Цель: Продолжать уточнять и систематизировать знания детей об зимних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных перед долгой зимой.
Коррекционно-образовательные цели:
-расширять и углублять представления детей о подготовке диких лесных животных к зиме;
-учить отыскивать причины изменений в жизни животных в условиях их обитания, устанавливать причинно-следственные связи;
-формировать умение обобщать , делать выводы , вести диалог;
-развивать кругозор, сообразительность, любознательность.
Коррекционно-развивающие цели:
-развитие связной речи;
-развитие речевого слуха, зрительного восприятия и внимания;
-развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
-координации речи с движением.
-учить образовывать притяжательные прилагательные ; совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами –онок-; -енок-; -ат-; -ят- ).
-упражнять в подборе прилагательных –определений и согласование их с существительными.
Коррекционно-воспитательные цели:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;
-воспитание любви и бережного отношения к природе.
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Оборудование: Магнитная доска, фигурки диких животных ( лиса, медведь, волк, белка); мнемотаблица «описание дикого животного», мяч, мягкие пазлы «дикие животные».
Предварительная работа: ознакомление со схемой описания животного. Разучивание физкультминутки «Дикие животные».
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте ребята. Сегодня я предлагаю вам побывать в зимнем лесу в гостях, а у кого в гостях вы узнаете , выполнив мое задание. Предлагаю вам сложить картинку из частей (дети собирают картинку).
О ком же мы будет с вами сегодня говорить? Дети: О диких животных.
Логопед: Правильно. Отправляемся в зимний лес.
- Мы идем сегодня в лес ( шагают)
- Очень много там чудес
- И высокие сугробы не помеха нам в пути,
- Нам лесных зверюшек нужно,
- Обязательно найти!
Логопед: Как же здесь, хорошо! Давайте подышим чистым морозным воздухом.
Дыхательная гимнастика . Вдох носом и медленный выдох ртом.
Логопед: Молодцы ребята. Ребята давайте пройдем на свои места .
Сегодня на занятии мы будем говорить о диких животных в лесу. Кто же живет в лесу? Сейчас мы с вами узнаем, а для этого мы должны отгадать загадки. 2. Давайте поиграем в игру « Подскажи словечко».
- Кто пчелиный любит мед, лапу кто зимой сосет? ( медведь).
- Прыгун-трусишка,
Хвост – коротышка,
Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки.
Одежда в два цвета-
На зиму, и на лето.(заяц).
- Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней. (лиса).
Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил?
А в кусты через пенек промелькнул, как огонек? ( белка).
-Дружбу водит он с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щелк да щелк,
Очень страшный серый? (волк).
Логопед: Молодцы ребята, вы все загадки отгадали.
3.Составление рассказов-описаний о диких животных по схеме. ( Актуализация словаря по теме «Дикие животные» ). Развитие связной речи, творческого воображения). Логопед помещает на магнитную доску схему рассказа о животном.
Логопед : Сейчас я вам предлагаю составить рассказы-описания о тех животных, про которых мы слушали и отгадывали загадки. Вам поможет эта схема-картинка-подсказка. Сначала вы расскажите , кто это?, дикое оно или домашнее?, Где живет?. Потом опишите: какого оно размера, цвета, какой у него мех, строение туловища.
1й ребенок: Это медведь, дикое животное. Он живет в лесу, зимой спит в берлоге. Он большой, коричневого цвета. У него густой мех, большая голова, сильные лапы, маленький хвост. Медведь умеет рычать грубым голосом. Он любит мед, малину.
2й ребенок : Это волк, дикое животное. Он живет в лесу, он хищник. Волк серого цвета, с густым теплым мехом. Имеет крепкое мускулистое тело, сильные лапы, голова с острыми ушами. У волка очень острые зубы.
3й ребенок: Это лиса, дикое животное. Она живет в лесу. У нее яркий рыжий густой мех, пушистый хвост . Гибкое тело , острая мордочка, большие уши. Лапы у лисы крепкие и мускулистые. Она очень ловкая. Питается она мелкими животными- мышками, зайцами, с удовольствием ловит рыбу.
Логопед : Молодцы ребята, замечательные рассказы. А теперь поиграем в игру « Кого не стало?». Посмотрите внимательно на фигурки животных , запомните . Закройте глаза, я уберу одну фигурку, а вы откроете глаза и назовете , кого из животного не стало. Дети закрывают глаза, логопед убирает фигурку , дети отгадывают.
5. Физкультминутка «Дикие животные».
Встанем , надо отдохнуть ( встать со стульчиков, пройти на коврик).
Наши пальчики встряхнуть ( сжимание и разжимание пальчиков).
Поднимайте ручки вверх ( подставить ладони на голову пальцами вверх).
Шевелитесь пальчики (подвигать ладонями вперед-назад).
Так шевелят ушками, серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках ( ходьба на носочках).
Как лисы бродят по лесочку ( плавные движения руками перед собой).
Волк озирается кругом ( руки на поясе, повороты головой).
И мы головки повернем ( повороты головой влево, вправо).
Теперь садимся тише-тише( Сесть на корточки).
Притихнем словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу, топтался и рычал ( ходьба вперевалку, руки перед собой, согнуты в локтях).
Хотел он очень меда, а где достать не знал! ( поднять плечи вверх, вопросительный вид).
Логопед: Молодцы ребята. А сейчас пройдем на свои места и сделаем гимнастику для язычка.
6. Артикуляционная гимнастика.
- «улыбка», «заборчик», «трубочка», «щетка-сметка», «вкусное варенье», «качели».
Логопед: Хорошо, молодцы. Я предлагаю вам поиграть в интересную игру с мячом. Встаем и проходим на коврик. 7. Игра «Подбери признак». Я буду бросать мяч и называть животное , а вы должны подобрать прилагательное , ответить на вопрос какой, какая? Например: заяц какой? – быстрый, трусливый, ловкий, белый. Лиса какая? – ловкая, хитрая, рыжая, пушистая, красивая. Белка какая? – рыжая, быстрая, ловкая. Волк какой? – злой, зубастый, серый. Медведь какой? – косолапый, неуклюжий, лохматый, сильный, неуклюжий. Еж какой? – колючий, умный.
Логопед: Ребята кого из этих животных мы зимой в лесу не увидим? (медведя и ежа) , правильно. Почему? Ответ детей - ( Потому что, эти животные зимой впадают в спячку). Правильно.
8. Итоги занятия. Логопед: Наша прогулка по зимнему лесу подошла к концу. С кем мы сегодня путешествовали по зимнему лесу? (ответы детей). Вам понравилась наша прогулка? ( Ответы детей) . Вы все молодцы!
Источники: Н.В.Нищева « Конспекты подгрупповых занятий в старшей группе в детском саду», Санкт-Петербург: Детство-Пресс,2012.
О.С. Гомзяк « Говорим правильно в 5-6 лет». Москва: ГНОМ, 2014.