слайд 12)
Муз.рук: Вот мы и вернулись! Скажите пожалуйста, какие герои в сказке вам больше всего запомнились? А мне было очень интересно и приятно вместе с вами еще раз вспомнить прекрасную сказку А.С. Пушкина и познакомиться с замечательной музыкой Н.А. Римского-Корсакова.