Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК СПОСОБ РАСШИРЕНИЯ «КУЛЬТУРНОГО КРУГОЗОРА» БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Показать возможность расширения форм и методов самостоятельной работы студентов педагогических вузов

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Трифанов Сергей Иванович,

старший преподаватель кафедры

гуманитарных наук

Института педагогического

образования и менеджмента (филиал)

ФГАОУ «Крымский Федеральный

университет им. В.И. Вернадского»

в г. Армянске

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК СПОСОБ РАСШИРЕНИЯ «КУЛЬТУРНОГО КРУГОЗОРА» БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

На современном этапе развития российского общества особое значение приобретает изучение проблем культуры студентами высших учебных заведений, тем более для будущих учителей. Это обстоятельство определяется следующими факторами:

1.Многонациональный состав российского общества изначально предполагает межкультурное взаимодействие между различными народами нашей страны, которые различаются по своей этнической принадлежности, вероисповеданию, моральным принципам и нормам, историческим и духовным корням .

2.Кризис современной культуры, выражающийся в ее дегуманизации и массовости. А это приводит, в свою очередь, к размыванию национальных культур и разрушению существующих традиций.

3.Активное размещение содержания культурологических материалов в пространстве Internet делает, с одной стороны, изучение культуры более доступным, а, с другой стороны, лишает студентов возможности самостоятельно добывать знания, анализировать конкретные произведения материальной и духовной культуры, исследуя различные точки зрения, что в конечном счете, мешает им выработать толерантное восприятие социальных и культурных различий.

4.Резкое падение интереса к самостоятельному получению знаний вообще и культурологи в частности, требует разнообразия форм и методов активизации познавательной деятельности обучающихся.

В основу работы со студентами по курсу «Культурология» положена стройная система организации самостоятельной работы и контроля за ее выполнением.

Разработанный курс лекций в соответствии с учебной программой студенты получают в электронном виде еще до начала чтения курса. Каждая лекция снабжена списком обязательной и дополнительной литературы. К курсу прилагается словарь-справочник основных понятий и кратких биографий персоналий. Это дает возможность избежать механического конспектирования лекции, остановиться лектору на наиболее сложных и дискуссионных проблемах курса, а также значительно разнообразить информационные потоки по отдельным темам. Кроме того, глубокое изложение явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры осуществляется с применением таких методов как диахронический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный и др.. Подобный подход позволяет показать, что культурология входит в систему знаний о человеке и обществе и включает в себя такие дисциплины как философия, социология, антропология, история.

Каждый студент получает перечень индивидуальных заданий, с которыми он в течение семестра должен публично выступить и защитить на семинарских занятиях, научно-практических конференциях, на заседаниях дискуссионного клуба, на уроках в школах при изучении мировой художественной культуры. Это мотивирует обучающихся на самостоятельное и более глубокое изучение курса. Все задания и инструкции по их выполнению студенты получают в электронном виде.

Индивидуальные задания определяются на первом же занятии и включают в себя различные виды.

Подготовка и защита доклада как самостоятельной исследовательской работы, в которой автор раскрывает сущность исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, также собственный взгляд на нее. Именно выступление с докладом позволяет студенту приобрести умение работать с литературой, обосновать актуальность темы и продемонстрировать общую культурологическую подготовку. Темы докладов, как правило, касаются творчества конкретных художников, скульпторов, архитекторов, других деятелей мировой культуры.

Подготовка и представление презентаций, темы которых призваны раскрыть определенный этап истории культуры. Например, «Титаны Возрождения», «Философы эпохи Просвещения» и др. Каждая презентация состоит из не менее 20 слайдов.

Работа над рефератом предполагает защиту данного исследования по узловым и актуальным проблемам культуры: «Проблемы культуры современной молодежи», «Влияние мультимедийных технологий на образ жизни человека», «Особенности культурной социализации в современной России» и др.

Эссе как вид самостоятельной работы студента с целью углубления и закрепления теоретических знаний и освоения практических навыков. Самое главное в этой работе – развить самостоятельное творческое мышление и умение письменно излагать свои мысли. Например: «Мое путешествие по «Золотому храму» - сокровищу сикхов», «Мое впечатление от дворцово-паркового ансамбля Петергофа» и др.

Разработка конспекта урока и его реализация на практике на базе школьного класса в рамках курса «Мировая художественная культура». Темы уроков могут быть самыми различными: «Романтизм в зарубежной музыке. Творчество Гектора Берлиоза», «Художественные промыслы народов России», «Символика цвета в различных культурах» и др.

Путеводитель по культурным достопримечательностям, то есть составить и красочно оформить краткое справочное издание. Темами могут служить достопримечательности городов, отдельных локальных цивилизаций, исторических памятных ансамблей и др.

Разработка и проведение воспитательного мероприятия по теме культуры на базе школ, группы, курса, института, учреждения дополнительного внешкольного образования. Темы воспитательных мероприятий называют сами студенты. Вот, например, предложенные и проведенные ими праздники: «Костюмы народов Крыма», «Все Музы в гости к нам».

Оценки за выполненные задания выставляются по строго определенным критериям, которые, в том числе, включают отзывы сокурсников, школьников, группы экспертов и рецензентов.

Таким образом, в течение семестра студенты должны, кроме обсуждения программных вопросов на семинарских занятиях, выполнить 6 индивидуальных заданий.

Особое внимание подготовке к экзамену. Билеты включают в себя три вопроса: теоретический материал курса, характеристика конкретно-исторического этапа развития культуры и анализ текста источника.

Такое многообразие форм и методов активизации познавательной деятельности студентов позволяет в полной мере глубоко и всесторонне изучить ими особенности феномена культуры, ее сущность, содержание и структуру, типологию культур, закономерности функционирования и развития, понять качественное своеобразие локальных и региональных культур

Литература:

1.ГурвичП.С. Культурология: Учебное пособие. – М.,2011

2.Кравченко А.И. Культурология; Учебник. – М.,2004

3.Ороев Н.А., Панченко Е.В. Методические рекомендации по курсу «Культурология». Для студентов всех специальностей. Таганрог: Изд-во ТРГУ, 2003. 60 с.

4.Христич Л.А. Культурология. Методические рекомендации к семинарам по дисциплине. Смоленск, 2012. 31 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области