Паспорт проекта
Наименование проекта: «Школа Светофора»
Автор проекта: Сазонова Наталья Николаевна
Цель проекта: Формирование транспортной культуры и навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Создание непрерывной системы подготовки детей к безопасной жизни и деятельности в условиях постоянно развивающейся и усложняющейся транспортной среды.
Задачи проекта:
- формировать устойчивые навыки осознанного, безопасного поведения на улицах и дорогах города;
- приобщать детей к разным социальным ролям: пешехода, пассажира, водителя, инспектора ДПС;
- развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, различении дорожных знаков;
- воспитывать устойчивую привычку соблюдать правила безопасности на улице;
- воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Вид: долгосрочный (с 2 – 7 лет).
Актуальность проекта:
С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становится все острее. По статистике основной фактор дорожно-транспортных происшествий – человеческий. Большая часть всех ДТП происходит из-за нарушений водителями правил дорожного движения. Каждой десятой жертвой в них становится ребенок. Чаще это связано с невыполнением правил дорожного движения: у ребенка отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку, свойственная взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями. Именно поэтому детей, начиная с дошкольного возраста, необходимо не только обучить правилам дорожного движения, но и привить им устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и положительное отношение к решению данной задачи. Это важно сделать как можно раньше, пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде. Лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста, когда начинается его подготовка к пожизненной «профессии» участника дорожного движения, пешехода, а впоследствии и водителя, можно сохранить его жизнь и здоровье.
Участники проекта: воспитанники ДОУ, педагоги (воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель), сотрудник ГИБДД.
Основные направления реализации проекта:
- создание условий для успешной работы по формированию навыков безопасного поведения на улицах города;
- обогащение образовательного и игрового пространства в помещениях дошкольного учреждения как главного источника развития познавательной активности детей.
Охватываемые образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Подобрать методическую, научно-популярную литературу для повышения уровня знаний педагогов по теме.
2. Подобрать художественную литературу, иллюстративный материал, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге (в соответствии с возрастом детей).
3. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
4. Организовать сотрудничество с работниками ГИБДД.
5.Составить перспективный план мероприятий по реализации проекта по образовательным областям.
Ожидаемый результат:
Овладение детьми знаниями по трем основным блокам:
«Улица». Дети знают, как устроена улица, на какие части она делится. Знают о правилах поведения пешехода на проезжей части, тротуаре, улице, хорошо ориентируются в окружающем пространстве.
«Транспорт». Имеют представления о различных видах транспорта, в том числе о назначении специализированного транспорта, знакомы с особенностями работы шофера. Знают о правилах поведения пассажира в общественном транспорте.
«Дорожная азбука». Дети знают о работе автоинспектора, называют и объясняют назначение светофора, дорожных знаков. Умеют использовать свои знания по правилам дорожного движения в игровых и практических ситуациях на транспортной площадке.
