Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чистиковская школа»
КОНСПЕКТ УРОКА
МАТЕМАТИКИ
В 1 КЛАССЕ
УМК «Школа России».
Тема «Задача».
Составил: учитель
начальных классов
Цехановская Т.Н.
УМК «Школа России»
Урок математики в 1 классе.
Тема: «Задача».
Цель: через сравнение и наблюдение познакомить с понятием «задача», со структурой задачи (условие, вопрос).
Планируемые результаты: учащиеся научатся
выполнять анализ задачи;
выделять задачи из предложенных текстов;
записывать решение и ответ задачи;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
оценивать себя, границы своего знания и незнания;
работать в паре и оценивать товарища.
Формируемые УУД:
Предметные – находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем).
Метапредметные – признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные – понятие и освоение социальной роли обучающегося;
- осознание собственных мотивов деятельности и личностного смысла учения.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Личностные УУД – создать положительный настрой, мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Тут затеи и задачи, Игры, сказки всё для вас! Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час!
Актуализация знаний
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД: анализ с целью выделения признаков.
Логическая разминка (работа по учебнику).
Прочитайте задание. Кого из мальчиков как зовут? (справа налево: Дима, Саша, Толя).
Прочитайте задание к рисунку на полях. Какая фигура следующая? (прямоугольник, ширина которого составляет одну палочку, а длина – 4 палочки).
Индивидуальная работа.
Ученики у доски заполняют пропуски. Проверка.
8-1-1=3=…=56-…=3
1-1-1=9+…=10…-2=6
7+1+1=7-1-…=5…-1=8
6+0=10-…-…=8…-3=7
5-5=6+…+…=85+…=10
Устный счёт. Игра «Составь поезд».
Номера вагонов зашифрованы с помощью арифметических выражений. Найди значения арифметических выражений и составь поезд в порядке возрастания номеров.
Фронтальная работа.
Составьте выражения по рисунку. Объясните их смысл.
(3+2=5; к 3 кругам прибавили 2 треугольника, получили 5 фигур;
2+3=5; к 2 треугольникам прибавили 2 круга, получили 5 фигур;
5-3=2; из 5 фигур убрали 3 круга, получили 2 треугольника;
5-2=3; из 5 фигур убрали 2 треугольника, получили 3 круга.)
Составьте рассказ по рисунку.
Самоопределение к деятельности.
Познавательные УУД: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических модулей;
уметь ориентироваться в своей системе знаний ( отличать новое от уже известного с помощью учителя).
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке;
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Послушайте два рассказа и сравните их.
На базаре купили 2 свёклы и один кочан капусты. Сколько всего овощей купили?
На базаре купили 2 свёклы и один кочан капусты. Овощи очень полезные.
- Какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир»? Докажите. (Первый рассказ – в учебник «Математика», а второй – в учебник «Окружающий мир», так как в первом рассказе есть вопрос, для ответа на который нужно выполнить вычисления).
- Как называется первый рассказ на языке математики? (Задача).
- О чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Ответы детей).
- Правильно, сегодня мы узнаем, какой рассказ называется задачей, из каких частей состоит задача.
(Появляется запись на доске «Задача»).
Работа по теме урока.
Познавательные УУД: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД: уметь работать по коллективно составленному плану.
Знакомство со структурой задачи
-Что известно в задаче? (На базаре купили 2 свёклы и один кочан капусты).
На языке математики это называется условием задачи. (Появляется надпись «Условие задачи»).
-Что нужно узнать? (Сколько всего овощей купили). Это вопрос задачи. (Появляется надпись «Вопрос задачи»).
-Сосчитайте, сколько овощей купили. (2+1=3(ов.)). Это решение задачи. .(Появляется надпись «Решение задачи»).
-Ещё раз прочитайте вопрос и ответьте на него. (Купили 3 овоща). Это ответ задачи. (Появляется надпись «Ответ задачи»).
Работа по учебнику.
-Прочитайте на с.88, что мы должны узнать сегодня на уроке.
№1 (с. 88).
