Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 14 – 15 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ

Цель исследования. Определить влияние специальной физической подготовки на развитие выносливости у школьников 14 – 15 лет занимающихся спортивным ориентированием. Задачи исследования. Достижение цели основывается на решении следующих задач: 1.Изучить научно-методическую литературу по исследуемой проблеме. 2.Определить уровень развития выносливости у подростков (14 – 15 лет) занимающихся спортивным ориентированием.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. На каждом этапе подготовки спортсмена- ориентировщика необходимо выделить ведущие факторы, успешное развитие которых создаст прочную базу для дальнейшего роста специальной подготовленности. Спортивное ориентирование относится к циклическим видам спорта, для которых характерным является высокий уровень развития общей и специальной выносливости. Практика спортивной деятельности показывает, что основа высоких результатов закладывается в детском и юношеском спорте. Поэтому, с целью эффективной и качественной подготовки резервов большого спорта необходимо дальнейшее совершенствование методики развития специальной физической подготовленности юношей-ориентировщиков.

Большинство тренеров и специалистов считают, что оптимальный возраст начала занятий в спортивном ориентировании 9-10 лет, а начало специализированной подготовки с 14-15 лет. Поэтому возрастной период 14-15 лет так важен для спортивной ориентации и селекции, а также рационального планирования учебно-тренировочного процесса спортсменов-ориентировщиков.

Однако, данные литературы свидетельствуют о малой изученности развития выносливости у спортсменов-ориентировщиков 14-15 лет в теории и методике спортивной тренировки.

Цель исследования. Определить влияние специальной физической подготовки на развитие выносливости у школьников 14 – 15 лет занимающихся спортивным ориентированием.

Задачи исследования. Достижение цели основывается на решении следующих задач:

1.Изучить научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.

2.Определить уровень развития выносливости у подростков (14 – 15 лет) занимающихся спортивным ориентированием.

3.Разработать методику развития выносливости у занимающихся спортивным ориентированием.

4.Определить эффективность разработанной методики на развитие выносливости. Школьников 14- 15 лет, занимающихся спортивным ориентированием.

Гипотеза исследования. Предполагается, что систематические занятия спортивным ориентированием оказывают положительное влияние на развитие выносливости.

Объект исследования. Специальная физическая подготовка спортсменов – ориентировщиков (мальчиков 14 - 15 лет).

Предмет исследования. Влияние специальной физической подготовки спортсменов – ориентировщиков (мальчиков 14 – 15 лет) на развитие выносливости.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

История развития спортивного ориентирования как вида спорта

В России элементами спортивного ориентирования стали заниматься туристы. Они первые с рюкзаками на плечах целыми командами участвовали в соревнованиях по прохождению «закрытых маршрутов». Чаще один опытный вел от пункта к пункту всю группу. Постепенно ориентирование стало более спортивным. Остались за стартом тяжелые рюкзаки, одежда стала более легкой, повысилась скорость прохождения, стали проводиться соревнования с индивидуальным прохождением маршрута [8].

12 октября 1963г. – день открытия первых всесоюзных соревнований в окрестностях Ужгорода – стало днем рождения спортивного ориентирования в СССР. Первым победителем становиться команда Литвы [10].

Впервые сборная команда Центрального совета по туризму приняла участие в международных соревнованиях в Чехословакии в 1965 г. Наша Л. Бариса была 10-й из 40 участников. В том же году в горах Болгарии проводится Кубок мира и дружбы. Советская команда трижды завоевывала этот почетный приз.

За относительно небольшой промежуток времени спортивное ориентирование в стране прошло большой и сложный путь. В России проводится множество соревнований. Наиболее популярны различные многодневки: призы «Московского компаса» (Лыткарино), «Жемчужина России» (Тверь), «Венок славы Александра Невского» (Псков), гран-при «Будущие Звезды» (Москва) и т. д.

Значительных успехов достигли российские спортсмены за рубежом. Только в период с 1996 по 1999 г. наши ориентировщики завоевали 61 медаль, из них 21 золотую, 19 серебряных, 21 бронзовую.

С 1991 г. в России выпускался журнал «О-вестник». На его страницах публиковались все материалы о спортивном ориентировании. Редактором был москвич А.С. Лосев. Последний номер «О-вестник» вышел 27 апреля 1997 г. С 1997 г. информационную эстафету по проблемам ориентирования принял журнал «Азимут». Его редактором стал ветеран спортивного ориентирования Г.В. Шур.

Всей работой по развитию спортивного ориентирования в стране руководит Федерация спортивного ориентирования (ФСО). В 1999 г. ее президентом на второй срок избран С.Г. Беляев – депутат Государственной Думы. ФСО России является одним из главных инициаторов работы в ИОФ по включению спортивного ориентирования в программу Олимпийских игр.

Основными атрибутами спорсмена-ориентировщика являются спортивный компас и спортивная карта. Как любая книга пишется буквами, так и карта «написана» условными спортивными топографическими знаками. Спортивные топографические знаки хотя и имеют много общего с обычными топографическими знаками, но отличаются от них. Они более обобщены.

На цветных картах используются следующие цвета:

черный – для изображения дорог, сооружений, контуров, границ и каменного рельефа;

желтый – для изображения открытого пространства (на черно-белых картах оно обычно изображается серым цветом);

коричневый – для изображения земляного рельефа;

голубой – для изображения гидрографии и магнитного меридиана;

зеленый – для изображения растительности, оттенки зеленого цвета отображают разную степень проходимости: чем темнее цвет, тем труднее проходимость;

красный – судейские цвета, изображает старт, финиш, маркировку, запретную для бега территорию, КП и т.д. [21].

