муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Тополек» г.Волгодонска
Конспект занятия
по речевому развитию
с применением системно-деятельностного подхода
в старшей группе
компенсирующей направленности для детей
с тяжелыми нарушениями речи №7 «Семицветик»
Выполнил: воспитатель
I квалификационной категории
МБДОУ ДС «Тополек» г.Волгодонска
Третьяк Ольга Александровна
Ноябрь
2017г.
Конспект занятия по речевому развитию
с применением системно-деятельностного подхода
в старшей группе
Тема: Сказка С. Л. Прокофьевой «Про башмачки».
Цель: Создать условия для формирования способов действия добычи знаний для
пересказывания сказки С. Л. Прокофьевой «Про башмачки».
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со сказкой С. Л. Прокофьевой «Про башмачки»; учить пересказывать сказку с опорой на мнемотаблицу;
- продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, поддерживать диалог.
- корректировать устную речь посредством беседы.
- закреплять умения устанавливать причинные связи и зависимости;
Развивающие:
- развивать слуховое восприятие литературного текста.
- развивать умение пересказывать сказку.
- развивать образную речь.
- развивать фантазию и словесное творчество.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к художественной литературе.
- воспитывать положительное отношение к занятиям.
Ход занятия:
1. Введение в ситуацию (Дети стоят в кругу)
- Встаньте дружно все в кружок
Поздаровайся, дружок!
- Ребята как мы можем ещё поздороваться тихо и с нашими гостями?
- Молодцы!
- Ребята, чей портрет у меня в руках?
- Как вы думаете кто это?
Ответы детей.
- Софья Леонидовна Прокофьева – русская писательница, автор неповторимых детских сказок. Родилась в Москве 14 мая 1928 года, выросла в семье художника Л. Е. Фейнберга. В 15 лет были опубликованы первые ее стихи. Закончила графический факультет Московского государственного художественного института им. В. Сурикова в 1957 г., затем работала художником-иллюстратором. Писать сказки начала в начале 1950-х годов, после рождения сына. Сказки Прокофьевой прочитал Л. Кассиль, и назвал ее «настоящей сказочницей». С тех пор она написала более тридцати книг, и продолжает писать все новые. Сказки Прокофьевой переведены более чем на двадцать языков.
- Молодцы!СТУК В ДВЕРЬ.
- Ой, кто-то в дверь стучится к нам?
- Ребята, что это?
Ответы детей.
Д/игра «Волшебный мешочек»
- Мы – башмачки! Приглашаем вас в сказку, только как попасть в неё не знаем…
- Ребята, а вы знаете как попасть в сказку?
Ответы детей. (дети присаживаются на стульчики)
- Молодцы! Хорошо, закроем глазки и скажем волшебные слова:
Звучит волшебная музыка
СКАЗКА
Ведущая: Жили - были башмачки с длинными шнурками. Надоело им стоять в углу без дела.
Башмачки: Пойдем поищем себе хозяина. Кто нас наденет? Кому мы в пору?
Ведущая: Вышли башмачки из угла и видят, стоит СТОЛ на четырех ножках.
Башмачки: Здравствуй стол. Надень нас на ножки. И пойдем бегать и прыгать.
Стол: нет (грустно)
Ведущая: Ребята, а почему же стол не стал надевать башмачки на свои ножки?
Дети:…..
Ведущая: Вышли башмачки во двор и увидели красивую, полосатую КОШКУ.
Кошка: Мяу! Какие у вас хорошие, длинные шнурки. Они похожи на мышиные хвостики.
Ведущая: И тут башмачки увидели, как из мягких лапок высунулись острые коготки.
Башмачки: Ой. Ой, ой!
Ведущая: Башмачки очень испугались и убежали.
Ведущая: Ребята, почему башмачки убежали? Ответы детей.
Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали
И на месте побежали.
Ведущая: Бежали. Бежали и устали. Увидели башмачки на лугу КОРОВУ.
Ведущая:Ребята, как вы думаете, что сказали башмачки, когда увидели корову? Ответы детей
Башмачки: Здравствуй корова. Надень нас на ножки. Пойдем прыгать и бегать.
Воспитатель: Что ответила корова?
Корова: Му – Му! Нет.
Башмачки: А почему? Ответы детей
Корова: У меня четыре копытца, и поэтому мне нужно четыре башмачка. А вас только
двое.
Пошли башмачки дальше. Вдруг трава зашевелилась, цветы закачались, и на дорожку выполз уж.
Ведущая: На что похож уж? Ответы детей
Ведущая: Он был похож на толстый длинный шнурок от ботинок.
Башмачки: Здравствуй, уж! Надень нас на свои ножки и пойдем прыгать и бегать!
Уж: Ах вы глупышки, - засмеялся уж, и снова уполз в траву.
Ведущая: Почему уж уполз и не надел башмачки? Ответы детей
Воспитатель: Ребята, а какой звук издает уж? ( [ш-ш-ш ]) Вот и мы сейчас немного пошипим [ш-ш-ш ].
Воспитатель: Молодцы!
Пошли башмачки дальше. Тут из камыша выплыла уточка.
Башмачки: Здравствуй, уточка! У тебя как раз две лапки надень нас и пойдем прыгать и бегать!
Ведущая: Ребята, как вы думаете, что сказала уточка?
Ответы детей
- Больше всего я люблю плавать, сказала уточка.
- Я бы вас надела, но в воде вы мне будете мешать.
В это время на дорожку слетел …
Загадка: Эта маленькая пташка Носит серую рубашку, Подбирает быстро крошки И спасается от кошки. (воробей.)
Башмачки: Здравствуй, воробей! У тебя тоже две лапки надень нас и давай прыгать и бегать!
Ведущая: Ребята, как вы думаете, что ответил воробей? Ответы детей
Заплакали башмачки.
Башмачки: Никому мы не нужны! Что же нам теперь делать. Помогите нам ребята, подскажите, на чьи ножки нам надеться? (дети предлагают варианты) появляется кукла.
Ведущая: Ой, кто же это?
Дети: Мальчик.
Ведущая: Здравствуй …, как тебя зовут?
Мальчик: Забыл, а вы помогите мне?
Игра «Угадайка».
Ведущая: Вот и угадали.
Башмачки: Наденьте нас босые ножки. Пойдемте бегать и прыгать по дорожке. Вы нам нравитесь больше всех ножек на свете.
Ведущая: Обрадовались (………) босые ножки. Надели они башмачки и побежали быстро – быстро. Запрыгали высоко – высоко.
Башмачки: Вот и нашлись наши ножки, спасибо вам ребята. Какие вы стали умные. Большие.
Воспитатель: - Ребята, а нам с вами пора возвращаться. Займите свои места, закройте глазки и произнесите волшебные слова…
Звучит волшебная музыка
Воспитатель: Вот мы и вернулись…
- Ребята, как вы думаете, как называлась сказка, в которой мы сегодня побывали? Ответы детей
- А кто её написал?
Ответы детей
- Ребята, кого вы там встретили?
Ответы детей
- Почему кошка не надела башмачки?
Ответы детей
- Почему уж не надел башмачки?
Ответы детей
- Почему воробей не надел башмачки?
Ответы детей
- Почему корова не надела башмачки?
Ответы детей
- Кому же впору пришлись башмачки?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, давайте с помощью таблицы, расскажем эту сказку.
Рассказ детей с опорой на мнемотаблицу.
Воспитатель: Какие вы молодцы! И для вас у меня есть небольшой подарок.
Подарок (раскраска героев из сказки)
Воспитатель: - Ребята, что вам сегодня больше всего понравилось?