Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методические особенности проведения биографических уроков.

Одна из главных задач в освоении биографических уроков – ощутить историческое значение композитора, особенности его творчества.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методические особенности проведения биографических уроков.

План-конспект.I. На протяжении всех лет обучения в музыкальной школе, в курсе музыкальной литературы, ученики неоднократно знакомятся с биографией того или иного композитора. Соответственно подход педагога к методам проведения биографических уроков должен быть предельно четким и ясным. Существует некоторая опасность дублировки биографического урока в ДМШ на более сложном уровне, например училища. Мы же должны стремиться к доступности, более легкому восприятию учебного материала нашими учениками. Ведь цель и задача преподавания музыкальной литературы в музыкальной школе – развить любовь к музыке у детей и научить понимать музыку, раскрыть их творческие способности.Одна из главных задач в освоении биографических уроков – ощутить историческое значение композитора, особенности его творчества. Широкое применение межпредметных связей позволит нам познакомиться с его окружением, эпохой, бытом, художественными направлениями, бытовавшими в то время. Для закрепления учениками нового учебного материала мы можем подключать методы современной дидактики: фронтальный опрос и эвристический метод обучения. Главное – продумать и осознать место и значение данной темы, определить основные цели и задачи. Не следует также забывать, что урок биографического типа имеет подчиненное значение, тогда как основное внимание мы должны акцентировать на творчестве и стиле данного композитора. Точнее и методически правильнее определить (назвать) данную форму работы не «Биография», а «Жизненный и творческий путь».1) При подготовке к уроку педагог должен проделать большую аналитическую работу, т.е. продумать последовательное изложение жизненных фактов биографии, сделать общий обзор творчества, чтобы акцентировать внимание учеников на наиболее ярких и новаторских произведениях. 2) Также необходимо стремиться к прослушиванию и знакомству произведений не входящих в программу, тем самым расширяя музыкальный кругозор учеников и делать интересный разговор о стиле композитора.3) Давать характеристику творческой личности необходимо на фоне исторической обстановки, прослеживая влияние той или иной эпохи на творчество (например, жизнь и творчество С.Прокофьева).Таким образом, исходя из этих задач, педагог начинает непосредственно работать над подачей учебного материала.4) Как правило, биографические данные композитора принято делить на два-три периода, на усмотрение педагога. Например, Ф.Шуберт, Ф.Шопен, А.Даргомыжский – возможно деление на два периода. Жизненный и творческий пить таких композиторов как М.Глинка, Н.Римский-Корсаков, С.Прокофьев, более насыщенна разнообразной информацией, поэтому логично деление на три периода. В качестве границ могут послужить поворотные события жизни или создание крупных, ярких, новаторских произведений. На этом необходимо делать акцент, чтобы запечатлеть у детей в долговременную память основные факты. На усмотрение педагога можно перечислять яркие произведения или распределить информацию при их разборе.5) Еще раз хотелось бы подчеркнуть активное использование межпредметных связей, подключать смежные виды искусств: живопись, архитектуру, литературу. В освоении нового учебного материала детям огромную помощь окажут уже пройденные темы и знания, полученные на предыдущих уроках (например: темы М.Глинка – А.Даргомыжский, романсы М.Глинки-романсы П.Чайковского).В целом, уроки биографического типа должны давать представление о яркой творческой личности с индивидуальными чертами музыкального стиля. В качестве примера рассмотрим план по теме «Н.А.Римский-Корсаков. Жизненный и творческий путь».

II. Эта монографическая тема проходится на третьем году обучения музыкальной литературы, т.е. перед нами 4-е классы народных и духовых инструментов и 6-е классы фортепианного и струнного отделений.Тема «Н.А.Римский-Корсаков» в целом охватывает 5 часов, следовательно, жизненный и творческий путь будет занимать 1 урок – 1 час. Работа педагога над подачей информации очень важна, т.к. объем и уровень сложности здесь – довольно велики. Прежде всего, необходимо построить план, который будет охватывать три периода. Такая четкость в распределении периодов помогает детям лучше запоминать и усваивать новый учебный материал.Первый период: 1844-1874 г. Акцентируем внимание на семейных традициях, учебе в морском корпусе, кругосветном плавании. Рассказывая детям об экзотике кругосветного путешествия, мы не можем не затронуть тему моря в творчестве композитора и, немного забегая вперед, иллюстрируем вступление к опере «Садко», фрагмент из симфонической сюиты «Шехеразада». Используя принцип межпредметных связей, можно поговорить с учениками о живописи, в частности о художнике – маринисте И.Айвазовском. Детям также будет интересно узнать о любви Н.Римского-Корсакова к астрономии, большом увлечении, которое найдет свое отображение в опере «Сказка о царе Салтане», «Ночь перед рождеством» (образы и темы звёздного неба).Затрагиваем дружбу с Балакиревским кружком (активизируем память учеников, вспоминаем, кто из предшествующих композиторов также был с ними дружен и кто входил в кружок Балакирева). Упоминаем о работе Н.Римского-Корсакова над симфонией №1, а также о его занятиях в области фольклора, этнографии. Отсюда весьма логично будет поговорить о цитатах русских народных песен в его творчестве. В качестве примера можно привести фрагменты из опер: «Садко» («Высота ли высота»), «Снегурочка» (III действие), «Ай, во поле липенька».Главное, на что мы должны акцентировать внимание детей – особенности стиля композитора, его музыкальный язык. Биографических дат в данном случае должно быть как можно меньше.Второй период – 1874-1894. Это двадцать лет, на протяжении которых Н.Римский-Корсаков занимается как композиторской, так и педагогический, литературной и общественной деятельностью. Как мы видим, обилие фактологии может создать ученикам трудность в восприятии и запоминании. Поэтому мы четко отбираем учебный материал по разделам:a) Композиторская деятельность – оперы «Майская ночь», «Снегурочка», симфоническая сюита «Шехеразада».б) Литературная, научная, критическая деятельность. Затрагиваем такие труды как «Летопись моей музыкальной жизни», «Основы оркестровки», «Учебник гармонии».в) Педагогическая деятельность, ученики, работа в Капелле.Еще раз подчеркнем, что четкое деление по разделам помогает детям легче усваивать учебный материал.Третий период 1894-1908г. Здесь делаем акцент и говорим о новаторстве, эволюции творчества и стиля, красочности оркестра, о разных типах опер в творчестве: сказка-сатира, притча, былина. Сотрудничество с Мамонтовской оперой, Н.Забела-Врубель. Естественно, подачу теоретического материала можно и необходимо чередовать с музыкальными фрагментами из опер, например: «Сказка о царе Салтане», «Ночь перед Рождеством»,«Кощей Бессмертный». А также использовать пройденный материал – «Полет шмеля».Помимо композиторской деятельности, в третьем периоде не забудем и связи Н.Римского-Корсакова с «Русскими сезонами»- это не только красочная музыка, но и костюмы, декорации, балет «Шехеразада», творчество художников «Мир искусства».Завершая обзор жизни и творчества, делаем вместе с детьми выводы, и в целом – влияние Н.Римского-Корсакова на творчество других композиторов XX в. III.Подводя же итог вышесказанного, отметим, что методы и приемы проведения биографических уроков могут быть разнообразными. Главное, что необходимо достигнуть – это целостное восприятие учениками композитора как личности, особенностей его музыкального языка и стиля. Со временем, если педагог будет строить каждый биографический урок по этому принципу, ученики сами научатся отбирать необходимую и важную информацию, тем самым развивая и обогащая себя и свои знания.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.07.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области