Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Пробуждение интереса учащихся к изучению русского языка и литературы. /Из опыта работы/

Методическая помощь молодым педагогам

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Пробуждение интереса учащихся

к изучению русского языка и литературы

(Из опыта работы)

Всякое познание начинается с удивления. А удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. В преподавании русского языка и литературы особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребёнка. На примере изучения нескольких тем покажу, с помощью каких приёмов можно добиться пробуждения интереса учащихся к теме, к самостоятельной работе.

Если на уроке есть место юмору, игре, то можно с уверенностью сказать, что все ребята будут вовлечены в работу. По возможности стараюсь придерживаться этих правил на каждом уроке.

Так, при изучении той или иной темы во время актуализации предлагаю шуточный текст, требующий выполнения заданий, предполагающих знание предыдущих тем. Подобные тексты с тематическими заданиями сочиняю для ребят сама с учётом их интересов и способностей. Музыкальное сопровождение - песня А.Пугачёвой «Найди меня» - помогает ребятам настроиться на быстрый темп.

Иногда провожу уроки-игры: викторины, брейн-ринги, концерты… Это, безусловно, помогает привить интерес к предмету. Главная положительная особенность таких уроков в том, что все ребята находят применение своим знаниям (учащиеся с высокой мотивацией к учебной деятельности, выступающие в роли знатоков), творческим способностям (дети со средней мотивацией из числа зрителей, готовящие музыкальные паузы). Для детей со слабой мотивацией к учебе тоже найдётся посильная работа: следить за секундомером, записывать на доску названные ведущим баллы. Болельщики ни в коем случае не должны оставаться без внимания, важно подчеркнуть их значимость: в противном случае у них может возникнуть ощущение своей второстепенности на уроке. В связи с этим болельщиков делю на 2 команды и предлагаю им различные игры: «Аукцион», «Найди лишнее слово», «Эрудит» и др. Победа команды болельщиков вносится в актив знатоков. Во время таких уроков видишь, как радостно блестят глаза твоих учеников, как искренне рады они происходящему. Уже одно это толкает учителя на поиски чего-то нового, более интересного и необычного.

Перед учителем-словесником стоит важный вопрос: как стимулировать речевую активность школьников, как вызвать у них желание высказать свои мысли в письменной или устной форме? Ведь ни для кого не секрет, что сочинение, пусть даже миниатюра, - это далеко не самое любимое задание для большинства ребят. Но в то же время трудно представить себе уроки русского языка без этого вида работы. Мне кажется, написание миниатюры должно являться логическим завершением каждого урока. К выполнению этого задания стараюсь подвести детей с помощью различных интересных деталей – вставок. Например, при изучении темы «Мягкий знак на конце и в середине числительных» для активизации деятельности учащихся делаю следующее: составляю письмо, которое, якобы, прислала ребятам сказочная Лиса Патрикеевна. В письме содержится просьба помочь заполнить один из пунктов анкеты. Для выполнения этой просьбы ребятам необходимо познакомиться с новой темой, а уже после этого, конечно, никто из них не сможет отказать в помощи персонажу любимых сказок.

Таким образом, трюк с письмом помогает достичь сразу двух целей: 1) пробудить интерес к самостоятельной работе (дети самостоятельно работают над параграфом), 2) стимулировать речевую активность учащихся (каждый из них пишет ответ Патрикеевне)

Чаще предлагаю ученикам составление миниатюр с тематическим заданием. Например, при изучении темы «Не с прилагательными» можно попросить ребят написать небольшой текст «Гостья-зима» и включить в него слова с изученной на уроке орфограммой.

Труднее приходится учителю на уроках литературы, когда дети с неохотой читают художественные произведения. Но и из этой ситуации можно найти выход. Считаю целесообразным проведение 10-минутных игр, викторин, в которых невозможно стать победителем без глубокого знания текста. Желание каждого ребенка стать участником игры побуждает его к прочтению изучаемого произведения.

Ещё один активизирующий приём, которым я часто пользуюсь на уроках литературы, - защита рисунков. Этот вид работы нравится детям, ведь возня с цветными карандашами, красками – это удовольствие. А что можно нарисовать, не зная текста?! Это задание позволяет раскрыть творческие способности детей. Кроме того, ребенок должен словесно «защитить» свой рисунок, что предполагает обосновать выбор эпизода, раскрыть мотивы поступков героев, выразить их чувства, характеры и т. п. Таким образом, защита рисунков – это ещё и форма работы по развитию монологической речи учащихся.

Нравится ребятам и работа над докладами, предполагающая чтение дополнительной литературы, работу с различными Интернет-ресурсами, знакомство с интересными, ранее неизвестными сведениями из жизни писателей.

Развитие творческих способностей должно находить отражение и в мероприятиях по внеклассной работе. В своей деятельности стараюсь придерживаться этого принципа.

Особняком стоит такая форма работы, побуждающая детей к чтению, как парад литературных героев. Перед ребятами стоит непростая, но очень интересная задача: представить литературного героя через деталь. Так, например, представляя Остапа Бендера, ученик выходит с шарфом на шее. «Манилов» выходит с книжкой, на которой прикрепляется крупная табличка с надписью «Стр. 14», манкурт из романа Чингиза Айтматова появляется с резиновой перчаткой на голове, символизирующей верблюжье вымя и т. д.

Я остановилась лишь на отдельных приёмах работы по предмету. А в целом свою задачу по пробуждению глубокого интереса к изучению языка и литературы вижу в органическом сочетании форм урочной и внеклассной работы, в реализации межпредметных связей, дифференциации обучения.

Думаю, в своей работе я сумела достичь определённых результатов. Знаю, что многие дети с нетерпением ждут уроков русского языка и литературы, надеясь на встречу с чем-то интересным. Если раньше мои ученики к работе по развитию речи относились с явным равнодушием, то сегодня им нравится этот вид деятельности. Они понимают, что их мысли будут услышаны, прочитаны, что их мнение кого-то волнует. Интерес к предмету у ребят появился! Об этом свидетельствует их стремление принять участие в различных конкурсах, олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области