Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Духовно- нравственное воспитание на уроках обществознания

Задачи: • Расширить представления учащихся о нравственных понятиях: Добра, Зла. • Развивать умение интерпретировать литературное произведение. • Воспитывать чувство любви, нравственного выбора, доброты.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Духовно – нравственное воспитание на уроках обществознания.

«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра»Л. Толстой.

Цель: воспитание высоконравственных людей, учить нести полную ответственность за свои поступки.

Задачи:

Расширить представления учащихся о нравственных понятиях: Добра, Зла.

Развивать умение интерпретировать литературное произведение.

Воспитывать чувство любви, нравственного выбора, доброты.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Активизация интереса к теме.

Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь на уроке? Почему вы так думаете? (О доброте, нравственности, любви)

Значит мы будем говорить доброте, нравственности, любви.

II. Работа с эпиграфом урока.

«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра», – эти слова Льва Николаевича Толстого точно отражают суть любой деятельности человека.

Ребята, как вы думаете, какую цель ставит великий писатель перед людьми? (Человек должен знать, , как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра) Почему? (Это самое главное в жизни каждого человека.)

Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как :совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость...

А начнем мы наш урок с древней китайской притчи о добре и зле.

А что такое притча? ( Это небольшое повествование, содержащее поучение, мораль.)

Притча о добре и зле«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.– Конечно, нет! – ответил юноша.– А воровать?– Нет.– А убивать?– Нет...– Так иди, – воскликнул учитель, – и познай все это. А познав, не делай!»

О чем эта притча? (О добре и зле)

Чему она учит? (Не совершать зла)

Что необычного вы заметили в совете, который мудрец дает юноше? (Познать, но не делать!)

Почему? Надо ли понимать совет буквально? (Конечно же нет , учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать, но он хотел, чтобы юноша понял, ощутил, что это присутствует в жизни.)

Дoбpo и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга.

Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.

Как вы считаете, что важнее – бороться со злом или совершать добрые дела? Как сделать мир добрее?

Много тысячелетий живут люди, творят добро, совершают зло. Значит, много тысячелетий Зло и Добро существуют на нашей Земле.

Почему?

Если в вашей душе поселились грусть, одиночество, обида, страх, и вы не знаете, как справиться с этими или другими проблемами, то вам помогут

сердечное слово,

ласковая улыбка,

дружеское внимание,

совет.

Где мы можем их найти? (В книгах, в сказках, в народной мудрости, стихах.)

Добро и зло всегда борются между собой. Докажите, приведите примеры из литературы.

Чтение стихотворения Т. Кузовлевой «Твори добро» (раздаточный материал)

Твори добро –Нет большей радости.И жизнью жертвуй,И спешиНе ради славы или сладостей,А по велению души.Когда кипишь, судьбойуниженный,Ты от бессилья и стыда,Не позволяй душе обиженнойСиюминутного суда.Постой.Остынь.Поверь – действительно,Все встанет на свои места.Ты сильный.Сильные не мстительны.Оружье сильных – доброта.

Ребята! А можно ли это стихотворение считать ключом к нашему уроку?

Найдите ключевые слова, словосочетания или предложения, которые раскрывают тему урока.

Учащиеся называют, а учитель записывает на доске.

Твори добро

По велению души

Не позволяй

Сиюминутного суда

Постой

Остынь

Поверь

Оружье сильных – доброта

Из поколения в поколение притчи передавались из уст в уста, но при этом не утратили своей мудрости и простоты. Они всегда побуждают человека к размышлению, несут в себе доброту и любовь, учат находить простые ответы на сложные, казалось бы, жизненные вопросы. В разные времена разные люди искали и будут искать совета в притчах. Неважно, где и когда происходило действие в притчах. В них нет описания и развёрнутого сюжета. Но для нас важно то, какая мудрость скрыта между строк.

Притча о доброте (на экране)

Среди множества слов есть одно замечательно и по-настоящему волшебное слово - "спасибо". Его говорят от чистого сердца, а взамен получают заряд позитива и улыбки. Поэтесса Ирина Самарина уверена, что человеку всегда есть о чём благодарить близких, друзей, судьбу и даже недоброжелателей.

