Подготовили:
Специалисты ГБОУ «Школа №97»
Учитель-логопед: Мерк А.А.
Старший воспитатель: Ташкинова К.Р.
Статья: «Психолого-педагогические рекомендации по разработке коррекционно-развивающих программ развития познавательных процессов детей дошкольного возраста с ТНР»
« Возможно, самое лучшее, самое радостное,
что есть в жизни - это красивая речь
и свободное движение под музыку.
И ребенка можно этому научить».
А. И. Буренина.
Дошкольное детство – один из самых важных этапов развития ребенка. Самый благоприятный период для развития речи, что в дальнейшем определяет личность человека, свидетельствует об уровне его культуры. Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов общеобразовательной работы в детском саду. Программа детского сада предусматривает всестороннее развитие личности ребенка через постоянное общение с взрослыми и сверстниками.
На сегодняшний день актуальна проблема повышения качества дошкольного образования в направлении воспитания и развития детей, а так же особое внимание государством уделяется проблеме адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Примером является принятие Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ОВЗ.
Основной проблемой, с которой столкнулись специалисты дошкольного образования это большой поток детей посещающих ДОУ имеющих диагноз: тяжелое нарушение речи. Таким образом, основная задача специалистов дошкольной образовательной системы заключается в комплексном психолого-логопедическом, педагогическом и лечебно-оздоровительном воздействии на детей с речевыми расстройствами. Целью такого подхода является формирование, развитие и коррекция функциональной речевой системы с учетом особенностей их личности и поведения. Так же необходимо отметить, что в виду психолого-педагогических особенностей детей с ТНР согласно требованиям ФГОС для детей с ОВЗ в коррекционной работе необходимо учитывать особенности развития, воспитания и коррекции не речевых и речевых процессов, развивать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, статическую и динамическую координацию общих движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица. Воспитывать чувство темпа и ритма в движении, целенаправленно воздействовать на речевое нарушение.
Таким образом, при разработке коррекционно-развивающих программ необходимо учитывать возрастные особенности и потребности детей дошкольного возраста. В рамках поиска и разработки инновационных технологий нами была разработана коррекционно-развивающая программа по развитию познавательных процессов для детей с ТНР посредством включения различных игровых технологий направленных на развитие внимание, мышления, речи и мелкой моторики. Новизна опыта заключается в объединении целого ряда педагогических технологий как традиционных, так и инновационных в форме логоритмических занятий.
В программе используются музыкально – дидактические игры. Как и всякая игра другого типа, так и музыкально-дидактическая по своей структуре включает в себя наличие обучающей задачи и развитие игровых действий, в которых всегда есть элемент соревнования, элемент неожиданности, развлекательности с сенсорными заданиями, отличающимися своим дидактическим характером. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса. Применение музыкально-дидактических игр, пособий и упражнений на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно.
Каждое занятие помимо музыкально – дидактических игр, включает в себя и логопедическую ритмику. Логопедическая ритмика – это одна из форм своеобразной, активной терапии, одно из средств воздействия в комплексе методик. Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. Второе понимание логоритмики, обуславливает включение её патологией. Логоритмика направлена на развитие всех компонентов речи: слуховой функции, речевой функциональной системы и двигательной сферы, речевой и артикуляторной моторики, памяти, внимания, познавательных в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями в развитии, особенно в отношении детей с ТНР.
Любые ритмические движения, активизируют деятельность мозга человека, поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма, в доступной для детей дошкольного возраста форме: ритмические упражнения, игры и танцы. Коррекционная программа так же может включать пальчиковые игры. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д. Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.
Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Используемые методики и технологии.
А. Буренина. «Ритмическая Мозаика».
Цель – Развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей и качеств личности.
Задачи:
- развитие координации движений под музыку;
- развитие способности координировать слуховое представление и двигательную реакцию;
- развитее умения ориентироваться в пространстве;
- развитие гибкости, пластичности, формирование правильной осанки.
- развитие творческого воображения.
Е. Железнова «Музыка с мамой».
ДИСК 6. «ВЕСЕЛЫЕ УРОКИ» ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. РИТМИКА ОТ 1,5 ДО 4 ЛЕТ.
Содержание:Марш * Солнышко * Куколка * Дождик * Качели * На лошадке * У дедушки * Машинист * Зайцы * Паровозик * Конфетки * Карусели * Тихо, куколка * Кот и мыши * Яблоки * Музыканты * другие композиции.
ДИСК 13. «КАТИН ДЕНЬ ИЛИ СЧЕТ В ПРЕДЕЛАХ ДЕСЯТИ» ОБУЧАЮЩАЯ СКАЗКА ОТ 4 ДО 7 ЛЕТВеселая сказка, красивые песенки, забавные задачки и упражнения помогут детям 4-7 лет запомнить состав чисел и овладеть сложением и вычитанием в пределах 10. Замечательная музыка Гречанинова, Лядова и Ребикова, забавные голоса малышей-артистов обеспечат интерес детей. На фонограмме имеется вариант караоке ко всем песенкам. Обычно дети многократно по собственному желанию прослушивают эту учебную сказку с песенками. Примеры на состав числа звучат в разных вариантах несколько раз и постепенно запоминаются детьми. Для закрепления состава числа и отработки сложения и вычитания рекомендуем на отдельных карточках нарисовать предметы для веселых задачек из звукового приложения и помогать малышу решать задачи с карточками, как со счетными палочками.
