МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Гимназии №4 г. Усть-Джегуты»
РАССМОТРЕННО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО зам.директора по УВР Директором А.М. Байкулова
Точных и естественных МКОУ «Гимназии №4
Наук
Эркенова Л.С./ Барлакова Р.Т. Приказ № от
Протокол № от
«»2015г «» 2015г « » 2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
ОГАНЕСЯН КЛАВДИИ ВЛАДИМРОВНЫ
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «География КЧР» 9 класс
2015/2016 учебный год
Пояснительнаязаписка
Необходимость введения предполагаемого элективного курса обусловлена важностью формирования нового пространственного мышления по географии Карачаево- Черкессии, отвечающего потребностям современной государственной национальной политики. Очевидна и необходимость обновления научно-методических расходов к комплексному географическому анализу. Немаловажно является актуализация, обеспечиваемая за счет использования новейших информационных данных. Элективный курс «География КЧР» предназначен для учащихся 9 классов предпрофильного обучения, и этот курс может быть введен в качестве курса по выбору в системе географического образования. (Вузы
Карачаево- Черкессии)
Цель курса-в контексте сохраненных тенденций развития географической науки формировать у учащихся целостное представление о территории Карачаево- Черкессии, ее новых пространственных единицах социально-экономического развития и регионального управления.
Задачи курса.
Определить роль КЧР в социально-экономическом и политическом развитии России на разных этапах становления российских государств.
Охарактеризовать историко-географические закономерности формирования административно-территориальных единиц, изменение ГП, заселенности и освоенности территории.
Оценить природно-ресурсный потенциал КЧР и взаимообусловленность ландшафтного разнообразия и социокультурного развития с выявлением региональных особенностей и уникальных природных достопримечательностей.
Охарактеризовать особенности географии населения и показать ее современны таблицы проблемы и найти его решения.
Дать общую характеристику хозяйства Карачаево- Черкессии, представить пути его модернизации перспективы развития.
Охарактеризовать историко- культурное и природное наследие КЧР как объекта рекреационного использования и важнейший фактор социального экономического развития региона.
Дат представление об общих и региональных историко-географических и культурологических проблемах и перспективах развития районов Карачаево- Черкессии.
Элективный курс «география КЧР» в объеме 34 часов, рассчитана на изучение в двух полугодиях.
В процессе обучения предполагается проведение лекционных, практических и семинарских занятий, а так также осуществление внеурочной туристическо-экскурсионной деятельности. В ходе выполнения самостоятельных, практических заданий предусматривается широко использование данных Интернета, а так же компьютерных технологий для составления картосхем-графиков, диаграмм и проведения статического анализа
Предполагаемые результаты освоенного курса:
- создание целостного пространственного образ КЧР на основе комплексного географического анализа ее территории, взаимозависимости, взаимообусловленности и разнообразия ее районов;
- утверждение в сознании учащихся единства географической науки и конструктивной роли географии в социально- экономическом развитии в Карачаево-Черкессии в целом и ее районов, а также в развитии познательного туризма и краеведения;
- повышение интереса учащихся к сам к самостоятельному изучению территории каждого федерального округа, к туристическо-краеведческой деятельности, научным и прикладным географическим исследованиям;
-развитее междисциплинарного мышления, осуществления ненавязчивого патриотического, эстетического и экологического воспитания.
Для оценки результатов изучения курса могут быть предложены: зачет по результатам опроса или тестирования, рейтинговая система, итоговая конференции.
