Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи.
Тема: «Ягодное настроение»
Коррекционно-образовательные цели: Обобщить и систематизировать знания детей об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, расширить знания детей об осенней природе. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными), подбор однокоренных слов. Совершенствовать слоговой анализ слов (Клюк-ва, мо-рош-ка, брус-ни-ка, чер-ни-ка, ма-ли-на, зем-ля-ни-ка ).
Активизация и актуализация словаря по теме «Ягоды»: шуршание, шорох, шелест; куст, ягода, клюква, брусника, черника, малина, ежевика, морошка, калина, земляника, рябина; перебирают, собирают, выбирают, убирают; ягода, ягодка, ягодник, ягодный, ягодица.
Продолжать развивать умение дифференциации, автоматизации произношения звуков (Р), (Л,) в предложении. Продолжать учить опытным путём доказывать, что ягоды обладают красящим свойством, являются натуральным красителем. Уточнить и закрепить знания детей о местах произрастания ягод и применении их в жизни человека. Так же продолжать обогащать экспрессивной речи словами с приставочными глаголами.
Коррекционно-развивающие задачи: Совершенствование речевого слуха, фонематических представлений, общих речевых навыков, зрительного восприятия, внимания и мышления. Продолжать развивать связную речь, используя в своей речи простые развёрнутые предложения. Координацию речи с движением, артикуляционной, тонкой и общей моторики при выполнении динамической паузы. Развивать творчество через самостоятельный выбор материала, предмета изображения, развивать пытливость ума.
Воспитательные задачи: Продолжать воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес к естественным наукам. Воспитание взаимопонимания, активности, инициативности, самостоятельности.
Оборудование: Мольберт, плоскостные изображения корзин и ягод, мяч, пяльцы с натянутой тканью на каждого ребёнка, ватные палочки, бумажные салфетки, сок-краска, одноразовые ложки, одноразовые стаканчики маленького размера.
Музыкальный ряд: Отрывок из сочинения Антонио Вивальди «Времена года» тема «Осень».
Музыка релаксация.
Предварительная работа: По возможности – поход с родителями в лес за ягодами, участие в приготовлении блюд из лесных ягод, приготовление сока из любых лесных ягод.
Разучивание упражнения « Ягодка».
Чтение рассказов В. Зотова «Черника», «Голубика», «Ежевика», «Клюква», «Белый гриб», «Волнушка», «Опёнок осенний» из книги « Лесная мозаика». Чтение сказки В. Сутеева « Под грибом». Воскресная беседа родителей с детьми на тему « Осенние ягоды».
Ход занятий.
Установка на доброжелательное отношение друг к другу.
Воспитатель:
«Ну-ка, дети, встаньте в круг!
Ты мой друг и я твой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг друга улыбнёмся!»
Я приготовила для вас сегодня загадку.
Отгадайте её…
«Снега нет, но холодает,
Лист деревья покидает.
Скрылась в тучах неба просинь,
Это время года... (Осень)».
Воспитатель: Как хорошо, что в городе, среди домов, машин есть маленькие островки живой природы, где можно отдохнуть и встретиться с красотой. Закройте глаза и представьте, что вы в осеннем лесу, парке.
(Музыкальный фон) Несколько секунд до следующего момента
Воспитатель: У каждого времени года свой запах, закройте глаза и попробуйте его услышать. (Предложить детям понюхать листву, грибной бульон, ягоды, мороженые грибы, калину.)
Как вы думаете, чем пахнет осень? Дайте ответ полным предложением.
Д.: прелой листвой, упавшими листьями, дождём, ягодами, грибами и т.п.
Воспитатель: Какие осенью могут быть звуки? (Если вы затрудняетесь, я вам помогу…)
Дети: шуршание падающих листьев, шорох листьев под ногами, льёт дождик, крик птиц улетающих на юг, стук капель дождя и т.п.
Воспитатель: Молодцы, какие вы наблюдательные!
(Выключить музыку)
Воспитатель: Что дарит, чем богата осень? Что созревает осенью?
Дети: ответы: ягоды, овощи, фрукты, грибы.
Воспитатель: Осенью наступает настоящий праздник урожая.
Воспитатель: Послушайте, как передал праздник урожая композитор А. Вивальди
(слушают отрывок пьесы «Осень» из альбома «Времена года»).1-2 мин.
Воспитатель: Слушая музыку, какое настроение вы почувствовали, какую картину представили?… Да, вы правы, у осени бывает разное настроение. Его можно выразить музыкой, стихами, живописью.
Воспитатель: Я знаю, что вы учили стихи про осень. Кто из вас может рассказать? Молодцы…(дети читают стихи об осени 1-2 чел.).
Воспитатель: Ну что, мы продолжаем разговор об осеннем лесе, о его дарах и лесных ягодах. Я предлагаю вам внимательно рассмотреть изображения ягод и разложить их по корзинам. В синею корзину мы соберём ягоды в названии которых есть звук – ( Р) , а в зелёную - те ягоды в названии которых есть звук - (Л,).
А теперь расскажите, какие ягоды лежат в каждой корзинке. Следите за произношением звуков (Р) – (Л,)
1-й ребёнок. В синей корзине лежат морошка, брусника, черника,
2-й ребёнок. В зелёной корзине лежат малина, земляника и клюква.
Воспитатель: А кто нам скажет, какие ягоды лежат в корзинах. Где собирали эти ягоды?
3-й ребёнок. В корзинах лежат лесные ягоды.
Воспитатель: Конечно, увидеть сразу все лесные ягоды можно только в игре. Поздней осенью в лесу можно собирать только клюкву, бруснику и рябину. Остальные ягоды в это время уже не встретишь.