Желаю всем добра и мыслей светлых…Пускай обиды прошлые уйдут…От них вы избавляйтесь незаметно…Простить и отпустить – нелёгкий труд…Но каждым утром рано на рассветеПопробуйте кого-нибудь простить…За то, что солнце в небе ярко светит,Начните жизнь свою благодарить…Она ведь посылает вам уроки,Чтоб стали вы отзывчивей, мудрей…А слышит лишь обидные упрёки,То денег нет, то верных нет друзей…Вы жизнь свою за всё благодарите…За то, что вы не знаете войны,За то, что у компьютера сидите...За то, что вы кому-нибудь нужны…За то, что есть у вас семья и дети,А если нет, просите у неё!!!Она ведь не глуха и вам ответит,Прощая вас за прежнее нытьё…Хотите быть богатыми?  Мечтайте!К вам деньги будут сами приходить…Хотите быть счастливыми? Дерзайте!Учитесь доверять, прощать, любить…Представьте жизнь свою без опасений,Без страхов, без упрёков и обид…Освободитесь от пустых сомнений,Увидите, что к счастью путь открыт…Оставьте ваше прошлое в покое!Оно ушло, обратно не вернуть…Задумайтесь сегодня над судьбоюИ начертите в мыслях светлый путь…Весь мир под одного не перестроить,Но можно перестроить мир внутри…И лучше доверять, чем вечно спорить…И лучше отыскать, чем не найти…Вам жизнь даёт бесценные советы…Того, что есть, могло бы и не быть…Представили? За каждый лучик светаУчитесь жизнь свою благодарить… 

Мелодичность слова наполнена глубоким смыслом. Они легко читаются и запоминаются. Темы затронутые в них философские и каждый человек может делать для себя собственные выводы соглашаться с содержанием либо не соглашаться.

Сегодня Бог проснулся утром рано…

Он жалобы и просьбы почитал…

И людям из кувшина без обмана

Желаемое в сердце наливал…

Но не у всех открыто было сердце

И место есть для Чуда не у всех.

То завистью, враждой подпёрта дверца…

То жадность не даёт налить успех…

А у кого-то до краёв разлита

Печаль и безысходность, вот беда.

И Бог жалел, что сердце это скрыто…

Любви хотел налить, да вот куда?

И Бог грустил, что люди не умеют

Сердца и души чистить от обид…

Они с годами в сердце каменеют

И сердце превращается в гранит…

Но Бог ходил, смотрел и улыбался,

Когда сердца влюблённые встречал.

Он брал кувшин и от души старался,

Им счастье в сердце бережно вливал…

А люди постепенно расплескали

Подаренную Богом благодать

И всех вокруг в утрате обвиняли,

Забыв в самих себе вину искать…

Ведь если б мы могли прощать и верить,

Любить, благодарить и отпускать,

То Бог бы мог не каплей счастье мерить,

Кувшин волшебный мог бы весь отдать…

Сегодня Бог проснулся на рассвете.

Огромный ящик с просьбами у ног…

А рядом лишь один без просьб конвертик:

«Благодарю за всё тебя, мой Бог…»

Притча про обиду «Горсть гвоздей».

V. Работа в парах.

Составление синквейна о добре и зле.

Подведение итогов.

Притча о добре и злеОднажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком. – Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук. – Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь? – Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда.

Слово учителя: - Какой урок для себя вы извлекли из нашего занятия?

- Как вы думаете, правильно ли я назвала наш урок «Урок здравого смысла»?

- Какие черты характера мы должны иметь, чтобы видеть прекрасное в окружающем нас мире?

- Есть люди, с кого нужно и можно брать пример, потому что их жизнь была наполнена смыслом, жили они ярко и солнечно. Именно так прожила Агнес Бояджиу - Мать Тереза, Нобелевский лауреат мира. Она руководствовалась девизом, который сама сформулировала:

Жизнь - это шанс, не упусти его.

Жизнь - это красота, удивляйся ей.

Жизнь - это мечта, осуществи её.

Жизнь - это долг, исполни его.

Жизнь - это любовь, так люби.

Жизнь - это тайна разгадай, так разгадай его.

Жизнь - это трагедия, выдержи его.

Жизнь - это трагедия, выдержи её.

Жизнь - это счастье, сотвори его сам.

Жить стоит. Не уничтожай свою жизнь.

Я желаю Вам, уважаемые ребята, прислушаться к этим словам. Будьте внимательны не только к себе, но и к окружающим, открывайте для себя мир, и мир Вам откроет свои чудеса.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области