Проект по экологии в младшей группе «Водичка, водичка...»
Актуальность проекта: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Очень радует, что среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья – это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Но такие игры проводятся далеко не каждый день. После них приходится долго наводить порядок. Но ребенок получает от них массу полезных впечатлений. По соображениям безопасности играть с водой ребенок должен только в присутствии взрослых. Во время игр обязательно нужно все комментировать словами, что делает и видит ребенок. Обращайте внимание детей на то, как «ведут себя» в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями и без них. Помните, что для детей вода – это полезное лекарство.
Дидактическая цель проекта: Формирование наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста через игры с водой путем создания благоприятной обстановки.
Методические задачи проекта:
1) Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.
2) Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.
3) Проанализировать нынешнее состояние проблемы влияния игр с водой на эмоциональное состояние детей младшего дошкольного возраста
Участники проекта:
- дети младшей группы
- родители
- воспитатель младшей группы
Продолжительность проекта: с 11.01.2017 – 30.01.2017года
Вид проекта: Познавательно-исследовательский.
Ресурсное обеспечение: Вода, снег, цветы.
Материал: Развивающая среда, игры, необходимая посуда (стаканчики, мисочки…), пластилин, дощечки.
Формы проведения: Наблюдения, эксперименты, занятия, беседы с детьми и родителями.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.
- Подобрать дидактический материал для проведения экспериментальной работы.
2 этап - Основной
- Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов ОУ воспитательного процесса по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.
3 этап - Заключительный
- Проанализировать и оценить результаты работы по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.
- Презентация проекта
Разработка проекта
Обсуждение плана работы по данной теме со специалистами детского сада.
Подбор методической и художественной литературы, подбор дидактического материала для проведения экспериментальной работы.
Подбор презентаций по данной теме.
Выполнение проекта
Направления развития образовательной области | Формы и методы работы |
Социально-личностное развитие (Социализация, труд, безопасность) | Сюжетно-дидактические игры: «Купание куклы Кати», «Пускаем клраблики», «Постираем кукле платье». Беседы: «Знакомство с водой», «Вода имеет свойства впитывается», «Как вода превратилась в лед». Сюжетно-ролевые игры: «По морям, по волнам». Прогулка: наблюдение за дождем и лужами; тает снег-весной. Трудовая деятельность: уход за комнатными растениями; посадка лука, фасоли, гороха; мытье игрушек |
Познавательно-речевое развитие (коммуникация, познание, чтение художественной литературы) | Беседы: «Да, здравствует мыло душистое», «Умывание каждый день», «Купаться любят все», «Что нужно делать, чтобы росли в огороде овощи», «вода необходима для животных, птиц, рыб и людей», «Тает снег, бегут ручьи», «об обитателях воды». Отгадывание загадок. Чтение художественной литературы: Чтение потешек:«Солнышко, ведрышко», «Дождик дождик» К.И Чуковский «мойдодыр», сказка -«Заюшкина избушка». А.Барто «Девочка чумазая». З.Александрова «Дождик», «Купание». В.Маяковский «Что такое хорошо, а что такое плохо». В.Бианки «купание медвежат». Дидактические игры: «Времена года», «Берегите природу». Поисковая деятельность: «У воды нет запаха»; «Смешивание цветов», «пейте куклы вкусный сок», «из снега получается вода», «Холодная, теплая, горячая вода», «Что плавает в воде», «Что растворяется в воде», «воздух под водой». Работа с плакатами из серии «Времена года» «что такое вода». Использование ИКТ «Вода, вода, кругом вода»; «Что такое вода» |
Художественно - эстетическое развитие (Художественное творчество, музыка) | Рисование: «Дождик», «Большая стирка», «Сосульки плаксы». Аппликация: «Мойдодыр», «Ручеек и кораблик». Конструирование:«Как морковка превратилась в сосульку», «Как сугробы превратились в ручейки и лужи». Лепка: «Сосульки-воображульки». Музыка по плану музыкального руководителя |
Физкультурное развитие (Физическая культура, здоровье) | Под. Игры «Птички в гнездышках», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Соберем листву, «Воробушки и кот». Закаливающие мероприятия. Профилактика нарушения осанки, плоскостопия. Музыкотерапия. Аромотерапия |
Работа с родителями | Консультация: «Одежда детей в весенний период», «День воды». Памятка для родителей «Берегите природу» |
Презентация проекта
Стенгазета (отчет проекта) «Водичка, водичка …».
Итоговое занятий. Тема: «Чудесница - вода».
Ожидаемые результаты: От нашего проекта, мы ожидаем того, что дети больше узнают о воде, ее свойствах, значении и назначении. И это будет более интересно узнавать, потому что все происходит во время игры с водой. Ребенок будет воспринимать информацию с удовольствием.
- В процессе бесед, интегрированных тематических занятий расширить знания и представления детей о воде, ее значении и свойствах;
- Формирование познавательного интереса;
- Обогащение словарного запаса;
- Сформированность некоторых обследовательских действий;
- Привнесение результатов работы в группе в домашние условия.
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Лепка»
«Смелый Снеговичок»
Цель: учить слушать литературное произведение, отвечать на вопросы, закреплять навык деления большого куска пластилина на части, составлять предмет из нескольких частей, выполнять движения вслед за воспитателем.
Оборудование: образец выполненной работы, пластилин белого цвета, дощечка, салфетка.
Ход занятия:
Наступила зима. Кругом белым – бело. Снег укрыл землю белым, пушистым покрывалом. А к нам в гости пришел смелый снеговик. И сегодня я вас с ним познакомлю.