Ориентирование, единственный вид спорта, который, не имеет постоянных или стандартных условий для проведения соревнований. Более того, стандартные условия ему противопоказаны. Глубокий смысл соревнований при ориентировании, их огромная притягательная и романтическая сторона заключены именно в том, что всякий раз спортсменам приходится сталкиваться с новым ландшафтом, иным расположением и сочетанием контрольных пунктов, с изменчивыми погодными условиями и состоянием местности, с новыми картами. Поэтому для успешного завершения трасс спортсмены должны быть готовы решать любые навигационные и тактические задачи на любой местности.

Тип местности имеет решающее значение для того, какой техникой ориентирования пользоваться. От этого зависят выбор пути, скорость бега, привязки, которые можно использовать для «взятия» КП. Характер местности имеет первостепенное значение для соревнований по ориентированию.

Под техникой спортивного ориентирования мы понимаем приемы и методы работы с компасом и картой, а также измерения расстояний с целью определения своего местоположения или передвижения в желаемую точку местности [21].

Можно выделить следующие элементы техники ориентирования:

Чтение карты – понимание и объемное представление того, что изображено на ней с помощью условных знаков, применяемых для спортивных карт;

Опознавание ориентиров на местности и сопоставление их с картой, или наоборот;

Работа с компасом при определении расположения ориентиров на местности, для ориентирования карты и определения направлений движения

Измерение расстояний на карте и на местности.

1.2 Виды спортивного ориентирования

Спортивное ориентирование – вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должны пройти контрольные пункты, расположенные на местности. Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции [6].

Выделяют несколько видов спортивного ориентирования:

1. Ориентирование в заданном направлении.

Ориентирование в ЗН – это прохождение отмеченных на карте и расположенных на местности КП в заданном порядке.

Старт участников рекомендуется одиночный. Путь от одного КП к другому участники выбирают по своему усмотрению. К линии финиша они движутся только по финишному коридору.

Если несколько участников показали одинаковый результат, они занимают одинаковое место, получают одинаковые титулы, призы и грамоты. В протоколе результатов участник с меньшим нагрудным номером указывается первым. После участников, показавших одинаковый результат, остается столько не занятых мест, сколько участников имеют одинаковый результат минус единица.

Если участник нарушил порядок прохождения КП или пропустил КП (не имеет отметки КП), его результат аннулируется [10].

2. Ориентирование по выбору.

Ориентирование по выбору – это прохождение заданного количества КП из числа имеющихся в районе соревнований. Выбор КП и порядок их прохождения произвольный, по усмотрению участника.

В районе соревнований устанавливается в 1,5-2 раза больше КП, чем необходимо отыскать участнику. Все КП должны быть примерно одинаковой трудности. Результат участника определяется по времени, затраченному на прохождение заданного количества КП [10].

3. Ориентирование на маркированной трассе.

Ориентирование на маркированной трассе – это прохождение дистанции с нанесением на карту местоположений КП, установленных на трассе.

Результат определяется по сумме бегового и штрафного времени.

За ошибку в нанесении КП более чем 2 мм участник получает штраф 1 мин., за каждые полные и неполные 2 мм.

Максимальный штраф на одном КП равен 5 минутам. Результат участника может быть аннулирован, если он получил максимальный штраф не более половины КП, что оговаривается положением [10].

1.3 Организация специальной физической подготовки спортсменов – ориентировщиков

Для соревнований по спортивному ориентированию характерны протяженные и сложные по рельефу местности дистанции. Для успешного прохождения дистанции их наряду с такими физическими качествами как скорость и сила, необходима выносливость, которая является определяющим фактором физической подготовки спортсменов – ориентировщиков. При развитии общей и специально выносливости режим выполнения упражнений можно условно подразделить на непрерывный и «прерывный» (дискретный). При непрерывном режиме используются равномерный, переменный, контрольный и соревновательный методы тренировки, при дискретном – интервальный, повторный и повторно-переменный.

При беге спортсмен использует обширный диапазон скоростей – от самых низких до предельных. Тренировка выносливости в непрерывном режиме учитывает две составляющие нагрузки: скорость бега и длину дистанции (время) [33].

Для контроля за развитием выносливости используют так называемый Гарвардский степ - тест. При этом надо по возможности сохранять все внешние условия. Применение тест-бега ориентировщиками на всех этапах подготовки дал отличные результаты. Помимо определения уровня развития выносливости он позволяет вносить коррективы в план дальнейших тренировок [30].

Круговой метод позволяет повысить скоростно-силовую подготовку и уровень выносливости. Одно из достоинств кругового метода – возможность строгой индивидуализации нагрузок в зависимости от возраста и уровня подготовленности спортсмена.

Повторный метод направлен на развитие скоростной выносливости и характеризуется повторным прохождением заданной дистанции с максимальной или предельной интенсивностью.

Физическая подготовка является основной для спортсмена – ориентировщика и определяет содержание других видов подготовки [21].

Физическую подготовку в спортивном ориентировании можно разделить на:

– Общую физическую подготовку (ОФП);

– Специальную физическую подготовку (СФП).

Цель ОФП заключается в повышении общей работоспособности организма. Средством ОФП могут быть и другие виды спорта: гимнастика, легкая атлетика, спортивные и подвижные игры, плавание, лыжный спорт, туризм

СФП направлена на достижение результата в определенном виде спорта. Чтобы говорить о специальной подготовке в спортивном ориентировании, нужно четко представлять специфику этого вида спорта.

Спортивное ориентирование – это циклический вид спорта с элементами ациклической работы (преодоление препятствий).

Хотя ориентировщик и стремится к равномерному бегу, но бег на дистанции является неравномерным, с элементами «равного» бега.

Наличие неровностей и препятствий повышает требования к ОДА.

Наличие при физической работе отвлекающих факторов – чтение карты, слежение за местностью, за поведением участников и т.д.

Ориентирование предъявляет повышенные требования к скоростной и силовой выносливости

Энергообеспечение преимущественно анаэробно и анаэробного характера.

