Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Звуки речи"

материал для учителей русского языка. ФГОС

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №33»

Г. ДЗЕРЖИНСК НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическая разработка урока

русского языка в 5 классе

по теме «Звуки речи»

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Ушакова Лидия Александровна

г. Дзержинск, 2017

Урок русского языка в 5 классе по теме «Звуки речи»

Цели деятельности учителя

Формировать у учащихся представления о звуках речи и отличия их от всех других звуках, принципе деления звуков на гласные и согласные; развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; совершенствовать представление о звукописи как изобразительно-выразительном фонетическом средстве.

Тип урок

«Открытие» нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные: выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; осознавать смыслоразличительную функцию звука.

Метапредметные:

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования звуковой стороны слова.

Личностные: формирование познавательного интереса, навыков исследовательской деятельности; осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком, эвристический, деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Учебный комплект

Бабайцева В.В. Русский язык: Телория. 5-9 кл.- М.: Дрофа, 2014

А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др. Русский язык. Практика. 5 класс. .- М.: Дрофа, 2014

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, иллюстрации для создания картины «Новогодняя сказка»

Технологическая карта урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово учителя (читает стихотворение Е.Шуваевой)

Как хорошо, что мне дано судьбою

Услышать голос мамы, шум прибоя,

И трели соловьиной перелив,

И музыки чарующей мотив.

И можно мне на миг остановиться

И тишиной природы насладиться.

Но в этой тишине услышу я:

Шуршание листвы, простой напев дождя.

Пусть эхо многократно повторит,

Что каждый здесь судьбу благословит!

Слушают учителя, настраиваются на восприятие учебного материала

Регулятивные УУД:

целеполагание

•эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Коммуникативные УУД:

•планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

•мобилизация внимания, уважение к окружающим.

2.Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

1.- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О звуках)

- А вот какая наука изучает звуки, мы узнаем, когда решим орфографические задачи:

Ше…ствовать (над малышами)

Х…ккей

Тен…ис

Сув…нир

Трос…ник

Ц…рк

Во…зал

К…рнавал

Работа выполняется в парах, один учащийся выполняет у доски

-Назовите науку, изучающую звуки. (Фонетика)

— В природе, в окружающем нас мире много самых различных звуков, приятных и неприятных для нашего слуха. Изучает ли их фонетика? (Нет, не изучает. Фонетика — наука не о любых звуках, а только о звуках речи.)

Чем отличаются звуки речи от всех других звуков? (Тем, что из них образуются слова.)

Фонетика изучает только звуки речи, или звуковой состав языка.

Запись темы урока.

ФОНЕТИКА. ЗВУКИ РЕЧИ.

2.- Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.

Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук.

- Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть.

•Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);

•Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);

•Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);

•Микрофон (прибор для усиления голоса);

•Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);

•Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);

•Фонотека (собрание звукозаписей);

•Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);

•Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);

•Патефон (граммофон с рупором).

1.Осуществляют само- и взаимоконтроль знаний:

а) работают с упражнением;

б) осуществляют проверку самопроверку.

2. Формулируют тему, записывают её в тетрадь

Коммуникативные УУД:

•умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.

•достижение договоренностей и согласование общего решения.

Регулятивные УУД:

•постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала;

•умение планировать и оценивать свои действия;

•умение выявлять затруднения в выборе орфограмм.

Познавательные УУД :

• умение

анализировать

языковой материал;

•поиск и выделение необходимой информации.

3.Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа

- Капитанам выдаются карточки с одним и тем же текстом, но ни капитанам, ни командам об этом не сообщается. Используя жесты, мимику, но не произнося ни звука, они по очереди пытаются передать содержание текста, после чего команды объясняют, что они поняли.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Детям читается текст.

-Почему мы не смогли понять смысл текста?

(Трудно только жестами и мимикой передать смысл текста – необходимы звуки, из которых сложатся слова)

Обдумывают ответы на вопросы, осознают не достаточность знаний и необходимость изучать звуки.

Познавательные УУД :

•овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся;

•выбор наиболее эффективных способов решения задач;

• извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД:

•аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Помогает учащимся сформулировать цели урока в форме проблемных вопросов:

-Ребята, как вы думаете, какие вопросы у вас могут возникнуть при изучении данной темы?