Учебно- тематический план элективного курса представлен в таблице №1
Таблица №1
Учебно- тематический план элективного курса «География Карачаево-Черкесии»
№ п/п | Наименование тематического курса | Всего часов | В том числе | Форма контроля | Дата проведения | ||
Лекции | Практические задания | Семинары | |||||
1 | Положение КЧР на Земном шаре и в России. | 1 | 1 | Беседа | |||
2 | Рельеф и полезные ископаемые. Горные хребты, межгорные понижения, равнины | 3 1 | 1 | Индивидуальные устные ответы | |||
История формирования рельефа, геологическое строение | 1 | 1 | Доклады | ||||
Полезные ископаемые | 1 | 1 | Практические работы | ||||
3 | Климат. Общие закономерности климата КЧР | 2 1 | 1 | Индивидуальные ответы, практическая работа | |||
Внутренние различия | 1 | 1 | 1 | Творческие работы | |||
4 | Внутренние воды. Ледники. Их роль в формировании рельефа КЧР | 2 1 | 1 | Индивидуальные устные ответы | |||
Реки, озера, водохранилища, подземные воды | 1 | 1 | Практические работы | ||||
5 | Природные компоненты, природные ресурсы. Охрана природы. Почвы и растительность | 6 1 | 1 | Индивидуальные работы | |||
Животный мир | 1 | 1 | Устные ответы | ||||
Природные ресурсы | 1 | 1 | Устные ответы | ||||
Ландшафты, охраняемые территории | 1 | 1 | Беседа | ||||
Памятники природы | 1 | 1 | Беседа | ||||
Стихийные явления и экологические проблемы | 1 | 1 | Беседа | ||||
Тебердинский заповедник- важное звено в системе охран природы | 1 | 1 | Доклады | ||||
6 | Население. Этапы заселения КЧР | 7 1 | 1 | Устные ответы | |||
Национальный состав населения КЧР | 1 | 1 | 1 | Творческие работы | |||
Численность и размещение населения. Поло-возрастной состав | 1 | Устные ответы | |||||
Миграции. Трудовые ресурсы. | 1 | 1 | Устные ответы | ||||
Административное деление | 1 | 1 | Практические работы | ||||
Типы населенных пунктов. | 1 | 1 | Практические занятия по карте | ||||
Города республики. Сельские поселения | 1 | 1 | Практические занятия по карте | ||||
7 | Хозяйства. Экономическо-географическое положение. Структура хозяйства | 10 1 | 1 | Фронтальный опрос. | |||
Промышленность. Горнодобывающая, машиностроительная и химическая отрасли | 1 | 1 | Устные ответы | ||||
ТЭК. Строительная индустрия. Лесная и деревообрабатывающая промышленность | 1 | 1 | Практическая работа | ||||
Пищевая и легкая промышленность | 1 | 1 | Практическая работа | ||||
Сельское хозяйство Растениеводство | 1 | 1 | Устные ответы | ||||
Животноводство | 1 | 1 | Устные ответы | ||||
Курортно-рекреационный комплекс | 1 | 1 | Доклады | ||||
Внешние экономические связи | 1 | 1 | Сообщения | ||||
География Усть-Джегутинского р-на | 2 | 1 | 1 | Устные ответы, практические занятия по карте | |||
Всего часов | 33 | 20 | 9 | 4 | |||
Резерв | 1 |
Содержание изученного курса.
I Географическое положение и природа.
Положение КЧР на земном шаре и в России. Рельеф и полезные ископаемые.
Горные хребты, межгорные понижения, равнины.
История формирования рельефа, геологическое строение, полезные ископаемые.
Климат.
Общие закономерности и внутренние различия.
Внутренние воды.
Ледники. Их роль в формировании рельефа КЧР.
Реки, озера, водохранилища, подземные воды.
Природные комплексы, природные ресурсы. Охрана природы.
Почва и растительность.
Животный мир.
Природные ресурсы.
Ландшафты, охраняемые территории. Памятники природы.
Стихийные явления и экологические проблемы.
Тебердинские государственный заповедник – важнейшее звено в системе охраны природы.
II Население.
Этапы заселения Предкавказья и территории КЧР.
Национальный состав населения республики. Казаки.
Численность и размещение населения. Паго-возрастной состав. Миграции, трудовые ресурсы.
Административное деление. Типы населенных пунктов. Сельское поселение.
Города республики.
III Хозяйство.
Экономико- географическое положение. Структура хозяйства.
Промышленность. Горнодобывающая, машиностроительная и химическая отрасли.
Топливно- энергетический комплекс. Строительная индустрия. Лесная и деревообрабатывающая промышленность.
Пищевая и легкая промышленность.
Сельское хозяйство.
Животноводство.
Курортно-рекрециональное комплекс. Инфраструктура. Внешние экономические связи.
География Усть-Джегутинского района.
ГП района
Его физико-географические характеристики.
Население.
Хозяйство.
Перспективы развития промышленности и сельского хозяйства.
Экологические проблемы.
Источники и литература.
География Карачаево-Черкесской республики Издат. ИРО, по редакцией Ивановского В.А.,2008г.
Госберг М.Я. Федеральные РФ. Анализ и перспективы развития.-м: Финансы и статистика,2002г. 360с
Культурное наследие и туризм.-м: Институт Населения 2005г.- 172с
Федеральные округа РФ. Географическая карта-м: ПКО «Картография», 2012г.
. – официальный сайт Госкомства РФ. Жжный федеральный округ.
Географическая карта- м: ПКО «Картография», 2012г.
Атласы России.