Консультация для воспитателей
Тема: «Игровая деятельность старших дошкольников»
Составитель:
воспитатель первой категории
Воробьёва О.С.
Игра – это особая деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни.
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест.
Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.
• Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым не изобретается ребёнком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий.
• Усваивая в общении с взрослым технику различных игр, ребёнок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации.
• В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника, так как она удовлетворяет все его потребности (основные): в общении, фантазии, познании окружающего мира, активности, движения, взаимодействии со сверстниками, самостоятельности….
• В игре ребёнок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте.
• Играя, ребёнок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают, в игре ребёнок может всё: плыть на корабле, летать в космосе, учить учеников в школе…….
• По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими любой деятельности:
- учится ставить перед собой цель
- планировать
- добиваться результата
Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовые.
• В игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости, выполняя правила игры, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.
• Основное отличие игры от других видов продуктивной деятельности заключается в том, что игра ориентирована собственно на процесс, а не на результат.
Благодаря исследованиям С.Л.Новоселовой внесен значительный вклад в теорию игры, разработана новая классификация игр.
• В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребёнка или взрослого).
Выделяют три класса игр: 1. игры, возникающие по инициативе детей – самостоятельные игры: • игра – экспериментирование; • самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные); • игры со строительным материалом.
2. игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с воспитательной и образовательной целями: • игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные); • досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, …); 3. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные игры), которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА – это ориентировочная (условная) деятельность; действия в ней связаны с предметами-заместителями, и ребенок принимает их условно за настоящие. Дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций (камушек — это мел, хлеб, сахар и др.), сам переходит с одной позиции на другую (изменение ролей в игре).
Сюжетно-ролевые игры ориентируют детей в основных направлениях человеческой деятельности.
Сюжет – действительность, которая отображается в игре. В зависимости от сюжета игры подразделяются на следующие темы:
труда; (магазин, ателье, парикмахерская…)
бытовые; (дом, семья, стирка…)
с общей тематикой(праздник, день рожденья, день города…)
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:
развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ помогают ребёнку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу "Как построить?", которую ребёнок решает с помощью различных материалов и действий. Необходимость в постройках может возникнуть по ходу сюжетно-ролевой игры.
Разновидности строительных материалов
Виды материалов | Примеры |
большой строительный материал для возведения сооружений на полу | куб, цилиндр, параллелепипед и другие |
настольный строительный материал | приблизительно те же формы, но меньшие размером |
полуфабрикаты | наборы досточек, арок, фронтонов и другие |
конструкторы | усложненный строительный материал |
Последовательность усложнения конструирования
возведение сооружений воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и пояснения действий |
показ образца строения, выполненного воспитателем, с последующим анализом ее составных частей |
показ приемов конструирования, которыми дети овладевают для возведения построек |
предложение образца незаконченного строения, которое дети должны закончить самостоятельно |
показ приемов конструирования, которыми дети овладевают для возведения построек |
конструирование по теме или заданным условиям |
возведение детьми сооружений по их собственному усмотрению |
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ или игры-драматизации, являются разновидностью творческой игры.
В играх-драматизациях (театрализованных играх) дети выражают свои впечатления, переживания, осваивают их в деятельности в непосредственном контакте друг с другом.
Подвижные игры чрезвычайно разнообразны.
Это собственно подвижные
и спортивные игры.
Спортивные игры: городки, баскетбол, бадминтон, футбол и др. Среди подвижных игр с правилами выделяют сюжетные и бессюжетные, игры-забавы и аттракционы.
Особенностью сюжетных подвижных игр является возможность воздействия на детей через образы, в которые они перевоплощаются, а также через правила. Действия всех играющих тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди».
Бессюжетные игры строятся на основе выполнения конкретных двигательных заданий, условия которых определены правилами. Это игры типа «Ловишек», «Жмурок» или с элементами соревнования – индивидуального или группового, т.е. по командам, либо эстафеты, а также игры с разнообразными предметами: «Кольцеброс», «Кегли», «Бабки», «Резиночка» и др.
Большое место среди подвижных игр отводится народным играм. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов и являются частью нравственно-патриотического воспитания. н: игра «Сова», «Теремок», «Солнце», где цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать выдержку, внимание. Проявлять творчество.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА является особым видом игровой деятельности. В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает, закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, качеством.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих.В таких играх дети учатся на имеющихся представлениях о предметах углублять знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки и сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.
Главная цель любой дидактической игры — обучающая В игровых действиях реализуются игровая и дидактическая задачи. Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал. Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач.
Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними
Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Воспитатель, общаясь с детьми на занятиях, в различные режимные моменты, занимает позицию учителя, то есть требует, задает, оценивает.