Группа общеразвивающей направленности с 2 до 3 лет
Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
УЛИЦА | ||||
Д/и «На прогулку мы идем» Подводить к пониманию того, что гулять можно только в определенных местах. Обратить внимание, что дети гуляют на участке детского сада. | Беседа «Что такое улица» Формировать представления об окружающем пространстве. Помочь детям ориентироваться в окружающем мире, объяснить назначение улицы. | Ситуация общения «Кто привел вас в детский сад» Поощрять попытки детей рассказывать о событиях из личного опыта, учить быть внимательными на улице, идти только с взрослым, держась за руку. | Рисование «По ровненькой дорожке» Формировать умение рисовать пальцем, ритмично наносить отпечаток на бумаге. | Развлечение «Маленькие ножки бегут по дорожке» Формировать умение придерживаться определенного направления передвижения с опорой на зрительный ориентир. |
ТРАНСПОРТ | ||||
Д/и «Медвежонок в гостях у ребят» Знакомить с транспортным средством грузовая машина, профессией шофер. | Беседа «Для чего нужны машины» Формировать представления о том, что на грузовых машинах перевозят грузы. | Игра-инсценировка стихотворения А.Барто «Грузовик» Формировать интерес к чтению небольших поэтических произведений, сопровождая игровыми действиями. | Конструирование «Дорога для машин» Формировать умение пользоваться строительным материалом, прикладывая кирпичик к кирпичику. | П/и «Машины едут» Формировать умение придерживаться определенного направления передвижения, закреплять знания о том, что машины едут по дороге. |
ДОРОЖНАЯ АЗБУКА | ||||
Д/и «Собери светофор» Закреплять знания о светофоре, его строении, о том, что его слушаются водители. | Беседа «Что такое светофор» В доступной форме рассказать о том, для чего нужен светофор, показать, как он выглядит (макет). | Д/и «Найди свой цвет» Развивать умение по словесному указанию педагога находить предметы красного и зеленого цвета. Обогащать словарь существительными, обозначающими названия игрушек, предметов. | Рисование «Два глаза светофора» (красный «сердится», зеленый «улыбается») Продолжать учить рисовать кистью предметы круглой формы. | П/и «Красный-зеленый» Закреплять умение различать цвета (красный, зеленый). Формировать умение менять характер движения во время ходьбы и бега с опорой на зрительные ориентиры, указания педагога. |
Группа общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
УЛИЦА | ||||
Д/и «Разрешено-запрещено» Закреплять знания об улице, на какие части она делится. Обратить внимание на то, что на дороге играть нельзя. Формировать элементарные навыки поведения на улице. Воспитывать устойчивое внимание. | Экскурсия «Наша улица» Показать и рассказать об улице, тротуаре, дороге. Дать знания о том, что по дороге едут машины, по тротуару ходят люди. | Рассматривание иллюстраций «Улица» Вовлечь детей в разговор во время рассматривания иллюстраций об улице. Продолжать знакомить с правилами поведения на улице. | Конструирование «Матрешки гуляют по дорожке» Закреплять умение строить дорожки, варьируя их в длину, пристраивая кирпичики разными гранями. Закреплять знания о безопасном поведении на улице. | П/и «Найди свой домик» Формировать умения соблюдать правила: ходить и бегать колонной по одному, подлезать под шнур. Развивать умение ориентироваться на площадке. |
ТРАНСПОРТ | ||||
Беседа «Берегись автомобиля» Дать знания о безопасном поведении на улице, обратить внимание на то, что машина не может сразу остановиться, а человек может. Все должны соблюдать ПДД. | Наблюдение Грузовик привез песок Знакомить с основными частями грузовика (кузов, кабина, колеса, руль). Закрепить знания о том, какие функции выполняет грузовик. | Разучивание песенки «Мы в автобусе сидим» Воспитывать интерес к поэтическому слову. Уточнять правила поведения в общественном транспорте. | Конструирование «Стоянка для машин» Формировать умение сооружать постройку, следуя заданным условиям. | Игра-имитация «Я-машина» Закреплять умение бегать в заданном направлении, не наталкиваясь друг на друга. |
ДОРОЖНАЯ АЗБУКА | ||||