Одной из особенностей программы является как возможность проведения на её основе отдельного курса занятий, так и сочетаемость с любой базовой программой, используемой в ДОУ, а также наличие практических материалов, позволяющих использовать её в семье.
ДИСК 15. «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ
Содержание: *Любимый цвет *Кто в тереме живёт *Времена года *Кто как ходит *Домовой *Светофор *Бука *Кошки-мышки *В подвале *Жмурки *Стог сена *Голуби *Принцесса и др.
Цель программы - способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания. Реализация поставленной цели видится нам через обеспечение преемственности между семьёй и ДОУ, где музыкально – игровая деятельность является средством общего и социального развития, способом сохранения творческого контакта между родителями и ребёнком.
Задачи программы:
1.1. Способствовать раннему развитию ребёнка через комплексную музыкальную деятельность в семье, обеспечивая родителей необходимыми пособиями для практической работы с малышами.
1.2. Обучать родителей эффективным способам творческого взаимодействия с ребёнком, обеспечивать развивающий досуг и игровую деятельность не только на занятиях, но и в семье.
1.3. Разрабатывать аудио-пособия, методические пособия, поурочные планы, видео материалы, нотные пособия, книги для детей для воспитателей и педагогов ДОУ с учётом возможности домашней работы по этим материалам.
1.4. Формировать оптимальные условия для регулярности занятий, что является необходимым условием раннего развития и может обеспечиваться воспитателями (в группе) и родителями (дома).
1.5. Формировать готовность к дальнейшему обучению
1.6. Формировать музыкальные способности, музыкальную сенсорику, музыкальный вкус в наиболее сенситивный период развития ребёнка.
Принципы программы:
Программа соответствует современным требованиям к образовательной программе.
Она имеет развивающий характер, ориентирована на общее и музыкальное развитие ребёнка в процессе овладения им музыкальной деятельностью
В ней заложена возможность как групповой, так и развивающей индивидуальной и коррекционной работы с детьми
В ней учтены идеи оздоровительного и развивающего компонента: принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми
Содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка
Традиционные технологии:
Ходьба и маршировка в различных направлениях;
Упражнения, регулирующие мышечный тонус: общеукрепляющие и коррекционные. Общеукрепляющие упражнения воздействуют на мышцы спины, плечевого пояса, рук, ног. По характеру выполнения они делятся на упражнения с предметами и без предметов. Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития чувства равновесия, формирования правильной осанки;
Упражнения и игры для развития общей, мелкой ручной моторики;
Упражнения для развития мимики, артикуляционная гимнастика;
Упражнения, активизирующие внимание
Ритмические упражнения;
Чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков;
Упражнения на развитие словотворчества. Расширение активного словаря детей.
Инновационные технологии:
Технология ”Игровой массаж” (методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых), обеспечивающая сенсорное развитие детей. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки. При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику, игровой массаж снимает у детей напряжение. Игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора. Игровой массаж способствует развитию фантазии детей: «бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь».
Монтессори - технология работы в круге. Ритуалы приветствия и прощания. Этот момент очень важен для социальной адаптации ребенка (умение действовать по правилу, делится с другими, формирование навыков адекватного поведения, терпимости и доверия).
Биоэнергопластика, благодаря которой достигается хорошее развитие мелкой моторики у ребенка, необходимое для подготовки руки к письму.
Подводя итоги можно сказать, что занятия веселой музыкально – ритмической деятельностью, полезны для всестороннего гармоничного развития личности детей.
• Развивают музыкальный слух, ритм и память, активную речь, эмоциональность, внимательность, творчество, навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания.
• Улучшают общее физическое развитие, укрепляют мышечный корсет, формируют осанку.
• Укрепляют нервную систему и являются профилактикой детских нервозов.
• Вырабатывают навыки вербального и невербального общения
• Воспитывают умения взаимодействовать в коллективе, добиваясь взаимопонимания и компромиссов.
• Ускоряют обмен информацией между левым и правым полушариями, в результате чего стимулируются процессы восприятия, распознавания, мышления.
Литература:
Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. Под ред. Г.А. Волковой. СПб: КАРО, 2005
Буренина А., Сауко Т. «Топ-хлоп, малыши» Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2 – 3 лет. СПб – 2001.
Буренина А. «Ритмическая мозаика». Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 3 – 7 лет. СПб – 2003.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М.: Просвещение, 1985.
Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. СПб: Образование, 1993.
Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике: метод, пособие М.: Айрис-пресс, 2006.
Железнова Е.С. Игровой массаж, аннотация к диску «Рельсы - рельсы».
Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. М.: ТЦ Сфера, 2005.
Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. Под редакцией Е.А.Медведевой. М.: academa, 2002.
Шашкина Г.Р. Логофпедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. М.: academa, 2005.