Конкурс на лучшую методическую разработку руководящих и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных Управлению образованием Асбестовского городского округа, в 2017-2018учебном году.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад №40” Асбестовский городской округ
Номинация: (технологические карты) конструкты уроков,
занятий в соответствии с реализацией ФГОС
Тема: “ Где можно найти воздух”
Форма: Непосредственно образовательная деятельность.
Разуева Делия Фидаритовна
Воспитатель Iкат.
Тел. 89527417622
Асбестовский городской округ
2017-2018 учебный год.
Содержание работы.
1.Пояснительная записка………………………………………………………….....................................3
2.Методическая разработка……………………………………………………………………………….5
3.Список литературы…………………………………………………………………………………….10
4. Приложение…………………………………………………………………………………………....11
Пояснительная записка.
Технологию детского экспериментирования в детском саду можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника. Реализация данной технологии предполагает использование исследовательского и деятельностного подходов.
Исследовательский подход лежит в основе обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятием и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени, организованного педагогом.
Деятельностный подход объясняет процесс активного исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивационного, целенаправленного решения проблем.
В качестве основного вида ориентировочно - исследовательской деятельности детей Н.Н.Поддьяков выделяет экспериментирование. В своих исследованиях он утверждает, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, и отмечает, что задача данной деятельности – получить новые сведения о том или ином предмете. Эта деятельность не задается взрослым заранее в виде той или иной схемы строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте.
Главное достоинство экспериментирования, по его мнению, заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения.
В возрасте 4-5 лет сложно раскрывать детям понятие воздух, поэтому мы решили не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создать условия для совместного нахождения ответов на вопросы «что это?», «как?», «почему?» Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через совместную деятельность
Задачи образовательной программы:
1. Учить детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения, проверять эти возможные решения практическим путем.
2. Расширять кругозор детей о воздухе, используя опыты и эксперименты. 3. Развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей.
4. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, чувство уважения друг к другу, взаимоподдержка 5. Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их.
Предполагаемый результат:
- у детей решаются проблемы и находятся возможные пути решения, практическим путем;
- у детей расширен кругозор через практические действия;
- дети научились свободно общаться со сверстниками с педагогом, делиться своими догадками, обобщениями, описанием своих практических действий;
- дети ведут свободную ситуативную беседу и поддерживают образовательную ситуацию, доброжелательно общаются друг с другом;
- дети научились анализировать и делать выводы.
Перечень оборудования:
Мини - лаборатория для проведения опытов: полиэтиленовые пакеты, стаканчики, гречка, трубочки для коктейля, чеснок, ароматизированное масло, мыльные пузыри, игрушка, ткань. Энциклопедия, книги, иллюстрации по теме.
После проведения всех опытов, бесед, посвященных изучению воздуха, у детей стойко сформировалось представление о понятии воздух, его свойствах, причинах возникновения. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Подтверждены следующие высказывания детей: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы. Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь.
Технологическая карта
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема (проект, событие): « Где можно найти воздух» Разработчик:
Разуева Д.Ф., воспитатель
Возрастная группа: от 4 до 5 лет средняя группа
Форма организации: групповая
Технология: проектный подход «Паутинка»
Методы:
1. мотивационный;
2. образовательная ситуация
3. словесный (рассказывание, беседа, загадка);4. наглядный (демонстрация);5. игровое упражнение;6. метод имитации ( обогащать словарь детей);7. практический метод: расширять кругозор детей о воздухе , используя опыты и эксперименты
Средства:
Полиэтиленовые пакеты, стаканчики, гречка, трубочки для коктейля, чеснок, ароматизированное масло, мыльные пузыри, игрушка, ткань.