Ориентирование – это тяжелая физическая работа, совмещенная с интенсивной интеллектуальной деятельностью (запоминание, восприятие, анализ, выбор тактики прохождения, иногда счет расстояния – и все это в оптимальном беговом режиме)

Зависимость умственной работы от интенсивности физической деятельности [11].

1.4 Выносливость. Определение. Виды выносливости.

Выносливость – это способность совершать работу заданной интенсивности в течение возможно более длительного времени [18].

Выносливость – физическое качество, необходимое всем спортсменам.

Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного и до целостного организма. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, в преобладающем большинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и вегетативным системам его обеспечения - сердечно-сосудистой и дыхательной, а также центральной нервной системе [32, 34].

Выносливость обеспечивается повышенными функциональными возможностями организма. Она обуславливается многими факторами, но прежде всего – деятельностью коры головного мозга, определяющей и регулирующей состояние ЦНС и работоспособность всех других органов и систем, в том числе энергетической. ЦНС, ее высшие нервные центры определяют работоспособность мышц, слаженность функций всех органов и систем, выполнение движений и действий спортсмена. ЦНС в этом отношении обладает очень большими возможностями. В процессе тренировки на выносливость совершенствуется вся система нервных процессов, необходимая для выполнения требуемой работы, для улучшения координации функции органов и систем, для экономизации их деятельности. Наряду с этим нервные клетки головного мозга повышают свою способность работать дольше, не снижая интенсивности[16, 30].

В теории и методике физической культуры выносливость определяют как способность поддерживать заданную, необходимую для обеспечения профессиональной деятельности, мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы[2].

Выносливость принято различать: общую и специальную [18].

Общая выносливость характеризуется способностью человека производить длительное время работу умеренной интенсивности. Общая выносливость – способность длительного выполнения работы умеренной интенсивности с оптимальной функциональной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и структур организма с использованием всего мышечного аппарата. Данный режим работы обеспечивается преимущественно способностями, выполнять упражнения в зоне умеренных нагрузок преимущественно зависит от функциональных возможностей вегетативных систем организма, в особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Иначе говоря, физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности человека. Общая выносливость, складывается как итоговый результат развития конкретных типов специальной выносливости и определяется функциональными возможностями вегетативных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.), поэтому ее еще называют общей аэробной.

Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и в свою очередь служит предпосылкой развития специальной выносливости.

Специальная выносливость характеризуется способностью человека длительно выполнять специфическую работу с высокой интенсивностью. Специальная выносливость означает продолжительность работы, которая определяется зависимостью характера утомления от содержания решения двигательной задачи. Специальная выносливость – не только способность бороться с утомлением, но и способность выполнить поставленную задачу наиболее эффективно в условиях строго ограниченной дистанции (бег, ходьба на лыжах, плавание и другие циклические виды спорта) или определенного времени (футбол, теннис, водное поло, бокс и др.). Специальная выносливость классифицируется:

- по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);

- по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость).

Скоростной называют выносливость, проявляемую в двигательной деятельности, когда от человека требуется удержать максимальную или субмаксимальную интенсивность работы (скорость или темп движений либо такое соотношение скоростей, – например, на первой и второй половине дистанции, – при котором дистанция преодолевается в полную силу). Физиологической основой скоростной выносливости являются анаэробные возможности организма с обеими их фазами – алактатной и гликолитической. Мощность упражнений при такой работе достигает 85–98 % от максимальной. Продолжительность работы может быть 8–45 сек. (максимальная интенсивность) или 45–120 сек. (субмаксимальная интенсивность).

Силовая выносливость представляет собой способность противостоять утомлению мышечной работе, требующей значительных силовых напряжений.

Под координационной выносливостью понимают способность противостоять утомлению в двигательной деятельности, предъявляющей повышенные требования к координационным способностям человека. Проявляется при неоднократном выполнении координационно-сложных технико-тактических действий в спортивных играх или единоборствах, в процессе длительного выполнения гимнастических упражнений, требующих высокого уровня координационных возможностей, и т.д. [32, 34]

Различные виды и типы выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной. Высокая выносливость, скажем, в плавании не гарантирует таковую в гимнастике и т.д.

Другое дело – аэробные возможности организма, которые мало специфичны и от внешней формы движения не зависят явно. Уровень аэробных возможностей, допустим, в беге, скажется на выполнении других движений – в ходьбе, гребле, передвижении на лыжах или коньках.

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Различают две группы тестов для измерения выносливости: неспецифические и специфические.

Согласно рекомендациям Международного комитета по стандартизации, к неспецифическим тестам определения выносливости относят: как эргометрические измерения (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и измерение физиологических показателей (потребление кислорода – МПК, ЧСС, порог анаэробного обмена и т.п.).

Единого универсального метода и критерия оценки выносливости не существует. Для получения полной картины определения выносливости следует использовать разнородные тесты.

Качественные особенности и уровень развития выносливости, ее различные виды, типы и показатели определяются многими факторами:

– биоэнергетическими;

– функциональной и биохимической экономизации;

– функциональной устойчивости;

– личностно психические.

Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен. продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, а также допустимым объемом метаболических изменений в организме [34].

Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. С точки зрения биомеханики экономичность выполнения работы зависит от уровня владения техникой (например, бега на лыжах, плавания), а также выбора рациональной тактики преодоления дистанции.

Физиолого-биохимические, или функциональные, факторы определяются тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты. Установлено, что чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы. Показатели экономичности деятельности выступают в качестве важнейших критериев выносливости человека. Многие из них широко используют в спортивной практике.

Факторы функциональной устойчивости служит базой для развития специальных видов выносливости.

Задачи по воспитанию выносливости.