Беседа «Грамотный пешеход» Закреплять знания о том, как надо вести себя на дороге пешеходу (на дороге не отвлекаться, идти с взрослыми за руку); на дороге есть пешеходный переход - специальная дорожка. Знакомить со знаком «Пешеходный переход». Игровая ситуация «Едем в автобусе по городу» Закреплять полученные знания о пассажирском транспорте, правилах поведения в нем, используя игровые и проблемные ситуации по ПДД. | Рассказ воспитателя «Три сигнала светофора» Познакомить с желтым сигналом светофора. Закреплять знания о красном и зеленом сигналах светофора. Д/и «Светофор» Формировать умение различать сигналы светофора, закреплять правила пешеходов. Развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве. | Чтение А.Северный «Светофор», В.Кожевников «Светофор» Через художественные произведения закреплять знания о светофоре, вызвать интерес к рассматриванию иллюстраций, к произведениям о ПДД. Ситуация общения «Расскажи, что видел на улице» Закреплять знания об окружающем (улица, дорога, тротуар, светофор). Активизировать в речи данный словарь. | Аппликация «Светофор» Продолжать формировать умение изображать предмет, состоящий из нескольких частей. Упражнять в правильном наклеивании. Закреплять знания о форме, цвете. Конструирование «Дорожки: широкая и узкая» Формировать умение строить дорожки, варьируя их в ширину: широкая для машин, узкая для пешеходов, пристраивая кирпичики разными гранями. | П/и «Цветные автомобили» Закреплять знания основных цветов, умение действовать в соответствии с правилами игры и безопасности движения. Развивать ловкость. П/и на транспортной площадке «Машины едут» Закрепить знания о том, что машины едут по дороге, пешеходы идут по пешеходному переходу. Развивать ловкость движений. |
Группа общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
УЛИЦА | ||||
Д/и «Назови правильно» Закреплять знания Правил дорожного движения. Развивать умение решать проблемные ситуации, в которых оказались невнимательные пешеходы. Воспитывать внимание. | Экскурсия на ближайший перекресток Закрепить знания об улице, тротуаре, светофоре. Водители и пешеходы соблюдают правила дорожного движения. | Беседа «Улица города» Расширять знания об улице: дома имеют разное назначение. В одних живут люди, в других находятся учреждения. Совершенствовать умение участвовать в беседе, активизировать словарь. | Конструирование «Улица города» Развивать умение использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств. Воспитывать интерес к обыгрыванию построек, объединяя их по сюжету: дорожка и дома – улица. | Игровая ситуация на транспортной площадке «Пешеходы и водители» Развивать навык ориентировки в окружающем, совершенствовать умение пользоваться правилами дорожного движения. |
ТРАНСПОРТ | ||||
Беседа «Труд водителя» Расширять знания детей о профессии водителя общественного транспорта, показать его значимость. Воспитывать уважение к труду взрослых. Д/и «Кто такой пассажир» Закреплять знания детей о пассажирском транспорте. Продолжать знакомить с правилами поведения в общественном транспорте. | Игра «Отгадай загадку» Закреплять знания детей о разных видах транспорта. Развивать мышление, смекалку. Уметь видеть в загадках признаки различных транспортных средств. | Выставка автомобилей Обобщать знания о легковом, грузовом, пассажирском транспорте. Развивать умение находить сходство и различие. Развивать мышление, диалогическую речь, активизировать в речи соответствующие слова. Инсценирование Сказки Н. Павлова «На машине» Создать положительный эмоциональный настрой. Воспитывать умениеиграть дружно, помогать друг другу. | Аппликация «Автобус» Формировать умение создавать образ из отдельных частей. Закреплять знания об общественном транспорте. Воспитывать аккуратность в выполнении работы. Конструирование «Выставка машин» Закреплять умение строить транспорт из различного материала Развивать воображение, интерес к обыгрыванию построек. | П/и «Цветные автомобили» Формировать умение ориентироваться в пространстве, закреплять основные цвета. Развивать ловкость. Игры-имитации «Я-шофер», «Я-машина». Развивать ловкость, передвигаясь по площадке, не наталкиваясь друг на друга. |
ДОРОЖНАЯ АЗБУКА | ||||