ШАГИ | Компоненты технологии | |
1 шаг | Групповой сбор. Вхождение в тему. | Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и согреем их своими улыбками. А что нас еще согревает и дарит нам настроение? (солнышко) Правильно, солнышко. А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснемся друг друга пальчиками и подарим друг другу тепло(дети становятся в круг, вытягивают руки вверх соприкасаясь друг с другом.). Стук в дверь (входит Петрушка).Петрушка: Здравствуйте ребята, я Петрушка. Я хочу загадать вам загадку:Он нам нужен чтоб дышать,Чтобы шарик надуватьСнами рядом каждый часНо не видим он для нас.Дети: ВоздухПетрушка: Ребята я тоже часто слышу это слово. А что оно обозначает, я не знаю. И очень хочу узнать.Воспитатель: А вам интересно узнать: 1.Вы знаете, что обозначает слово воздух? 2.Где можно найти воздух?Дети: предположение детей.Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил: Вы хотели бы быть лаборантами? Тогда слушайте правила.Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.Правило №5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых. Петрушка: Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?Дети: нет, не видим. Петрушка: Вот и я говорю, его не видно.Воспитатель: Как вы думаете, как можно доказать Петрушке, что воздух есть? (высказывание предположений детей)Дети: Воздух прозрачный невидимый, бесцветный.Петрушка: Вот-вот невидимый, значит его, совсем, нет. Воспитатель: Подожди Петрушка, я вот тоже воздух не видела, а знаю, что он есть вокруг нас. Ребята, а вы как думаете?Петрушка: А я вам не верю. Вот докажите, что этот самый воздух всё таки есть.(высказывания детей)Воспитатель: Ребята давайте докажем Петрушке, что воздух есть. А чтобы он его увидел его надо поймать. Как вы думаете воздух можно поймать? Как? ( предположения детей) Хотите, я вас научу ловить воздух?Дети: Да!Воспитатель: Давайте подойдём к столам. |
2 шаг | Деятельность в Центрах активности -центр движения - Центр исследования - Центр игры | В лабораторию сейчас мы пойдем (парами)нам нужно надеть головной убор, как настоящим лаборантам. Опыт№1(с полиэтиленовым пакетом). Воспитатель: А что вы видите на столе? Подумайте, для чего тут пакеты т какие они? Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они? Дети: пустые, мятые. Воспитатель: спокойно наберите воздух через нос и медленно вдохните его в пакет, а потом его заверните, чтобы он сдулся. Каким он стал? Дети: толстый, надутый. Воспитатель: Почему он таким стал? Что наполнило пакет? Расскажите, что произошло с пакетом? (высказывания детей) Конечно мы наполнили пакет воздухом и увидели его. Идем дальше.Опыт №2. На столе у каждого ребёнка стаканчик с водой, на дне лежит гречка, стоят трубочки для коктейля.Воспитатель: Что вы видите на столе в стаканчиках?Дети: Вода в стаканчике и крупа на дне.Воспитатель: Какая вода?Дети: ПрозрачнаяВоспитатель: Что лежит на дне?Дети: ГречкаВоспитатель: Хотите оживить гречку? Что нам поможет в этом?Дети: Воздух, трубочкиВоспитатель: как вы думаете, что для этого нужно сделать?Дети: Подуть в трубочки.Воспитатель: Что происходит?Дети: появились пузырьки.Воспитатель: Что это? (высказывания детей -это воздух). Воспитатель: как воздух смог сделать это?, откуда у него появилась сила? (высказывания детей).Мы снова его увидели. А что же делает наша гречка?Дети: Двигается.Воспитатель: Что же нам помогло оживить гречку?Дети: Воздух.Воспитатель: Ну, конечно же, это воздух. Мы его не только нашли, но и увидели, как он заставил двигаться гречку. (Петрушка хвалит детей)Игра с воздухом «Парашют» - физминутки.Воспитатель: У меня для вас сюрприз(парашютист). А вы знаете, кто такие парашютисты (дети отвечают). А что у них раскрывается над головой при прыжке с самолёта? Дети: Парашют. Воспитатель: а почему парашют не падает?(высказывания детей) Посмотрите, что-то лежит на столе? (ткань). Какой большой у меня кусок ткани. Она какая? Ткань лёгкая, воздушная, воздуху послушная. А можно из этой ткани сделать парашют и как? Воспитатель: Давайте тоже сделаем парашют. Что, поможет нам в этом? (высказывания детей), конечно же воздух (воспитатель предлагает стать в круг и взяться за края ткани)Дружно мы все стали в круг (встают)Будем делать парашют (берутся за пелёнку)Друг за другом мы идёмПарашют в руках несём (идут по кругу)Руки вверх мы поднимаем (поднимают руки)Парашют наш надуваем.Вот какой наш парашютЛегким воздухом надут (опускают на пол).Воспитатель: здорово мы поиграли с воздухом? Вам понравилось? Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а у воздуха есть запах?, как проверить? Воспитатель: Подойдите к столу и посмотрите, что лежит на столе?Дети: Чеснок, масло.Опыт №3. Дети подходят к столу, на котором на тарелочке лежит чеснок и ароматическое масло.Воспитатель: Правильно, это чеснок и масло. А давайте их понюхаем (нюхают). Что можно сказать?Дети: они пахнут. Воспитатель: почему мы чувствуем запах? Можно сделать вывод, что любой запах передаётся по воздуху. |
3 шаг | Итоговый сбор | Понравились вам опыты. Кому из вас, какой опыт понравился больше всего (дети отвечают). Сегодня мы узнали много интересного. Петрушка: Ребята я ничего не понял.- Вокруг нас есть воздух? А докажите? - Как вы догадались, что вокруг нас есть воздух? - Чем мы с вами дышим? А если бы не было воздуха?- Почему говорят – воздух- невидимка? (воздух никто не видел, но он есть) Как можно найти воздух? (проделать опыты) – Что заставило двигаться гречку?- Как с воздухом можно играть? - Кому бы вы хотели рассказать об этих опытах и показать их?- Петрушка, ты все запомнил и можешь рассказать об этом своим друзьям.Петрушка: Да ребята, теперь я знаю, где можно найти воздух. Спасибо вам. На память я дарю вам мыльные пузыри.Дети благодарят, Петрушка уходит. |
Список литературы:
1.Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования.
– 3-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез,2014.-368с.
2.Дыбина О.В. , Рахманова Н.П, Щетинина В.В.Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников - М.:ТