Консультация для воспитателей "Игровая деятельность старших дошкольников"


Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru


Консультация для воспитателей

Тема: «Игровая деятельность старших дошкольников»

Составитель:

воспитатель первой категории

Воробьёва О.С.

Игра – это особая деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест.

Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

• Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым не изобретается ребёнком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий.

• Усваивая в общении с взрослым технику различных игр, ребёнок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации.

• В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника, так как она удовлетворяет все его потребности (основные):  в общении,  фантазии, познании окружающего мира, активности, движения, взаимодействии со сверстниками, самостоятельности….

• В игре ребёнок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте.

• Играя, ребёнок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают, в игре ребёнок может всё: плыть на корабле, летать в космосе, учить учеников в школе……. 

• По мере развития игры  ребёнок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: 

- учится ставить перед собой цель

- планировать

- добиваться результата

Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовые.

• В игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости, выполняя правила игры, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.

• Основное отличие игры от других видов продуктивной деятельности заключается в том, что игра ориентирована собственно на процесс, а не на результат.

Благодаря исследованиям С.Л.Новоселовой внесен значительный вклад в теорию игры, разработана новая классификация игр.

• В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребёнка или взрослого).

Выделяют три класса игр: 1. игры, возникающие по инициативе детей – самостоятельные игры: • игра – экспериментирование; • самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные); • игры со строительным материалом.

2. игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с воспитательной и образовательной целями: • игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные); • досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, …); 3. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные игры), которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА – это ориентировочная (условная) деятельность; действия в ней связаны с предметами-заместителями, и ребенок принимает их условно за настоящие. Дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций (камушек — это мел, хлеб, сахар и др.), сам переходит с одной позиции на другую (изменение ролей в игре).

Сюжетно-ролевые игры ориентируют детей в основных направлениях человеческой деятельности.

Сюжет – действительность, которая отображается в игре. В зависимости от сюжета игры подразделяются на следующие темы:

труда; (магазин, ателье, парикмахерская…) 

бытовые; (дом, семья, стирка…) 

с общей тематикой(праздник, день рожденья, день  города…)

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ помогают ребёнку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу "Как построить?", которую ребёнок решает с помощью различных материалов и действий. Необходимость в постройках может возникнуть по ходу сюжетно-ролевой игры.

Разновидности строительных материалов

Виды материалов

Примеры

большой строительный материал для возведения сооружений на полу

куб, цилиндр, параллелепипед и другие

настольный строительный

материал

приблизительно те же формы, но меньшие размером

полуфабрикаты

наборы досточек, арок, фронтонов и другие

конструкторы

усложненный строительный материал

Последовательность усложнения конструирования

возведение сооружений воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и пояснения действий

показ образца строения, выполненного воспитателем, с последующим анализом ее составных частей

показ приемов конструирования, которыми дети овладевают для возведения построек

предложение образца незаконченного строения, которое дети должны закончить самостоятельно

показ приемов конструирования, которыми дети овладевают для возведения построек

конструирование по теме или заданным условиям

возведение детьми сооружений по их собственному усмотрению

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ или игры-драматизации, являются разновидностью творческой игры.

В играх-драматизациях (театрализованных играх) дети выражают свои впечатления, переживания, осваивают их в деятельности в непосредственном контакте друг с другом.

Подвижные игры чрезвычайно разнообразны.

Это собственно подвижные

и спортивные игры.

Спортивные игры: городки, баскетбол, бадминтон, футбол и др. Среди подвижных игр с правилами выделяют сюжетные и бессюжетные, игры-забавы и аттракционы.

Особенностью сюжетных подвижных игр является возможность воздействия на детей через образы, в которые они перевоплощаются, а также через правила. Действия всех играющих тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди».

Бессюжетные игры строятся на основе выполнения конкретных двигательных заданий, условия которых определены правилами. Это игры типа «Ловишек», «Жмурок» или с элементами соревнования – индивидуального или группового, т.е. по командам, либо эстафеты, а также игры с разнообразными предметами: «Кольцеброс», «Кегли», «Бабки», «Резиночка» и др.

Большое место среди подвижных игр отводится народным играм. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов и являются частью нравственно-патриотического воспитания. н: игра «Сова», «Теремок», «Солнце», где цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать  выдержку, внимание. Проявлять творчество.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА является особым видом игровой деятельности. В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает, закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, качеством.

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих.В таких играх дети учатся на имеющихся представлениях о предметах углублять знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки и сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Главная цель любой дидактической игры — обучающая В игровых действиях реализуются игровая и дидактическая задачи. Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал. Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач.

Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними

Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Воспитатель, общаясь с детьми на занятиях, в различные режимные моменты, занимает позицию учителя, то есть требует, задает, оценивает.





Время Знаний

Россия, 2015-2019 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.12.2019