Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Быт наших бабушек"

Исследование истории русского крестьянского быта, культуры моих предков через забытые предметы домашней утвари. Формирование уважения к русской народной культуре. Задачи: Познакомиться с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением. Исследовать семейные предметы старины, которые являются раритетом и памятью семьи.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

До изобретения утюга гладили холодным способом. Бельё из грубой ткани наматывали на скалку и водили по нему рифлёной доской —рубелем.

Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой.

Когда заметили, что материя разглаживается, если поставить на неё что-то горячее, то придумали утюги.

Их было множество: наплитные, нагревавшиеся прямо на огне; с вкладышами — их раскаляли в печке и щипцами клали в чугунный корпус с деревянной ручкой; угольные утюги с поддувалами и трубой, в которых тлели угли. Были газовые, керосиновые и спиртовые утюги.

Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.

На Руси издавна любили пить чай, этот чудесный напиток позволял согреться в лютые морозы, он собирал за столом всю семью, с его помощью лечились от простуды и разных болезней. До 19-го века вместо чая употреблялся сбитень – особый горячий напиток из душистых трав и меда. Сбитень готовили в специальном сосуде – сбитеннике, который нагревался с помощью установленной внутри трубы, где пылал горячий уголь. Возможно, именно сбитенник и стал прототипом самовара – истинно русского устройства для чаепития.

Почему на Руси изобрели именно самовар, а не чайник, догадаться нетрудно – чай пили в очень большом количестве, нередко за чаепитие человек выпивал по 20 стаканов горячего напитка. А как иначе было согреться, ежели, целый день работаешь на морозе? Кроме того,жаровые обогревали жилище, причем весьма эффективно. Например, в межсезонье, в небольшой избе можно было и печку не топить – самовар давал необходимое тепло.

Самым древним аксессуаром для волос является гребень. Славянские народы издревле носили длинные волосы и бороды, а женщины - косы, для расчесывания которых использовали именно гребни.

Русские красавицы расчёсывали косы простыми редкозубыми деревянными гребнями, смоченными в отварах череды и чистотела. На ночь нужно было косу «чесать» долго и медленно, чтобы стряхнуть с себя и своих волос, - этих своеобразных антенн, - все хлопоты дня и приготовиться ко сну грядущему. В старые времена гребни были только деревянные. Ежедневное утреннее расчёсывание волос, как и омовение водой, содержало в себе ритуал очищающего и обновляющего действия. Важно было прикоснуться деревом, превращённым в гребень, к волосам. Гребень, сделанный из дерева и несущий в себе благодатный поток космической энергии, служит как бы инструментом, объединяющим биополе человека и дерева. Исцеляющая сила дерева проникает в тело человека, дарит ему свою благотворную энергию. В древности считали, что душа человека встречается с душой дерева на кончике зубцов гребня. Гребень раньше в деревнях изготовлялся только индивидуально для каждого человека. С ним люди не расставались, чтобы не утратить целительной связи.

Пищу в семьях готовили гл. обр. утром на целый день. Рус. печь позволяла держать долгое время пищу тёплой. В экстренных случаях разводили огонь на «шестке», или «загнетке» рус. печи и готовили на тагане. Варили пищу в горшке характерной для него формы (с узким дном и сильно выдающимися боками). Ставили горшок в печь и вынимали из неё с помощью ухвата рогачом.

Ухват, сковородник (ча-пельник), насаженные на длинные черенки, а также кочерга для загреба-ния углей всегда стояли у печи.

Горшки были гончарные, но в 19 в. пользовались и метал, горшком (чугунок). Для жарения и запекания применяли плоские сковороды — металлические и гончарные (латки).

Неотъемлемой частью народного искусства всегда было создание посуды и предметов быта из бересты. Это искусство зародилось еще во времена Древней Руси. Изделия из бересты в старину служили украшением любой избы, кроме того, берестяные изделия играли важную бытовую роль. Ведь из бересты создавалось практически все: от посуды до обуви. Сегодня искусство создания изделий из бересты так же популярно, как и много лет назад.

Сунду́к - изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей.

В средневековой России сундуки были одними из самых распространённых предметов мебели.

В период раннего Средневековья сундук являлся часто основным и универсальным предметом мебели. Мог исполнять роль стола, стула, кровати и, конечно, — непосредственно хранилища одежды, предметов домашнего обихода, ценностей. Сундук является предшественником и прообразом шкафа; поставленный вертикально, стал иметь две дверцы, ящики.

Коромысло впервые встречается в памятниках XVI века. «Одиночный водонос, лучковый рычажок, которым на плече носят пару ведер» вскоре становится популярным в самых отдаленных уголках России. Его достоинства по заслугам оценили в старинных городах, но особенно в деревнях. Действительно, зимой по узкой глубокой тропинке без коромысла можно пройти только с большим трудом, так как ведра будут задевать за сугробы. Летом в ведра, которые несут в руках, постоянно попадает пыль, семена созревших трав и притаившиеся в травах многочисленные букашки. Но самое главное, нести ведра на коромысле значительно легче.

В древней Руси посуда всегда была деревянной, причем для ее изготовления подходило не любое дерево, поскольку большая роль отводилась целебным свойствам древесины. Так, например, считалась, что липовая посуда обладает противовоспалительными свойствами, тогда как рябина может уберечь от авитаминоза, а береза обладает бактерицидными характеристиками. Именно по этой причине русские испокон веков ели деревянными ложками, пользовались мисками, кувшинами и ковшами из дерева и даже банки и солонки плели из бересты.

Потом спустя какое-то время появилась медная. У многих из нас до сих пор на кухне имеется медная кастрюля или тазик, ведь многое из посуды мы получаем в виде приданного багажа от родителей. И это нисколько не удивляет, поскольку использование медной посуды вызывает только удовольствие. А все благодаря тому, что высокая теплопроводность меди позволяет распределять тепло равномерно по поверхности посуды. Поэтому любое кушанье получается бесподобно вкусным.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области