Тема: Сложные эфиры.
(для обучающихся специальности «Технология продукции общественного питания»
Цель: Дать понятие о сложных эфирах, как кислородсодержащих веществах, производных спиртов и карбоновых кислот; рассмотреть их свойства, получение и применение, повторить основы номенклатуры органических веществ; проследить взаимосвязь строения, свойств и применения веществ на примере сложных эфиров. Показать взаимосвязь химии с приобретаемой специальностью.
Ход урока.
1. Актуализация знаний. Повторение изученного материала.
Мы продолжаем изучение кислородсодержащих органических веществ.
Какие классы мы уже рассмотрели?
СПИРТЫ, АЛЬДЕГИДЫ, КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ
Задание: с помощью шаро – стержневых моделей соберите молекулы этилового спирта и уксусной кислоты:
СН3 – СН2 – ОН СН3 – СООН
Обучающиеся собирают пространственные модели.
Вопрос: Могут эти два вещества прореагировать между собой?
Обучающиеся утвердительно отвечают на вопрос, опираясь на знания, полученные в теме «Карбоновые кислоты»
Обучающиеся собирают модель вещества, которое при этом образуется.
Данное вещество относится к классу сложных эфиров.
2. Изучение нового материала.
1) Строение
Исходя из пространственной формулы полученного вещества, можно записать общую формулу сложных эфиров:
O R1, R2 – радикалы, которые могут быть
R1 – C одинаковыми и разными
O – R2
2) Номенклатура.
Слайд: фотографии фруктов (яблоко, банан, груша, ананас, персик)
O
СН3– C метиловый эфир уксусной кислоты
O – СН3
Используются тривиальные названия.
O
С3Н7– C метиловый эфир масляной кислоты
O – СН3 (запах яблока)
O
С3Н7– C этиловый эфир масляной кислоты
O – С2Н5 (запах ананаса)
O
С3Н7– C амиловый эфир масляной кислоты
O – С5Н11 (запах персика)
O
СН3– C амиловый эфир масляной кислоты
O – С5Н11 (запах груши)
O
СН3– C изобутиловый эфир уксусной кислоты
O – СН2-СН -СН3 (запах банана)
СН3
3) Физические свойства (формулируют обучающиеся)
4) Химические свойства:
а) горение
O
2СН3– C +7 О2 6СО2 + 6Н2О
O – СН3
б) гидролиз
O
СН3– C + НОН СН3 – СООН + СН3 – ОН
O – СН3 уксусная кислота метиловый спирт
5) Получение – реакция этерификации
О t° О
СН3 – С + С2Н5ОН СН3 – С + Н2О
ОН О – С2Н5
6) Применение – схема в учебнике
3. Повторение и закрепление изученного материала – слайды с заданиями на свойства и получение сложных эфиров.
1. Закончить уравнения реакций:
1: С5Н11СООН + С4Н9ОН →
2: С7Н13СООН + С2Н5ОН →
Ответы демонстрируются на слайдах.
2. Составить формулы и дать названия эфирам, полученным из:
1: бутановой кислоты и метилового спирта;
2: метановой кислоты и пропилового спирта;
Ответы демонстрируются на слайдах.