-Прочитайте условие задачи. Как другими словами можно сказать, что такое условие задачи? (Это то, что нам известно).
-Прочитайте вопрос задачи. Как другими словами можно сказать, что такое вопрос задачи? (Это то, о чём спрашивают, что нужно узнать).
-Прочитайте решение задачи. Объясните, почему вы решили эту задачу сложением? (Чтобы узнать, сколько всего карандашей, их нужно сложить вместе и сосчитать).
-Прочитайте ответ задачи.
№2 (с. 88). Разбор аналогично предыдущей задаче.
№3 (с. 88).
-Прочитайте, что известно в задаче. (Слава сделал 5 корабликов. Он отдал товарищу 2 кораблика.)
-Как называется то, что вы сейчас прочитали? (Условие задачи).
-Прочитайте, что нужно узнать. (Сколько корабликов осталось у Славы.)
-Как называется то, что вы сейчас прочитали? (Вопрос задачи).
-Объясните решение задачи. (Слава кораблики отдал. Их стало меньше, поэтому из5 вычитаем 2).
-Ответьте на вопрос задачи. (У Славы осталось 3 кораблика).
5. Физкультминутка
Регулятивные УУД: уметь работать по инструкции.
Коммуникативные УУД: уметь слушать и слышать.
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Раз, два — выше голова,
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — всем присесть.
Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)
Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)
Пять — руками помахать. (Движения руками.)
Шесть — за парту тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
6. Закрепление изученного материала.
Познавательные: умение ориентироваться в тетради.
Коммуникативные УУД: умение владеть различными видами деятельности: чтение, письмо.
Регулятивные УУД : уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные УУД: умение проводить самоанализ и самоконтроль результатов своей деятельности, делать выводы.
Работа по учебнику №4 (с. 89).
-Решите примеры с помощью числового ряда. (Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка).
№5 (с. 89).
-Что нужно сделать? (Самостоятельное выполнение. Проверка в парах).
№6 (с. 89).
-Объясните, как составлены равенства в 1 столбике. (К 1 прибавили 2 получилось 3. Значит, 3 это 1 и 2. Если из 3 вычесть 2, получится 1).
-Какое ещё равенство можно составить по этому рисунку? (3-1=2). Второй и третий столбики разбираем по аналогии в парах.
(Физкультминутка для глаз)
Работа в тетради с печатной основой.
- Откройте тетрадь на с.33.
-Прочитайте условие первой задачи. (У кошки 3 белых котёнка и 2 чёрных.)
-Составьте из разрезного материала схему, изобразив котят кругами и квадратами..
-Прочитайте вопрос задачи. (Сколько всего котят?)
-Каково решение задачи? (3+2=5(к)).
-Назовите ответ задачи. (Всего 5 котят).
По аналогии разбирается вторая задача. Следующее задание ученики выполняют самостоятельно. (Проверка).
-Прочитайте неравенства со знаком «больше». (7-2>4, 9-1>7, 7+2>8).
-Прочитайте равенства (8+1=9).
-Прочитайте следующее задание. Как получить число 5 разными способами? (5=3+2, 5=2+2+1, 5=3+1+1, 5=1+1+1+1+1).
-Прочитайте последнее задание.
-Начертите отрезки.
-Чему равен второй отрезок? (4см).
8. Итог урока. Рефлексия.
Коммуникативные: уметь слушать и слышать, высказывать свою точку зрения.
Познавательные: умение обобщать.
Личностные: положительное отношение к уроку, самооценка своей деятельности.
-Какую цель ставили? (Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит.)
- Достигли цели? (Да)
- Какая тема урока была? (Задача)
-Какие математические термины сегодня узнали? (Задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи).
-Для чего нужно уметь решать задачи? (Они встречаются в жизни постоянно. Решаем задачи, когда варим суп, едем на машине и т.д.)
- Расскажите по схеме, чему научились на уроке?
ЗНАЮ
Я ЗАПОМНИЛ
СМОГ
- Оцените свою деятельность на уроке с помощью светофора.