Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1« Теремок» города Алатыря Чувашской Республики
Творческий проект
«Приобщение к природе с помощью музыки».
Подготовила :
музыкальный руководитель
1 квалификационной категории
Кущ Г.А.
Алатырь
2017
Аннотация проекта.
Проект направлен на развитие у дошкольников 4-5 лет личностных, интеллектуальных, физических качеств, творческих, музыкальных способностей, умение воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему
Развитию музыкально-творческих способностей способствуют:
- использование различных видов музыкальной деятельности: восприятие музыкальных произведений о весне, исполнение весенних песен, музицирование, народные игры; песенное, танцевальное, игровое творчество;
- интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие (восприятие музыкальных произведений о весне, изготовление жаворонков), физическое развитие (подвижные игры, танцы), речевое развитие (стихи, заклички, пословицы. поговорки, загадки), познавательное развитие (приметы весны, знакомство с народными весенними праздниками), социально-коммуникативное (участие в играх, хороводах. концертных номерах, празднике «Прилет птиц»);
- совместная деятельность родителей и детей при организации выставки «Весенняя фантазия».
- творческие задания, в которых ребёнок проявляет свою индивидуальность: придумай песенку ласточки, воробья, скворца, вороны, танец солнечных лучиков.
Данный проект могут использовать в работе как музыкальные руководители так и воспитатели ДОУ.
По доминирующей деятельности: музыкальный.
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди одной группы.
По продолжительности: краткосрочный (2 марта-9 марта).
Заявитель: дети средней группы.
Актуальность.
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. Понятие эстетического
развития включает в себя две составляющие: формирование эстетического отношения к миру, в том числе и к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе - художественное развитие- приобщение к искусству и художественной деятельности. Сегодня, когда идет переоценка ценностей, идет активный поиск новых более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой , формирование его культурных потребностей, эмоциональной отзывчивости, творческих способностей. Решению поставленной задачи способствует народное творчество, фольклор. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Из глубочайшей древности поднимается к нам народное понимание года, как круга жизни реальной и волшебной, отраженной в былинах, песнях, сказках, пословицах, загадках. Весну называют «пролетьем», т.е. временем, с которого собственно и начинается новый год. Чтобы время не сбивалось с предназначенного ритма, верили предки, нужно помогать луне, солнцу, звездам, цветению не сбиться с пути. В народных праздниках - концентрированное воплощение этой заботы. К сожалению, скрытые возможности русских весенних праздников ныне далеко не исчерпаны. Дети имеют недостаточный багаж знаний о музыке весны, песнях о весне, народных весенних обычаях, традициях. Приходится с печалью и сожалением говорить, что народная культура в наши дни значительно подорвана. Вспомним слова великого русского педагога К.Р.Ушинского который говорил , что воспитание , лишенное народных корней - бессильно.
Цель проекта.
Через все виды музыкальной деятельности, через интеграцию образовательных областей: художественно - эстетическое , познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие, как можно подробнее раскрыть особенности весны, весенних праздников, приобщить детей к народному творчеству.
Задачи проекта:
- создание условий для всестороннего развития детей, психических и физических качеств;
развивать творческие, музыкальные способности детей, умение воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему;
- познакомить детей с весенним народным праздниками «Прилет птиц».
- формировать умение воспринимать и сравнивать музыкальные произведения;
- привлечь родителей к изготовлению рисунков о весне.
- воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Предполагаемый результат:
- разработать систему реализации проекта,
- провести развлечение «Прилет птиц»,
- организовать работу с родителями посредством организации выставки,
- у детей сформировать личностные качества.
Интеллектуальные качества:
- способен совершать интеллектуальные операции (анализ, обобщение, сравнение);
- способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;
- демонстрирует понимание эстетической ценности образцов народного творчества;
физические качества:
- развиты координация и гибкость, опорно-двигательная система организма,
равновесие, координация движений, крупная и мелкая моторика рук, основные движения (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).
Первый этап. Подготовительный.
Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной деятельности участников проекта: дети, педагоги, родители.
Подбор музыкального репертуара, разработка сценария праздника, стратегии реализации проекта.
Второй этап. Реализация проекта.
Виды музыкальной деятельности | Задачи | Репертуар и мероприятия |
1.Слушание. а) игры на развитие голоса и слуха. а) Песенное творчество. 3.Музыкально-ритмические движения. а) танцы. б) Игры. в) Музыкально-игровое творчество. 4. Игра на детских музыкальных инструментах. Работа с педагогами. Работа с Родителями. Развлечение. | Учить детей связывать средства музыкальной выразительности с содержанием музыки, вспомнить приметы весны, стихотворения о весне. Познакомить с историей праздника « Жаворонушки» и «Пасха». Развивать умения сравнить произведения с одинаковыми названиями. Разучивание закличек к прилёту птиц, весенних закличек солнышку. Совершенствовать умение передавать характер песни, работать над певческой установкой. Совершенствовать песенное творчество. Закреплять умение водить хороводы, выполнять действия в соответствии с песней, совмещать пение и движение. Закреплять умение танцевать с предметами. Развивать образность и выразительность движений, воспитывать самостоятельность в передаче игровых образов. Познакомить детей с народными играми, стараться выполнять правила Учить самостоятельно подбирать движения для создания образа. Учить играть на самодельных музыкальных инструментах, выдерживая ритм, выделяя сильную долю. Совершенствовать умение подбирать инструменты к музыкальному образу. Подготовить развлечение «Прилет птиц». Привлечь родителей к организации выставки «Весенняя фантазия». | «Подснежник», «Песня жаворонка» муз. П.И.Чайковский «Здравствуй, милая Весна!» муз. Тиличеевой, Придумай весеннюю песню ласточки, воробья , скворца «Танец с цветами» , «Танец птиц» муз. Красева Игра «Перелет птиц» р.н.м. Придумай танец воробья, ласточки, скворца. «Андрей – воробей» р.н.п. Выставка рисунков «Весенняя фантазия» «Прилет птиц» |
Заключительный этап. Подведение итогов:
В рамках проекта был проведен развлечение «Прилет птиц», организована выставка детских работ и работ родителей «Весенняя фантазия». Сформированы личностные, физические, интеллектуальные качества.
Ожидаемые результаты:
разработана система реализации проекта, проведен праздник «Прилет птиц», организована работа с родителями, у детей сформированы личностные качества:
- проявляет активность, инициативность, любознательность, стремится к получению новых знаний, обладает эмоциональной отзывчивостью, уважением к старшим.
- способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации, собственном продукте художественно-творческой деятельности; продукте художественно-творческой деятельности сверстника.
Перспектива:
-продолжать знакомить детей с музыкой известных композиторов, посвященной природе;
- продолжать знакомить с весенними народными праздниками («Пасха»),
- продолжать развивать музыкально-творческие способности детей.
Литература:
1. «А у наших у ворот , развеселый хоровод», - сб. Народные праздники, игры, развлечения», М.А.Михайлова. Ярославль – 2001 – 224 с.
2. Музыкальный руководитель №7 2011г.
3.Музыкальный руководитель №8 2013г.
4. «Детский альбом», - П.И. Чайковский.
5. «Здравствуй», - книга песен ч.1 , автор М.Л. Лазарев.
6. «Праздники в детском саду», - Е.И.Морозова.- Москва - 2009 - 215с.