Числовые и буквенные выражения (5 класс)
Саповатова Ирина Петровна,
учитель математики,
МКОУ «Шайковская СОШ №2»
Калужская обл. Кировский р-н
Технологическая карта урока
Класс | 5 |
Продолжительность урока | 45 минут |
Тема | Числовые и буквенные выражения |
Цели деятельности | Отработать навыки чтения и записи числовых и буквенных выражений, уметь установить связь между ними; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения; |
Задачи | образовательные отработать навыки чтения и записи числовых и буквенных выражений; формировать умение находить значение буквенного выражения; проверить уровень усвоения изученной темы; развивающие развивать логическое мышление учащихся; развивать навыки математической речи; развивать навыки самостоятельной работы; развивать память, логическое мышление, математически и литературно грамотную речь (устную и письменную). воспитательные воспитывать интерес к изучаемому предмету; воспитывать коллективные взаимоотношения, взаимопонимания; развивать усидчивость, самостоятельность, самоконтроль, наблюдательность; |
Формируемые УУД | Личностные: способность к самооценке на основе крнитерия успешности учебной деятельности; Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия после их завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: уметь составлять числовые и буквенные выражения, находить значение выражения; Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности; ориентироваться на успех в учебной деятельности; Метапредметные: регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предположения; коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь использовать знаково-символические средства; извлекать из математических текстов необходимую информацию; |
Основные понятия | Числовые и буквенные выражения, значение выражения; |
Используемые ресурсы | Учебник Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Н.Я Виленкин Презентация для объяснения нового материала карточки для выполнения заданий карточки для рефлексии |
Педагогические методы и приёмы | Данный урок разработан с использование технологии развития критического мышления. На уроке применяются активные и интерактивные методы обучения: индивидуальная работа, работа в парах, выполнение проверки и взаимопроверки, фронтальная работа. Кроме того в урок включено выполнение физминутки. В конце урока проводится рефлексия учащихся. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Вхождение в тему урока (постановка проблемы) | Вычислите устно, используя удобный способ вычисления: а) 347 – (142 + 147) б) 645 + 247 + 355 в) (649 + 186) – 539 г) 864 – 147 – 353 д) (394 + х) – 194 Почему нельзя вычислить? Сформулируйте тему нашего урока. | Выражения содержат не только числа, но и букву. Формулирование темы: «Числовые и буквенные выражения». Записать тему урока в тетрадь. | Предметные: знать свойства сложения и вычитания чисел; Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Личностные: ориентироваться на успех в учебной деятельности; |
Мотивация | Зачем нужны выражения, содержащие буквы? Для чего необходимо изучать буквенные выражения? Согласны ли вы с мнением? Ребята, поднимите руку те, кто хотя бы раз мечтал создать компьютерную игру. А что необходимо сделать, чтобы создать компьютерную игру? А знаете ли вы, что любая программа содержит выражения с буквами. Поэтому нельзя приступать к изучению языков программирования, не умея работать с буквенными выражениями. Программисты, инженеры, экономисты, архитекторы, изобретатели, учёные, спортивные тренеры и многие другие используют в своей работе выражения, содержащие буквы. | Отвечают на вопросы, анализируют, высказывают своё мнение Написать программу | Предметные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, уметь различать обоснованные и необоснованные суждения; Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять речь в устной форме; Личностные: уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры, креативность мышления, инициатива, находчивость; Регулятивные: высказывать своё предположение; |
Формирование образовательного результата | Скажите, что такое числовое выражение? Постановка задачи При решении задач иногда записывают действия, а выполняют их потом. Полученные записи называют числовым выражением. Задача: Сторона AB равна 18 см, сторона BC – 220 мм. AC больше AB на 2 см. Найдите периметр треугольника ABC. 18 + 22 + (18 + 2) = 60 Сформулируйте определение значения числового выражения Число, полученное в результате выполнения всех указанных действий в числовом выражении, называется значением числового выражения. Изменение данных в вышепоставленной задаче Решим эту же задачу, только «AC больше AB на 5 см» А что произойдёт с решением, если «AC больше AB на m см»? Какое выражение мы получим? Сформулируйте определение буквенного выражения. Выражение, содержащее буквы, называется буквенным выражением. Найдите значение выражения, если m = 3. 3- значение буквы. | Высказывают своё мнение, дают определение Решают задачу: 220 мм = 22 см AC = 18 + 2 (см) Р = 18 + 22 + (18 + 2) = 60 (см) Ответ: периметр треугольника равен 60 см Делают запись в тетради Высказывают своё мнение. Формулируют определение. Решают задачу: 220 мм = 22 см AC = 18 + 5 (см) Р = 18 + 22 + (18 + 5) = 63 (см) Ответ: периметр треугольника равен 63 см. Анализируют, делают вывод, составляют выражение: 18 + 22 + (18 + m) Высказывают своё мнение, формулируют определение Выполняют вычисления в тетради, подробно записывают: Если m = 3, то 18 + 22 + (18 + m) = 18 + 22 + (18 + 3) = 61 | Предметные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, преобразовывать информацию из одной формы в другую, уметь различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, проводить анализ и преобразование информации; Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять речь в устной и письменной форме, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий; Личностные: уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры; креативность мышления, инициатива, находчивость, умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства для достижения цели; |
Организация первичного закрепления | Работа в парах (карточки) + проверка на доске (презентация) (распределить на группы, подчеркнуть разными линиями) 25+12+15 124+(30+18) (67-27)+(84+34) ( 99-р)×4 а+(5+8) (49 +95) –а 345 :15 47-36+х х+у (34+z):12 (у-45)- (13+у) 15+ 68 | Работают в парах, выполняют проверку и взаимопроверку, устная работа | Предметные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, уметь различать обоснованные и необоснованные суждения, проводить анализ и преобразование информации; Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять речь в устной и письменной форме, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий; Личностные: уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; Регулятивные: высказывать своё предположение, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; |
Физминутка | Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали, А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем. На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем. На счет шесть прошу всех сесть. | Выполнение физических упражнений | Коммуникативные: формируем и отрабатываем умение согласованно работать в коллективе; |
Организация первичного контроля | № 305 №298 (1 ученик у доски, остальные самостоятельно в тетрадях + ученик выступает в роли учителя и проверяет решение на доске) № 299 (1 в – а,б,в; 2 в – г,д,е + взаимопроверка в парах) № 300, 301 (устно) | Выполняют самостоятельную работу, работают в парах, работают индивидуально по вариантам, выполняют проверку и взаимопроверку, устная работа | Предметные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, преобразовывать информацию из одной формы в другую, уметь выделять тип задач и способы их решения, обосновывать этапы решения учебной задачи, проводить анализ и преобразование информации; Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять речь в устной и письменной форме, Личностные: уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий, самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; |
Подведение итогов урока | Назовите тему урока Расскажите, чему вы научились на уроке Какие новые понятия вы узнали сегодня на уроке | Отвечают на вопросы | Регулятивные:умение рефлексировать свои действия по цели; |
Рефлексия и самооценка | «Для меня сегодняшний урок…» Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. | Анализируют свою работу на уроке | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности |
Домашнее задание | П.8 № 328, 329 | Слушают, записывают, уточняют способы работы и её объём |