муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 1 «Малыш» города Невинномысска
Опыт работы по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников»
Воспитатель: Герасимова Л.П.
г. Невинномысск.
2017г.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохраненное предшествующим
поколением, может любить Родину, узнать ее,
стать подлинным патриотом.»
С.Михалков.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Задача педагога и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны.
Вот поэтому развитие у детей патриотических чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Сегодня как ни когда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно – нравственную основу, свой духовно – нравственный стержень – Любовь к Отечеству, к своей Родине.С раннего детства человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, нации, своей Родины. Поэтому, именно с дошкольного возраста мы занимаемся воспитанием в детях чувств достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрываем им истинные ценности семьи, нации, Родины.Изучая тему нравственно – патриотического воспитания, я отметила что, социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования в личности эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические и другие изменения в стране и не только не сломаться, а обладать способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи:
1. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице.Формировать бережное отношение к природе и всему живому.Воспитывать бережное отношение к труду.Развивать интерес к русским традициям и промыслам.Формировать элементарные знания о правах человека.Расширять представления о городах.Знакомить детей с символами государства (герб, гимн, флаг.)Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны.Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.Принципы:
1.Энциклопедический.
2.Краеведческий
3.Интеграции – установление соотношения между информацией естественно – научного характера и сведениями о человеческой деятельности.
4. Культурологический – приобщение детей к истокам культуры.
5.Тематический.
6.Наглядности.
7.Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
8.Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Методы и формы работы с воспитанниками:
- знакомство с информационным материалом по установленным темам на основе наглядности, эстетичности и эмоциональной окрашенности подготовленных презентаций;введение в образовательный процесс дидактических игр-путешествий по просторам Родины , по родному городу и игры-развлечения, посвященные народным праздникам и традициям;изучение произведений художественной литературы, подобранных для ознакомления и понимания исторических и культурных событий в жизни народа, разучивание стихотворений, раскрывающие аспекты патриотических и нравственных чувств;игры в самостоятельные сюжетно-ролевые игры на основе полученных впечатлений от прочитанных художественных произведений о героях истории, былинных и сказочных героях;тематические экскурсии к памятникам культуры;
-прослушивание аудиозаписи русских народных песен, фольклорной музыки, музыки военных лет, произведений классической музыки патриотического содержания;разучивание песен, посвященных знаменательным для нашего народа датам;знакомство с народными играми разных национальностей:Солдаты, вперед!», «Разведчики», «Меткий стрелок», «Минное поле», изучаем элементы строевых упражнений.В группе оформлен уголок по нравственно-патриотическому воспитанию, проведены фотовыставки: «Люби и знай – родной свой край», выставки рисунков «Мой город», подобраны книги о нашем городе Невинномысске, функционируют тематические папки «История города». Были оформлены стенгазеты «День Победы», «Наша дружная семья», «День Российского флага»,«С днем пожилого человека»; подобран наглядно-иллюстрированный материал: «Предметы старины», «Как жили люди на Руси» и пр.
Ожидаемый результат:1. Дети будут обладать ценностно-нравственными качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.Повысится познавательная активность, общая культура. Дети будут больше знать о народных традициях, промыслах родного края и страны.Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.
Работа с родителями:
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Родители должны осознавать, что они воспитывают детей своим примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
Совместные праздники:
«День защитника Отечества»,
«День пожилого человека»,
«Международный женский день 8 марта»,
«День матери»,
«День победы»
Проекты:
«Мои родственники в ВОВ»
«Россия – дом в котором я живу»,
«Песок – это интересно!»
«Вода».
«Первоцветы»
Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее окружение, где он черпает такие понятия как труд, обязанности членов семьи, взаимоотношения между собой, уважение, забота. Патриотическое воспитание начинается уже в тот момент, когда ребенок слышит колыбельную на родном языке, когда мама читает ему сказки, когда он гуляет по родному городу, видит красоту природы.Ранний возраст – возраст формирования личности. Если патриотизм рассматривать, как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему то, быть ответственным, уже в любом, хоть и маленьком деле
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольников. В игре «Семья», «Мой дом», «Моя бабушка» - дети учатся заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу. Игры: «Больница», «Строители», «Шоферы» развивают в детях культуру общения, представления о труде взрослых.
Таким образом, дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. В дальнейшем думаю продолжить работу по выбранной теме, считая, что она является очень интересной и необходимой