(Читаю стихотворение)
«Жил да был Снеговичок:
Рот травинка, нос сучок
Все зверята с ним дружили
В гости часто приходили
Шел он как-то мимо елки,
А навстречу ему - волки!
Слышит – шепчутся они:
Эту - елку вчетвером
срубим быстро топором!
Снеговик не растерялся,
Тут же по лесу помчался:
Эй, - зверюшки, помогите,
Нашу елочку спасите!
Звери к елочки сбежались.
Но, а волки испугались,
Убежали наутек.
Молодец, Снеговичок!
Вопросы детям:
Кого не испугался Снеговичок?
Кого он позвал на помощь?
Что спасли звери со снеговиком?
Мы можем сказать, что снеговик смелый? (Ответы детей)
Да, снеговик добрый, смелый. У него много друзей – зверят, а вот друзей снеговиков нет. Давайте, слепим смелому снеговику друзей снеговичков. Но у нас в группе снега нет, поэтому мы возьмем пластилин белого цвета и скатаем два шарика один большой, другой маленький. Большой шар поставим вниз, а маленький положим сверху. (Воспитатель показывает приемы лепки снеговика. Дети выполняют лепку.)
Вот сколько друзей появилось у смелого Снеговичка! Теперь они будут охранять лес все вместе.
Наблюдение за свойствами снега
Цель: формировать представление о состояние воды, продолжать знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий, тает)
Ход наблюдения:
Чтение стихотворения:
На заборах и крылечках
Все блестит и все бело.
Нет свободного местечка
Всюду снега намело.
Снег белый, легкий, пушистый, холодный. Сверкает на солнце. Снег лежит на деревьях, на земле и т.д. Намело много снега, образовались сугробы. Предложить детям сжать снег руками – он растает, превратиться в воду.
Беседа о свойствах воды
Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды.
Ход беседы.
Воду можно переливать из одного ведра в другое. Чистая вода прозрачная. Грязная непрозрачная. Вода нагревается на солнце и становится тёплой. Водой поливают растения на огороде, комнатные цветы. Воду пьют птицы из лужи. Когда на улице жарко, люди и животные хотят пить. Все пьют воду. Пить можно только чистую воду. Вода на морозе замерзает и получается лёд. Если лёд занести в комнату, он растает и снова получится вода.
НОД по экологическому воспитанию во второй младшей группе
«Чудесница-вода».
Реализация содержания программы в образовательных областях:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Цели: Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек.
Образовательные задачи.
Дать детям знания о свойствах воды (вкусе, цвете, запахе).
Воспитательные задачи.
Воспитывать внимательное и бережное отношение к воде, не лить воду без нужды, закрывать плотно кран.
Материал: стаканчики с кипячёной водой по количеству детей, 3 прозрачных стаканчика, один стаканчик с соленой водой, один со сладкой, стаканчики с теплой и холодной водой, с молоком; краски, кисти, салфетки; капельки из бумаги; солнышко.
Ход занятия:
1. Воспитатель: Я вам загадаю загадку, если вы отгадаете, покажу отгадку.
Я и туча, и туман,И ручей, и океан,И летаю, и бегу,И стеклянной быть могу!
Очень добродушная,Я мягкая, послушная,Но когда я захочу,Даже камень источу.
Я не камень, не песок,
Мой сыночек ручеек
Догадались вы, друзья,
Как зовут меня? (Вода)
Воспитатель: Ребята, а откуда бежит водичка, когда мы умываемся? Правильно, из крана. Но чтобы попасть к нам в дом, вода проделывает долгий путь.
Воспитатель: Для чего нужна вода? (пить, мыть руки, купаться, стирать, мыть пол, поливать цветы).
Воспитатель: Посмотрите, у меня два стакана. Один с водой, другой с молоком.
Предлагаю 2-3 детям посмотреть через стакан с молоком. Что вы видите? (ответы детей). А что видите через стакан с водой?
Значит вода какая? Правильно вода прозрачная. А молоко? (ответы детей).
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (Ответы детей). Вода не имеет запаха.
Воспитатель: У каждого из вас есть стаканчики с водой, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода, каждому). Какая вода? Сладкая? Солёная? Горькая?
Воспитатель: Правильно, вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Воспитатель: А сейчас проведем опыт, попробуем воду, которая находится у меня на столе (воспитатель разливает в несколько стаканчиков сладкую воду). Предлагает нескольким детям попробовать воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что я добавила в воду? (Ответы детей) Воспитатель: Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Воспитатель: ребята, вода может изменить цвет в зависимости от того, что в нее добавили. (Опускает кисть с краской в стаканчик).
Какого цвета стала вода?
Воспитатель: Ребята мы с Вами узнали, что вода не имеет вкуса, цвета и запаха.
2. Дидактическая игра «Подари капельку».
Нужно подарить капельку тому, кому необходима вода.
Воспитатель: Дима, кому ты подарил свою капельку? (цветку).
Зачем цветку капелька? Правильно, чтобы цветок не засох.
3. Подвижная игра «Капелька и тучка». Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками (взявшись за руки образуют ручейки). Встретились ручейки и стали большой речкой (соединились одной цепочкой). Плывут капельки большой рекой, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали - плавали в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме тучке.
Воспитатель: Ребята, а как мы должны беречь воду?
Правильно, когда помоешь руки, нужно сразу закрыть кран?
Рефлексия:
Что мы сегодня узнали о воде? (прозрачная, без вкуса, без запаха)
Вот сколько нового мы узнали о воде.