Они состоят в первую очередь в том, чтобы обеспечить развитие аэробной выносливости. Хотя аэробные возможности организма достигают абсолютного максимума в зрелом возрасте, тем не менее условия для их направленного увеличения можно и нужно создавать в физическом воспитании уже с детского возраста. Это — важнейшая предпосылка повышения общего уровня физической работоспособности и развития специфической выносливости. По мере возрастного созревания организма в воспитании выносливости (в широком смысле этого слова) увеличивается значение комплексного воздействия на все ее факторы. Основная задача при этом заключается в обеспечении неуклонного соразмерного повышения функциональных возможностей, лимитирующих способность противостоять утомлению при разнообразных видах двигательной деятельности. Главное здесь, следовательно, не избирательно воздействие на какие-либо отдельные факторы выносливости, а создание условий для повышения общего уровня работоспособности по отношению к все более широкому кругу видов деятельности, связанных с проявлением выносливости. Это предполагает систематическую адаптации к разнообразным видам утомительной работы, предъявляющей комплексные требования к двигательным способностям.

Основными задачами развития выносливости являются:

- способствовать повышению максимального уровня потребления кислорода как важнейшего фактора аэробной производительности;

- развивать способность и поддерживать длительное время работу в условиях максимального потребления кислорода;

- совершенствовать быстроту развертывания согласованной работы сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем организма.

Факторы влияющие на развития выносливости

Выносливость развивается лишь в тех случаях, когда в процессе занятий преодолевается утомление определенной степени. При этом организм адаптируется к функциональным сдвигам, что внешне выражается в улучшении выносливости. Величина и направленность приспособительных изменений соответствуют степени и характеру реакций, вызванных нагрузками.

При воспитании выносливости с помощью циклических и ряда других упражнений нагрузка относительно полно определяется следующими пятью факторами:

1) абсолютная интенсивность упражнения (скорость передвижения и т.д.);

2) продолжительность упражнения;

3) продолжительность интервалов отдыха;

4) характер отдыха (активный, либо пассивный и формы активного отдыха);

5) число повторений упражнения.

В зависимости от сочетания этих факторов будут различными не столько величина, но и (главное) качественные особенности ответных реакций организма. Рассмотрим влияние названных факторов на примере упражнений циклического характера.

1. Абсолютная интенсивность упражнения непосредственно связана с особенностями энергетического обеспечения деятельности. При низкой скорости передвижения, когда расход энергии невелик и величина кислородного запроса меньше аэробных возможностей спортсмена, текущее потребление кислорода полностью покрывает потребности - работа проходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такие скорости получили название субкритических. В зоне субкритических скоростей кислородный запас примерно пропорционален скорости передвижения. Если спортсмен двигается примерно быстрее, то он достигнет критической скорости, где кислородный запас равен его аэробным возможностям. 3 этом случае работа выполняется в условиях максимальных величин потребления кислорода. Уровень критической скорости тем выше, чем больше дыхательные возможности спортсмена. Скорости выше критических получили название надкритических. Здесь кислородный запрос превышает аэробные возможности спортсмена и работа проходит в условиях кислородного долга за счет анаэробных поставщиков энергии.

2. Продолжительность упражнения взаимосвязана со скоростью передвижения. Изменение продолжительности имеет двоякое значение. Во-первых, от длительности работы зависит, за счет каких поставщиков энергии будет осуществляться деятельность. Если продолжительность работы не достигнет 3–5 мин, то дыхательные процессы не успевают усилиться в достаточной мере и энергетическое обеспечение берут на себя анаэробные реакции. По мере сокращения длительности работы все больше уменьшается роль дыхательных процессов и возрастает значение сначала гликолитических, а затем и креатинфосфокиназных реакций, поэтому, для совершенствования гликолитических механизмов используют в основном, нагрузку от 20 сек до 2 мин, а для усиления фосфокреатинового механизма – от 3 до 8 с.

Во-вторых, длительность работы обуславливает при надкритических скоростях величину кислородного долга, а при субкритических - продолжительность напряженной деятельности систем, обеспечивающих доставку и утилизацию кислорода. Слаженная деятельность этих систем в течение долгого времени весьма затруднительна для организма.

3. Продолжительность интервалов отдыха при повторной работе, как уже отмечалось, играет большую роль в определении как величины, так и (в особенности) характера ответных реакций организма на нагрузку.

В упражнениях с субкритическими и критическими скоростями при больших интервалах отдыха, достаточных для относительной нормализации физических функции, каждая последующая попытка начинается примерно на таком же фоне, как и первая. Это значит, что сначала в строй вступит фосфокреативный механизм энергетического обмена, затем 1–2 мин спустя достигнет максимума гликолиз, и лишь к 3–4 мин развернутся дыхательные процессы. При небольшой продолжительности работы они могут не успеть прийти к необходимому уровню, и работа фактически будет осуществляться в анаэробных условиях.

Если же уменьшить интервалы отдыха, то дыхательные процессы за короткий срок снизятся не на много и последующая работа сразу же начнется при высокой активности систем доставки кислорода (кровообращения, внешнего дыхания и пр.).

Таким образом, при интервальном упражнении с субкритическими и критическими скоростями уменьшение интервалов отдыха делает нагрузку более аэробной. Наоборот, при надкритических скоростях передвижения и интервалах отдыха, недостаточных для ликвидации кислородного долга, последний суммируется от повторения к повторению. Поэтому в этих условиях сокращение интервалов отдыха, будут увеличивать долю анаэробных процессов - делать нагрузку более анаэробной.

4. Характер отдыха, в частности заполнение пауз дополнительными видами деятельности (например, включение бега «трусцой» между основными забегами), оказывает разное влияние на организм, в зависимости от вида основной работы и интенсивности дополнительной. При работе со скоростями, близкими к критическим, дополнительная работа низкой интенсивности дает возможность поддерживать дыхательные процессы на довольно высоком уровне и избегать благодаря этому резких переходов от покоя к работе и обратно. В этом заключается одна из характерных сторон метода переменного упражнения.