Воспитатель: Ребята, когда ягоды приносят из леса, их что делают? (перебираю). Да, перебирают, очищают от листочков, незрелых ягод, разного лесного мусора, который мог попасть в корзинку. Мы сейчас тоже переберём ягоды. Выберете ягоды, в названиях которых два слога.
1-й ребёнок. Клюк-ва.
Как ты догадался, что в этом слоге 2 слога? Покажи….
Воспитатель: Кто выберет ягоды, в названиях которых по три слога.
2-й ребёнок. Мо-рош-ка, брус-ни-ка, чер-ни-ка, ма-ли-на.
Как ты догадался, что в этом слоге 3 слога? Покажи…
Воспитатель: Кто выберет ягоды, в названии которых четыре слога.
3-й ребёнок. Зем-ля-ни-ка.
Как ты догадался, что в этом слоге 4 слога? Покажи…
Воспитатель: А кто назовёт все ягоды, в названиях которых есть слог ни.
4-й ребёнок. Брусника, черника, земляника.
Воспитатель: Молодцы. Вы перебрали ягоды, и мы можем с вами продолжать дальше.
Воспитатель: У меня в руках появился мяч, он поможет нам вспомнить и подобрать слова. Встаньте в круг. Я буду начинать предложение, а вы – заканчивать его словом, которое отвечает на вопрос « Что делают?» Это слово должно быть образовано от слова брать.
Ягоды в лесу…
1-й ребёнок. …Собирают. Молодец, но скажи полным ответом…
Придя из леса, ягоды…
2-й ребёнок. …Перебирают. Молодец, но скажи полным ответом…
Для компота самые красивые ягоды….
3-й ребёнок.…Выбирают. Молодец, но скажи полным ответом…
Банки с компотом в холодильник…
4-й ребёнок. …Убирают. Молодец, но скажи полным ответом…
Воспитатель: Замечательно! Это было сложное задание.
Пальчиковая гимнастика «Ягодка»
Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идём мы погулять
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной
Землянику мы найдём
И братишке отнесём.
Воспитатель: Со словами можно играть. Образуем слова одной семейки от слова ягода. Как можно назвать маленькую ягоду?
1-й ребёнок. Ягодка
Воспитатель: Как называется место, где растут ягоды?
2-й ребёнок. Ягодник
Воспитатель: Как называется пирог с ягодами?
3-й ребёнок. Ягодный
Воспитатель: Образуйте название части тела от слова ягода.
4-й ребёнок. Ягодица. Молодцы! Вы справились….
Продолжается игра
Есть черника, земляника
Ежевика и брусника
Стоит лишь поговорить
Что из ягод сотворить?
Воспитатель: Ребята, а что из ягод можно приготовить? ( Варенье, компот, желе, джем…)
Воспитатель: Я вам приготовила нечто удивительное. Это ягодная история. Раньше много лет назад не было красок, но людям хотелось украшать свой быт, одежду…быть красивыми. Они использовали натуральные красители. И этими красителями были растения и ягоды. А вы знаете, что ягодами можно рисовать?
Воспитатель: Хотите попробовать? Я могу вас научить
Воспитатель: Как думаете, что для этого нужно?
Дети: Краски, кисти…
Воспитатель: Да, но кисточкой будет ватная палочка.
Листом бумаги – ткань. А краску приготовим мы сами.
Вы готовы удивляться? Для начала мы приготовим краску. Но из чего мы можем её приготовить?
Д.: Из ягоды
Воспитатель: Из какой? Показать ягоды …как она называется?
Дети: черноплодной рябины
Воспитатель: Я возьму,…какую ягоду? Черноплодную рябину. Загружаю её в соковыжималку, нажимаю кнопку «Пуск». И у нас появляется… Что? СОК
Воспитатель: Это не просто сок, а наша краска. Вы верите мне? И никто не хочет проверить?
(Дать детям попробовать сок одноразовыми ложками из одноразового стаканчика)
Воспитатель: Расскажите про краску, какая она? Разве краску можно пробовать?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: А чтобы остались хорошие воспоминания об этом времени года, я предлагаю вам украсить салфетку. И потом, когда мы с вами будем садиться за столы холодной морозной зимой, всегда будем вспоминать осеннее « Ягодное настроение».
Готовьте своё рабочее место.
Вам понадобится:
- Возьмите ту салфетку, рисунок которой вам более симпатичен.
- Не забудьте взять по одной ватной палочке, салфетки. А краску- сок я вам раздам.
Присаживайтесь.
Будьте внимательны, я вам покажу, как мы будем наносить рисунок.
Я беру ватную палочку, опускаю в стаканчик с соком, излишки сока убираю о край стаканчика и аккуратно, примакивая наносим краску рядом с контуром, постепенно закрашиваем всё пространство, за контур стараемся не выходить.
Если вы поняли, можете приступать к работе. Кто сомневается, поднимите пальчик, я подойду.
( Звучит спокойная музыка) Дети выполнят работу.
Воспитатель: Вы молодцы! Справились с сложным и древним способом окрашивания ткани, я горжусь вами! Покажите свои работы нашим гостям.
Окончание занятия.
Воспитатель: Какие ягоды можно собирать в лесу поздней осенью
Дети: Клюкву, бруснику и рябину
Воспитатель: Что делают люди с ягодами?
Дети: Варенье, компот, желе, джем, сок…
Воспитатель: Для чего использовали сок ягод на нашем занятии?
Дети: Для окрашивания салфетки, ткани
Воспитатель: А какая осень на вкус?
Дети: сладкая, кислая, горькая.
Воспитатель: А теперь изобразите, как вы едите сладкое яблоко, кислый лимон, горький лук, (опробование?)