Д/и «Мы учимся соблюдать Правила дорожного движения»Закреплять у детей знания ПДД. Развивать умение ориентироваться в дорожных ситуациях, уметь брать на себя роли водителя, пешехода. Воспитывать внимание. | Беседа «Помощники на дороге» Закреплять знания о работе светофора и назначении его световых сигналов. Уточнять представления о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Дети». Познакомить с дорожным знаком «Остановка» | Беседа «В гостях у Светофора» Формировать умение решать проблемные ситуации, в которых оказались невнимательные пешеходы. Развивать умение рассказывать, опираясь на картинку. Активизация словаря. | Аппликация «Светофор» Закреплять знания о круглой форме. Учить срезать углы у квадратов для получения кругов, наклеивать аккуратно, ровно, соблюдая очередность цветов светофора. Рисование «Пешеходный переход» Учить рисовать на белом листе бумаги горизонтальные полоски черного цвета, изображать пешеходный переход. Закреплять знания о его назначении. Воспитывать желание соблюдать ПДД. | П/и «Светофор» Закреплять умения действовать по сигналу воспитателя, выполнять движения опираясь на зрительные ориентиры. П/и «Ловкий пешеход» Развивать ловкость, стараясь попасть мячом в отверстие «светофора». |
Группа общеразвивающей направленности с 5 до 6 лет | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
УЛИЦА | ||||
Целевая прогулка «Безопасная улица» Расширять знания о правилах пешеходов на дороге и тротуаре. Знакомить с правилами перехода улицы при двустороннем движении. | Практическое занятие «Мы переходим улицу» Знакомить с правилами перехода через дорогу (как обходить автобус, троллейбус и трамвай) | Составление рассказа из личного опыта «Как пройти от дома до детского сада» Развивать монологическую форму речи, умение составлять рассказы из личного опыта. Расширять словарный запас по теме. | Аппликация «Наша улица» (коллективная) Формировать умение передавать в аппликации образ городской улицы. Упражнять в приемах вырезывания по прямой и по косой. Закреплять знания предметов прямоугольной формы и различного положения их в пространстве. | П/и «Забавный лабиринт» Развивать ловкость, умение ориентироваться в ограниченном пространстве, опираясь на знаки. |
ТРАНСПОРТ | ||||
Беседа «Труд водителя» Расширять у детей знания о труде водителя, почему эта профессия может быть опасной, о причинах дорожно-транспортных происшествий. Закреплять знания о ПДД. Воспитывать уважение к труду взрослых. | Беседа «Машины специального назначения» Дать знания о машинах специального назначения, они оборудованы специальными звуковыми сигналами, водители уступают им дорогу (почему). Воспитывать интерес к окружающему. | Чтение М. Дружинина «Служебные машины» Формировать умение внимательно слушать и понимать содержание прочитанного произведения. Закреплять знания машин специального назначения. Уметь узнавать их на картинках, рассказывать об увиденном на улицах города. Развивать связную речь. | Конструирование «Выставка машин» Формировать умение анализировать образцы построек, планировать последовательность создания собственной постройки. Ручной труд «Автобус» Формировать умение делать поделку из коробочки прямоугольной формы, оформлять поделку необходимыми деталями. | Игра-соревнование «Водители, на старт!» Развивать ловкость, смекалку. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Использовать в игре велосипеды, самокаты. |
ДОРОЖНАЯ АЗБУКА | ||||
Экскурсия «Школа пешеходных наук» Закрепить знания детей о знаках, предназначенных для пешехода. Развивать внимание. Воспитывать грамотного пешехода, культуру поведения на улице. | Беседа «Дорожная азбука» Знакомить детей с пешеходным светофором, дорожными знаками: «Подземный переход», «Надземный переход». Закрепить знания о знаке «Пешеходный переход» Д/и «Угадай дорожный знак» Закреплять знания о дорожных знаках, их назначении. Воспитывать внимание при отгадывании загадок. | Инсценирование произведения С.Михалкова «Бездельник светофор» Закреплять знания о сигналах светофора. Развивать выразительность речи Создавать положительный эмоциональный настрой. Составление рассказа из личного опыта «Как пройти от дома до детского сада» Развивать монологическую речь, расширять словарный запас. Закреплять знания о ПДД. | Рисование «Дорожный знак» Формировать умение отражать в рисунке впечатления от экскурсии «Школа пешеходных наук». Закреплять знания о дорожных знаках, их назначении. Конструирование «Моя улица» Развивать у детей воображение, фантазию, умение делать постройки домов, транспорта из разного строительного материала. Дополнять постройки макетами дорожных знаков, светофоров. | Игры в автогородке «Мы - пешеходы. Мы – водители». Закреплять у детей знания правил дорожного движения и умение соблюдать их в игре, в окружающем мире. |