5. Число повторений определяет суммарную величину воздействия нагрузки на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В анаэробных условиях увеличение повторений рано или поздно приводит к исчерпыванию бескислородных механизмов. Тогда работа либо прекращается, либо ее интенсивность резко снижается.

Таково в схематичном виде влияние каждого из названных факторов. В действительности картина намного сложнее, так как меняется зачастую не один фактор, а все пять. Это позволяет обеспечивать самые разнообразные воздействия на организм

Для развития выносливости могут применяться самые разнообразные по форме физические упражнения: циклические, ациклические, всевозможные гимнастические, легкоатлетические, игровые и другие, при условии рациональной методической организации. Дополнительными средствами развития выносливости служат дыхательные упражнения, использование факторов внешней среды (например, оздоровительный бег в горах) и другие способы.

Средствами развития выносливости являются упражнения, в процессе выполнения которых активно функционируют большинство или все крупные звенья опорно-двигательного аппарата; мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы является умеренной, большой, переменной, иногда субмаксимальной: суммарная длительность работы с помощью вышеназванных упражнений составляет от нескольких до десятков минут.

Для этого в массовой практике физического воспитания применяют продолжительный бег, передвижения на лыжах, бег на коньках, езду на велосипеде, плавание, другие циклические и ациклические виды движений.

При тренировке выносливости необходимо учитывать интенсивность, частоту и длительность нагрузки, ее общий объем. Пороговой нагрузкой в данном случае можно рассматривать величину веса (сопротивление), превышающую 70% произвольной максимальной силы тренируемых мышечных групп. Выносливость повышается в результате тренировок с большим числом повторений при относительно малых нагрузках.

В качестве средств развития разных типов специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной) применяют те же упражнения, что и для развития общей выносливости. Параметры определяются видом и характером специальной выносливости.

Восстановление – процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию.

Этот процесс характеризуется:

1. Устранением изменений и нарушений в системах нейрогуморальной регулировки.

2. Выведением продуктов распада из мест их возникновения.

3. Выведением продуктов распада из организма.

1.5 Основные методы развития выносливости

Для развития выносливости используются методы непрерывного, прерывного упражнения и комбинированные методы упражнения [16].

1) Метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности.

Непрерывный метод выполнения упражнений используется в виде непрерывного длительного бега, как равномерной скоростью, так и с переменной.

Отсюда – два основных метода непрерывного упражнения – равномерный метод тренировки в режиме непрерывной работы и переменный метод тренировки в режиме непрерывной нагрузки.

Равномерный метод тренировки способствует совершенствованию аэробных процессов, так же улучшает анаэробные возможности. Продолжительность работы в зависимости от уровня подготовленности занимающихся составляет от 10-15 мин до 60-90 мин. Работа менее 4-5 мин малоэффективна, так как не успевают развернуться дыхательные процессы и вывести кислородо - транспортную систему (сердце, сосуды, дыхание) на максимальный уровень потребления кислорода. Интенсивность упражнений (скорость передвижения) должна повышаться постепенно: от невысоких значений ЧСС (120-130 уд/мин) к оптимальным (140-170 уд/мин). Такая постепенность необходима для адаптации сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем организма. Мало интенсивная работа не способствует активизации аэробного обмена, поэтому она малопродуктивна. По мере увеличения функциональных возможностей организма занимающихся продолжительность непрерывной работы и ее интенсивность постепенно возрастают. В данном методе должно обращать внимание на два компонента нагрузки: скорость бега и его продолжительность. При этом скорость бега связана с его продолжительностью обратной связью: чем выше скорость, тем меньше продолжительность. При выборе скорости необходимо распределить усилия так, чтобы прибежать дистанцию в одном темпе [16].

Переменный метод тренировки – варьирование нагрузки путем изменения скорости, темпа, ритма, длительности и амплитуды движения, величины усилий. Задачи – развитие скоростных возможностей и выносливости (общей и специальной). Он предполагает увеличение и снижение интенсивности через определенные промежутки времени. ЧСС к концу интенсивного участка работы увеличивается до 170-175 уд/мин, а к концу мало интенсивного участка снижается до 140-145 уд/мин. [16].

Переменный метод тренировки в режиме непрерывной нагрузки также имеет 3 варианта:

метод переменной тренировки с ритмичными колебаниями интенсивности (по заданной стандартной стереотипной программе);

метод переменной тренировки с неритмичными колебаниями интенсивности (по заданной нестандартной нестереотипной программе);

фартлек – разновидность метода непрерывной тренировки с неритмичными колебаниями интенсивности и длительности работы (по заданной нестандартной нестереотипной программе).

2) Метод повторного интервального упражнения.

Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через определенные интервалы отдыха. Интервалы отдыха между пробеганиями должна быть достаточными для восстановления (ЧСС не превышала бы 100 – 115 уд/мин.). При применении повторного метода происходит развитие скоростной и силовой выносливости (бег в затрудненных условиях). Интенсивность нагрузки равна 90 – 100% от максимальных возможностей занимающихся, скорость планируется заранее [16].

В практике физического воспитания и спорта встречаются несколько вариантов повторного метода:

- с постоянной длинной тренировочных отрезков (стандартно – повторный метод);

- с постепенно увеличивающейся длиной тренировочных отрезков (метод прогрессирующего выполнения);

- с поставлено уменьшающейся длиной тренировочных отрезков (метод редуцирующего упражнения);

- начинается работа с коротких отрезков, затем постепенно его длина увеличивается, а потом уменьшается (вариативный метод) [16].

