Конспект урока музыки для 5 класса
на тему « Небесное и земное в звуках и красках»
Учитель музыки МБОУ гимназия 118 имени В. Цыганова
Дайнеко Ирина Юрьевна.
Цель урока:
средствами музыкальной выразительности понять художественный образ.
Задачи:
1. Раскрыть замысел художника и композитора.
2. Уметь представлять и воспринимать образы, благодаря музыкальным средствам выразительности.
3. Развитие вокально-хоровых навыков через исполнение песен.
4. Развитие чувства прекрасного через восприятие художественных и музыкальных образов.
Оборудование: проектор, доска, компьютер.
У-учитель, П- пятиклассники.
Ход урока:
Организационный момент:
У- Здравствуйте, ребята. Чтобы нарисовать картину художник использует для этого какие средства? (П: краски) А композитор в музыке? (П: звуки).
Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкальными произведениями, которые посвящены одному художественному образу. Постараемся разгадать этот образ самостоятельно.
Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.
Звучит музыка Ф. Шуберта «AVE MARIA»
У:1) Какие чувства вызывает эта музыка? (П: спокойствие, красота, любовь, умиротворение…)
2)Эта музыка отображает женский или мужской образ? (П: женский, образ матери…)
3)Вслушиваясь в сопровождение, мы какой образ можем представить движущийся или статичный? (П: образ в движении)
4) А какие краски на ваш взгляд можно выделить в этом образе? (П: синий и его оттенки, красный, белый, золотой)
Открываю слайд, на котором «Сикстинская мадонна» итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти.
У: Итак, что мы смогли понять через музыку? 1) Чувства спокойствия, красоты, любви и умиротворения в женском образе, который открывает образ Девы Марии.
2) Вы определили образ в движении и мы видим, что Мадонна сходит с небес на землю, идет навстречу людям!
У: Как художник передает это движение? (П: при помощи изображения складок на одежде, откинутый плащ, вздымающееся над головой покрывало…)
У: Как вы думаете перед вами икона или картина? (П: это картина, так как помимо главных образов в ней присутствуют и образы второстепенные: слева пожилой человек в красивой одежде, а справа женщина…)
У: Да, вы правы. Это алтарная картина. Она была написана величайшим итальянским художником ХVI века Рафаэлем Санти для собора и размещалась над алтарем. Сейчас она находится в Дрезденской галерее в Германии и известна всему миру. Фигура слева это Папа Римский Сикст IV роскошном парчовом облачении. Земной владыка стоит в волнении перед Мадонной, положив руку на сердце. Справа – святая Варвара. Она потупила очи, выражая свою покорность и благоговение перед образом Марии. Кого еще мы видим на картине? П: (Амурчиков внизу картины. Они смотрят вверх)
У: Да, два шаловливых херувима с недетской задумчивостью взирают в небо. Теперь вспомните какие основные цвета вы выделили в своем воображении перед тем, как увидели эту картину: Синий –цвет святости (цвет плаща Мадонны, золотой- золотистое покрывало на голове Мадонны и у Сикста золотистый цвет одеяния, красный- цвет величия и красоты и белый цвет чистоты и непорочности (облака, херувимы).
У: Давайте послушаем еще одно произведение, посвященное этому образу
Звучит И. С. Бах «AVE MARIA»
У: Давайте сравним это произведение с предыдущим Ф. Шуберта (П: они передают одинаковые чувства, оба произведения напевны и песенны. Аккомпанемент рисует движение, словно волны набегают)
У: А какой лад-краска мажор или минор избрали для своего произведения Ф. Шуберт и И.Бах? (П: Мажор, так как оба этих произведения прославляют Деву Марию – светлую, чистую, нежную.)
У: Теперь обратим внимание на младенца Христа, которого Мария держит на руках. На многих картинах и иконах выражение лиц матери и ребенка одинаковы: либо суровы, либо задумчивы и безмятежны. Совпадают ли эмоциональные состояния дитя и матери на этой картине? (П: Лицо Мадонны спокойное, а лицо Младенца выражает тревогу. Наверное, он предчувствует, что в жизни его ждет много испытаний)
Актуализация знаний:
Теперь послушайте 2 песни. Звучат В. Гаврилин «Мама» и Биксио «Мама». Сравним их.
(П: Они передают чувства любви, нежности, они обе о маме. А различие, что в песне В. Гаврилина плавное, умиротворенное исполнение, а в песне Биксио – яркое, эмоциональное, близкое к разговорной речи.
У: Какая из песен близка по характеру к произведениям «AVE MARIA» Ф. Шуберта и И. Баха?
П: В. Гаврилина «Мама»
Исполняем песню, работаем над интонацией и музыкальной выразительностью.
Итог:через музыкальные средства выразительности можно познать средства выразительности художника: линия – мелодия, цвет-тембр, колорит – лад, ритм – ритм изображения, форма- композиция.