(-Как образуются звуки?

- На какие две группы делятся звуки?

- Важны ли звуки в речи?

- Может один звук в слове что – то изменить?)

-Что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы? (Обратиться к учебнику, к текстам, к экспертам.)

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Называют пути выхода из затруднения. Работают с материалом учебника на стр. 51-53

Коммуникативные УУД:

•умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные УУД:

•коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия).

Физкультминутка

Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Вам хорошо, приятно. Но вот пришла пора возвращаться в эту комнату. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу.

Дети под нежную музыку, опустив головы на парты, представляют зимний лес.

5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Формирование рациональных способов применения новых знаний на практике

- Как мы уже увидели, звуки являются смыслоразличителями. Если бы этого не было, мы бы запутались и получилось бы вот что:

Закричал охотник: «Ой!»

Двери гонятся за мной!

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке!

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

- Найдите ошибки, выпишите эти слова, подберите нужное слово, изменив один звук (каждый столбик – одному ряду)

Исправляют ошибки: записывают пары слов. Текст в исправленном виде читается вслух.

Коммуникативные УУД:

•умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.

Регулятивные УУД:

•способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

•оценка деятельности; саморегуляция.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Применение новых знаний в практической деятельности

- Ребята, сегодня я предлагаю вам отгадать «очень трудную» загадку:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

- Хочу отметить, что эту «очень трудную» загадку легко разгадывают дети 4-5 лет. Как вы думаете, почему малышам это легко удается?

(Это связано с тем, что в загадке повторяется звук Ж, подбором этого звука воспроизведены звуки, которые издают жуки, поэтому и мы, и малыши легко представили того, о ком в ней идет речь.)

- Как называется такой прием на языке лингвистики? (Это звукопись.)

ЗВУКОПИСЬ – это художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы.

Какие звуки передают грохот, раскаты грома?

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые… (Звуки г,р, р’.)

-Прочитайте текст, подчеркните звуки, передающие определенный смысл Установите соответствие между звуком и смыслом.

1. Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши.

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

(Звук ш передает шуршание мышей, шелест, мы слышим, как мыши шелестят)

2.У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

(Звук У предает предостережение, неожиданность, а звук Шура помогает)

3.Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

(М.Ю.Лермонтов)

(Звук Л помогает нам увидеть плавные движения плывущей русалки, мы видим ее во всей красе.)

- В чем убедила нас проведенная исследовательская работа? (При помощи звукописи можно передать самые разные звуки природы, понять их, получить разнообразные слуховые впечатления).

Выделяют повторяющиеся звуки, устанавливают соответствия между звуком и смыслом, образом. Определяют, к какому виду звукописи относится представлен в данном стихотворном отрывке.

Регулятивные УУД:

•умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном.

Познавательные УУД :

•анализ, классификация;

•понимание текстов, извлечение необходимой информации.

7.Включение в систему знаний и повторение

Обобщение и систематизация знаний

1.Фонетика – это…

1.раздел лингвистики, изучающий части речи;

2.раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения;

3.раздел лингвистики, изучающий звуки речи.

2.В каком слове ударение падает на первый слог?

1.портфель

2.игра

3.шорты

3.Выдели слово, в котором все согласные – глухие:

1.рисунок

2.шишка

3.фантазия

4.В каком слове все согласные – мягкие:

1.дождь

2.олень

3.лесной

Выполняют тест.

Регулятивные УУД:

•коррекция;

•контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов.

Личностные УУД:

•самоопределение

8.Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности

Оценивание результатов работы

Сегодня на уроке я узнал …

В процессе работы было трудно…

Больше всего запомнилось…

Было интересно…

Закончим нашу картину, прикрепим снежок с изображением вашего настроения.

Домашнее задание:

1.П. 34, 37,38; 2. а) № 393,

б) Разгадайте метаграмму,

в) Составить синквейн «Фонетика».

Делятся своими впечатлениями , прикрепляют смайлы на доску, записывают Д/З.

Регулятивные УУД:

•саморегуляция осознание качества и уровня усвоения знаний;

Личностные УУД:

•оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

Коммуникативные УУД:•умение выражать свои мысли. •инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области