Интервальный метод. Для него характерно выполнение работы в виде высокоинтенсивных, но кратковременных повторений, разделенных небольшими (строго дозированными) интервалами отдыха между нагрузками. Продолжительность работы для повышения аэробной производительности составляет 1-2 мин. Меньшее время не позволяет активизировать работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а большее - вызывает снижение интенсивности работы. Интенсивность работы должна способствовать росту ЧСС до 160-170 уд/мин к концу упражнения. Интервалы отдыха делаются такой продолжительности, чтобы ЧСС не опустилось к концу отдыха ниже 120-130 уд/мин. Как правило, интервалы отдыха между упражнениями составляют 1-3 мин. Характер отдыха должен быть активным в виде мало интенсивной двигательной деятельности (например, медленной ходьбы), одновременно ускоряющей восстановление организма и поддерживающей его повышенное функционирование. Число повторений упражнения зависит от индивидуальных возможностей занимающегося осуществлять работу в условиях значительного потребления кислорода. Рекомендуется начинать с трех-четырех повторений за одно занятие и постепенно повышать до десяти и более повторений. Тренирующее воздействие при использовании данного метода происходит не только и не столько в момент выполнения упражнения, сколько в период отдыха. В течение первой минуты отдыха после нагрузки потребление кислорода увеличивается, повышается также систолический объем крови. Если очередная нагрузка выполняется в момент, когда эти показатели достаточно высоки, то от повторения к повторению будет постепенно увеличиваться потребление кислорода.

Следует отметить, что интервальный метод на начальном этапе развития общей выносливости желательно не применять, так как он предъявляет серьезные требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам.

Различные сочетания основных методов образуют группу комбинированных методов упражнение. К ним можно отнести: метод «до отказа», моделирующий, игровой, круговой, контрольный, соревновательный [16].

3) Метод «до отказа» – это способ выполнения упражнения до сильного утомления. Основная направленность – повышение специальной подготовленности, выполнение тренировочной работы до появления усталости. По мнению ряда авторов [20], метод «до отказа» является производным от интервального, повторного, непрерывного методов тренировки.

4) Метод моделирования соревновательной деятельности предусматривает интенсификацию режима работы организма в тренировке за счет максимального приближения его на определенных этапах годичного цикла к условиям, характерным для соревнования. Суть метода выражается в целостном выполнении соревновательного упражнения на высоком, но освоенном спортивном уровне интенсивности и с учетом условий и правил соревнования [16].

Основные положения, необходимые при использовании моделирующего метода:

отдых не должен быть продолжительным;

каждый очередной отрезок должен быть равен или короче предыдущего;

первый отрезок должен быть равным соревновательной дистанции;

общее время должно быть близким к тому результату, который спортсмен показывает на дистанции в соревнованиях [16].

5) Игровой метод. Суть его заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Он предусматривает выполнение разнообразных двигательных действий в условиях проведения спортивных и подвижных игр, требующих проявления выносливости. Этот метод позволяет обеспечить повышенную заинтересованность занимающихся в двигательной деятельности и меньшую психическую утомляемость по сравнению с упражнениями монотонного характера (например, продолжительный бег в равномерном темпе). [34].

Нагрузку в игре можно повышать за счет:

* уменьшения количества игроков при сохранении размеров игрового поля

* усложнения приемов игры и правил, при которых игроки не покидают поле, а остаются на площадке.

Продолжительность нагрузки при игровом методе должна составлять не менее 5-10 мин (без отдыха).

6) Метод круговой тренировки предусматривает последовательное выполнение специально подобранных упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. В определенных местах зала или пришкольной площадки (стадиона) по кругу располагаются несколько «станций» (чаще всего от 6 до 12). На каждой станции занимающийся выполняет одно из упражнений и проходит круг от одного до трех раз. Для круговой тренировки подбираются такие упражнения, которые можно повторять значительное число раз (не менее 20-30). ЧСС при выполнении упражнений колеблется от 140 до 175 уд/мин, а в паузах (во время отдыха) снижается до 110 уд/мин. Общая продолжительность времени выполнения упражнений круговым методом составляет 25-35 мин.

7) В контрольном методе выполняется не только целостное соревновательное движение, но и его упрощенный вариант или упражнение, близкое ему по двигательной структуре и режиму энергообеспечения. Такое упражнение должно быть стандартными по характеру движений и условиям выполнения, что дает возможность наблюдать динамику работоспособности спортсмена и функциональных реакций его организма во времени [16].

8) Соревновательный метод.

Это способ выполнения упражнений на выносливость в форме различных соревнований и соревновательных заданий, предусматривающих элементы соперничества. Он стимулирует максимальную мобилизацию физических и связанных с ними психических сил и способностей занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнении, в которых они должны соревноваться. Выбор методов в значительной степени определяется уровнем подготовленности занимающихся. Важным требованием к применяемым методам развития выносливости является нахождение оптимального сочетания продолжительности и интенсивности нагрузки. [18].

1.6 Возрастная характеристика школьников 14 – 15 лет, особенности развития и проявления выносливости

Каждому возрасту присущи свои морфофункциональные особенности. Морфологические и функциональные показатели тесно взаимосвязаны и в значительной мере определяют двигательные возможности подростков.

Подростковый возраст, совпадает у мальчиков с началом, а у девочек с первой половиной полового созревания. В этот период происходит наибольшее прибавление в весе тела, достигает 4 - 6 кг.

Быстрое нарастание веса тела в период полового созревания обусловлено не только интенсивным ростом в длину, но увеличением массы мышц.

К 12-14 годам вес мышц составляет в среднем около 30% веса тела. Мышцы по своим функциональным свойствам уже мало отличаются от мышц взрослого человека.

В занятиях с мальчиками среднего школьного возраста, несмотря на то, что показатели силовых возможностей у них выше, чем у девочек, также необходима большая осторожность при применении упражнений, требующих длительного удержания тела в висе и особенно в упоре. Такая необходимость продиктована прежде всего тем, что в этот период еще не закончено возрастное развитие костного скелета. Позвоночник в подростковом возрасте продолжает сохранять большую гибкость, которая, сочетаясь обычно с недостаточно развитой мускулатурой, делает его легко податливым к искривлением.

