Индивидуализация в развивающей предметно-пространственной среде в детском саду
В соотвествии с Федеральным законом от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» современное дошкольное образование один уровней общего образования. Стремительные изменения в обществе повлекли за собой переменены и в дошкольном образовании, произошла переориентация с акцента на развитие у дошкольников «знаний , умений, навыков» на выбор стратегии поддержки личностного становления каждого ребенка. В статье 64 говорится «Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности».
В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы. Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация воспитательно-образовательной деятельности- с учётом индивидуальных особенностей воспитанников, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.
Индивидуализация невозможна без специально организованной предметно-развивающей среды, в которой ребенок действует самостоятельно. ФГОС ДО предъявляет следующие требования к развивающей предметно--пространственной среде: «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». РППС должна обеспечивать возможность реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.
В нашем детском саду проводится внутренняя оценка системы качества образования, ВСОКО включает: мониторинг индивидуальных достижений детей, используемый как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по программе; 2. мониторинг условий, который включает: - оценку психолого-педагогических условий; - оценку предметно-развивающей среды; внешнее общественное участие, оценка качества реализации ООП родителями (законными представителями) воспитанников.
В оценке предметно-развивающей среды в нашем ДОУ, одним из критериев является индивидуализация.
Имена детей во всех возрастных группах нашего ДОУ написаны на рисунках, кабинках на стульчиках; на столах; на кроватках. В группах имеются стенды «Всё обо мне», «Здравствуйте, я пришёл», « Моё настроение», «Мои достижения». «Когда я родился», «Моя любимая игрушка», «Звезда дня» («Звезда недели»), «Панорама добрых дел», «Уголок именинника» , «Ладошки успеха» , «Говорят дети». Имеются коробочка «Деловые хлопоты» (бейджики с дежурством ребенка на день). Информация на стендах меняется в течение года В каждой группе отведено место для коллекционирования. Ведутся портфолио достижений детей.
Для того, чтобы дети чувствовали себя эмоционально комфортно в каждой возрастной группе нашего детского сада имеются изображений семей, а именно:
- фото, фотоальбомы каждой семьи;
- рисунки и рассказы детей о семьях;
- вещи, принесённые детьми из дома;
- имеется место, где дети размещают в группе свои вещи (индивидуальные полочки или коробочки).
Развитие личности дошкольника невозможно без формирования в ребёнке такого качества как уверенность, значимость. Поэтому во всех группах имеются фотографии детей, портреты, фото детей, занимающихся определённой деятельностью; информация с фотографиями, достижениями.
Имеются детские работы подписанные (работы выполнены по теме, либо спонтанное детское творчество). Воспитатели размещают продукты детского творчества как в приемных, так и в групповых комнатах. Дети самостоятельно могут разместить свои рисунки и поделки в специально отведенных местах. Воспитатели оформляют индивидуальные выставки (размещают как в приёмной, так и в холлах детского сада).
Одним из основных условий по созданию индивидулизации в РППС является активное участие родителей. Родители в нашем детском саду являются нашими социальными партнерами, участниками образовательного процесса в ДОУ. Родители помогают в создании портфолио детей, помогают в организации индивидуальных выставок, участвуют в создании семейных и детских проектов. Кроме этого родители делятся информацией о своем ребенке, опытом в воспитании. Родители принимают участие и в монторинге индивидуальных достижений ребенка.
Правильно продуманная и построенная индивидуализация в развивающей предметно-пространственной среде предоставляет возможности дошкольнику для саморазвития и самостоятельности, развитие познавательной активности и инициативы, помогает воспитывать уверенную, творческую личность.
Гультяева Ирина Александровна,
старший воспитатель МКДОУ д/с № 451