Группа общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
УЛИЦА | ||||
Беседа «Улица полна неожиданностей» Формировать у детей навык осознанного безопасного поведения на улицах города. Закреплять знания о правилах и культуре поведения пешеходов и водителей. | Беседа «Безопасное поведение на улице» Совершенствовать знания о правилах пешехода, которые должны соблюдать дети на тротуаре и проезжей части. Воспитывать готовность ребенка к правильным действиям в дорожных ситуациях, желание быть грамотным пешеходом. | Составление рассказа из личного опыта «Как я с мамой иду в детский сад. Развивать монологическую речь. Расширять знания об окружающей действительности. Научить наблюдать различные дорожные ситуации, рассказывать о них. Воспитывать навык безопасного поведения на дороге. | Рисование «Мой дом, моя улица» Закрепить у детей представления об улице, умение отображать увиденное во время прогулок, передавать свои впечатления. | П/и «Лабиринт» Развивать умение ориентироваться в лабиринте, обращая внимание на знаки. Развивать внимание, ловкость. |
ТРАНСПОРТ | ||||
Беседа «Безопасное поведение в транспорте» Совершенствовать знания о правилах поведения, предписанных пассажирам различного вида транспорта, используя различные модели ситуаций. Беседа «Велосипед на улицах города» Расширять знания о средствах передвижениях. Уточнять правила безопасности велосипедиста, воспитывать желание соблюдать эти правила. | Наблюдение «Сигналы автомобилей Давать представление о специальных световых и звуковых сигналах: мигающие огни, фары. Воспитывать навык безопасного поведения на дороге. Д/и « Угадай, какой машине принадлежит сигнал» Развивать слуховое внимание, умение по звуку определять автомобиль специального назначения. | Чтение Н. Носов «Автомобиль» Обучать умению оценивать поступки героев, высказывать свое мнение о прочитанном. Воспитывать желание соблюдать ПДД. Д/и «Станция технического обслуживания» Закреплять знания о дорожном знаке «СТО». Развивать умение складывать целое из частей. Активизировать словарь по теме. | Аппликация «Машины на нашей улице» (коллективная) Развивать у детей умение правильно раскладывать на листе бумаги заготовки машины. Формировать умение передавать форму и взаимное расположение частей разных машин. Закрепить разнообразные приемы вырезывания, аккуратного наклеивания. | Соревнование велосипедистов Уточнить правила безопасности велосипедиста. Развивать ловкость, внимательность, умение ориентироваться в пространстве. |
ДОРОЖНАЯ АЗБУКА | ||||
Беседа «Дети на улицах города» Закреплять знания об ориентировке на дороге, применяя Правила дорожного движения для пешеходов. Воспитывать культуру поведения на улице. Закреплять понятия «пешеход», «пешеходный переход», «тротуар», «пешеходная дорожка». | Беседа «О чем разговаривает улица» Углублять знания о дорожных знаках: предупреждающие, запрещающие, указательные и знаки сервиса. Развивать мышление. Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, умение оказывать помощь друг другу. Беседа «Работа сотрудника ГИБДД» Знакомить детей с работой сотрудника ГИБДД, со значением его жестов. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение понимать сигналы регулировщика. | Чтение стихотворений из книги Я. Пишумова «Просто это знак такой» Через художественные произведения закреплять знания о дорожных знаках, о правилах безопасности на улице. Викторина «Это должен каждый знать обязательно на «пять» Закреплять у детей знание Правил дорожного движения и умение соблюдать их в жизни. Развивать мышление, внимание, связную речь. | Лепка «Регулировщик» Закреплять умение лепить фигуру человека в движении, передавая Характерные особенности и детали образа. Упражнять в использовании разнообразных приемов лепки. Развивать воображение. | Игра-эстафета «Кто быстрее доедет до светофора» Закреплять умение участвовать в разнообразных играх, способствующих развитию физических качеств, координации движений, умения ориентироваться в пространстве, соблюдая Правила дорожного движения. П/и «Сигналы регулировщика» Закрепить знания о сигналах регулировщика, выполнять их на транспортной площадке. Развивать ловкость, умение двигаться безопасно по площадке. |