Однако, несмотря на способность легко настраиваться на предстоящую работу, подростки при интенсивной мышечной деятельности сравнительно быстро утомляются. Даже у хорошо физически развитых и тренированных подростков работоспособность меньше, чем у взрослых. На физическую нагрузку юные спортсмены отвечают более выраженными реакциями. Сердце подростка при физической нагрузке затрачивает больше энергии, чем сердце взрослого.

Реакция организма подростков на нагрузки различного характера не одинакова. Подростки легче переносят нагрузку при ритмичном выполнении работы; частая смена ритма и темпа движения менее благоприятна для работы сердечно- сосудистой системы детей. Организм подростка хорошо приспосабливается к скоростным напряжениям и хуже переносят нагрузки, требующие проявление выносливости и силы.

Показатели работоспособности у подростков выше, чем у младших школьников. Однако энергетическая стоимость труда у подростков больше, чем 7-8 летних школьников.

Подростковый возраст является периодом активного совершенствования двигательной функции, которая к 13 - 14 годам достигает высокого уровня развития и носит уже многие черты, характерные для взрослых.

В возрасте 15 - 17 лет рост и развитие организма продолжаются, но этот процесс происходит медленнее и более равномерно. Юноши растут быстрее, чем девушки, и опережают последних по всем показателям физического развития. Этот возраст совпадает с окончанием периода полового созревания. Половые и индивидуальные различия в строении и функции организма в это время достигает своего максимума. Развитие скелета к окончанию школы почти завершается, и костный аппарат становится способным выдерживать значительные нагрузки.

Интенсивно развивается мышечная система, особенно у юношей. За 2 - 3 года масса мышц увеличивается у них на 10 - 12%, достигая к 17 - 18 годам 40 – 44 % веса тела.

Юношам становятся доступны силовые упражнения, требующие проявления значительных, а при соответствующей подготовке и максимальных мышечных усилий.

У девушек прирост веса мышц по отношению к весу тела и увеличение мышечной силы выражены значительно меньше, чем у юношей. Более всего у них развивается в этот период мускулатура тазового пояса, в тоже время наиболее заметно отстают в развитие мышцы плечевого пояса.

В юношеском возрасте продолжается развитие сердечно - сосудистой системы. В связи с увеличением размеров сердца и повышением мощности сердечной мышцы значительно возрастает ударный и минутный объем сердца. Частота сердечных сокращений уменьшается. Работа сердца становится более рациональной. Этому способствует и развитие сосудистой системы.

Повышение функциональных возможностей организма связано с развитием органов дыхания. В этот период заметно увеличивается, особенно у юношей, окружность грудной клетки.

Функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у девушек значительно ниже, чем у юношей. В связи с этим на занятиях с девушками необходима более строгая дозировка упражнений, требующих проявления выносливости. Повышение физических нагрузок должно быть более постепенным. В возрасте 15 - 17 лет завершается развитие центральной нервной системы.

Проблема совершенствования выносливости с детского возраста является одной из важнейших в физическом воспитании и спортивной тренировке. Воспитание выносливости в спортивных целях должно способствовать массовому укреплению здоровья подрастающего поколения, что особенно важно в связи с имеющей место гипокинезией у детей школьного возраста, усугубляющейся акселерацией физического развития.

В динамике выделяются следующие периоды: первый (10 - 12 лет) - стабилизация выносливости; второй (13 - 14 лет) - резкое увеличение ее; третий (15 - 16 лет) - снижение уровня выносливости; четвертый - период начиная с 17 лет второго прироста, когда показатели выносливости имеют тенденцию к новому увеличению.

Увеличение выносливости у школьников 13 - 14 лет объясняется большой двигательной активностью в этом возрасте, началом интенсивного полового созревания и связанного с ним быстрого прироста показателей физического развития. Этому способствует также значительное увеличение абсолютного и относительного МПК и прирост величин потребления кислорода. В этом возрасте улучшается легочная вентиляция, снижается частота дыхания и увеличивается его глубина [32].

Ухудшение выносливости в 15 - 16 лет объясняется уменьшением двигательной активности, отсутствием значительных приростов в показателях физического развития, затуханием изменений, связанных с половым созреванием, снижением прироста в показателях максимального потребления кислорода и легочной вентиляции.

Биоэнергетические факторы являются определяющими при проявлениях выносливости, поэтому о динамике ее возрастных изменений лучше всего судить именно по метаболическим показателям.

Показатели физической работоспособности человека с возрастом претерпевают закономерные изменения. В период физиологического созревания организма человека и формирования его психической сферы, аэробные и анаэробные возможности человека увеличиваются.

Наиболее резко меняются с возрастом показатели максимальной анаэробной мощности (МАМ) и гликолитические возможности (по показателям предельной концентрации молочной кислоты в крови) [32].

Юношеский возраст является переходным главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания и воспитания, параллельно которому достигают зрелости остальные биологические системы организма. Это так называемый «третий мир», который существует между детством и взрослостью. Биологически – это период завершения физического созревания. Однако, в этот период еще наблюдаются некоторые специфические, характерные для данного возраста особенности внешнего вида юношей.

Начиная с 14-15 летнего возраста у юношей, активизация деятельности гипофиза и щитовидной железы стимулируют функцию коры надпочечников. Гормоны коры надпочечников и половых желез способствуют дальнейшему развитию вторичных половых признаков и формированию фигуры.

Все процессы созревания протекают хотя и в определенной пропорции, но крайне неравномерно и у многих в различное время. Раньше и наиболее интенсивно начинают расти конечности, затем увеличиваются поперечные размеры таза и грудной клетки (несколько раньше у девочек) и лишь после этого – длина туловища.

В этот период у мальчиков начинает отчетливо конструироваться мускулатура спины и груди, формирующаяся по мере роста все более по мужскому типу, исчезает округлость контуров, свойственных раннему возрасту, уменьшается количество подкожного жирового слоя, одновременно значительно увеличивается мышечная масса.

Подростковый период, как уже говорилось, отличается бурным увеличением массы мышц и мышечной силы; к 14-15 годам масса мышц составляет 1/3 общей массы тела. Мышечная сила достигает наивысшего уровня через год-полтора после достижения максимального роста, у юношей мышечная сила наиболее резко увеличивается после 14 лет, но и к 18 годам она еще не достигает максимального развития силы взрослых мужчин.

У подростков в связи с неравномерным ускорением роста, главным образом непропорциональным развитием костей и мышц, наступает временная дисгармония в координации движений, известная неуклюжесть, угловатость, которые с возрастом постепенно проходят.

Переходный возраст (в широком понимании этого слова) всегда считался критическим. Но насколько резкими и всеобъемлющими оказываются перемены личности? Разные психические качества изменяются по-разному: одни быстро, другие остаются относительно прежними на протяжении всей жизни. Различна и степень возрастной изменчивости личности в целом: одни люди сильно меняются при переходе от детства к юности, а другие – нет. У одних этот возраст протекает бурно и болезненно, у других - плавно, спокойно. Это зависит как от окружающей среды и воспитания, так и от врожденных свойств организма.

Юноши 14-15 лет нередко считают, что в физическом отношении они невыгодно отличаются от сверстников, испытывают чувство неполноценности, становятся робкими, замкнутыми.

Юноши начинают в этом возрасте заниматься различными видами спорта, особенно теми, которые развивают и укрепляют мускулы, формируют фигуру, силовыми видами спорта.

Во взаимоотношениях с окружающими, юноши стремятся руководить, вести за собой.

Особого внимания при характеристике этой возрастной группы требует освещение их эмоциональной сферы.

Вопрос об особенностях эмоционального мира подростка и юноши, отмечает И. Кон,- имеет самостоятельное значение. Тезис о повышенной эмоциональной возбудимости и реактивности переходного возраста мало у кого вызывает сомнение. Но возникает вопрос, по сравнению с кем эта реактивность кажется повышенной - по сравнению с ребенком или со взрослым?1 Далее автор приводит данные исследований, проведенных болгарскими учеными, которые изучая возрастные срезы детей от 5 до 17 лет, пришли к выводу, что наиболее возбудимый тип нервной деятельности чаще всего встречается у 5-ти летних. С возрастом процент возбудимых падает. В пубертатном возрасте (13-15 лет у мальчиков) доля возбудимых опять увеличивается, а после его окончания опять уменьшается. Физиологические истоки эмоциональной напряженности. У мальчиков нет жесткой психофизиологической зависимости, хотя пубертатный возраст и для них труден. Практически все психологи мира считают наиболее трудным возрастом эмоционального развития 12-14 лет. К 15 годам, как правило, уже начинает проходить подростковый синдром озабоченности своим телом и внешностью. Поэтому эмоциональные реакции и поведение юношества данного возрастного периода уже нельзя объяснить лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также и от социальных факторов и условий воспитания.

Возраст 14-15 лет характеризуется более высокой, по сравнению с подростковым, дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Юношеские настроения, значительно более устойчивы и осознаны, чем в 11-13 лет, и соотносятся с гораздо более широким кругом социальных условий.

В возрасте 14-15 лет сильнее выражены, чем в подростковом, индивидуальные различия в степени тревожности и в характере вызывающих ее факторов, таких как: успеваемость, положение среди сверстников, особенности самооценки, тревожность, связанная с типом нервной системы. Уровень сознательного самоконтроля уже выше чем у подростков. Они чаще жалуются на свое слабоволие, неустойчивость, подверженность внешним влияниям и такие характерологические черты как капризность, ненадежность, обидчивость. Многое в их жизни, включая собственные поступки, кажутся, совершающимися автоматически, помимо их воли, и даже вопреки ей.

Так называемые немотивированные поступки, частые в этом возрастном периоде, вовсе не безпричинны. Просто их мотивы, вследствие тех или иных обстоятельств, не поддаются логическому анализу. Чтобы их понять, отмечает В. Исаев,- следует четко разграничивать напряженность, а нередко и внутреннюю конфликтность психики юноши или девушки и социальную конфликтность поведения.1

В этот период расширяется сфера эстетических чувств, которые постепенно вычленяются из круга других переживаний, и находят специфические способы выражения и удовлетворения. При этом в эстетике, как и в морали, юность особенно чувствительна к контрастам, остро переживает переход от возвышенного к низменному, от трагического к комическому. Особенно нужно отметить развитие в этом возрасте, тесно связанного с ростом чувства интеллекта, чувства юмора, иронии, которые позволяют вырвать предмет из его привычных связей, и установить с ним необычные ассоциации.

Заметно дифференцируются интеллектуальные чувства. Наивная детская любознательность к 14-15 годам перерастает в осознанное наслаждение процессом мышления, в радость по поводу преодоления трудностей.

Развитие высших чувств, эмоциональности, не является линейным процессом, их невозможно понять без учета самосознания личности.

Становление самосознания и устойчивого образа «Я» - это важнейший психологический процесс раннего юношества. Высокий уровень развития самосознания порождает интерес к собственной личности, к формам ее организации и саморегулирования. Внешний и физический мир теперь только лишь одна из возможностей субъективного опыта, центром которого является собственная личность,

Юноши 14-15 лет в этот период считают себя менее смелыми, менее коммуникабельными и жизнестойкими, нежели их сверстники, зато более добрыми и способными лучше понять другого человека.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области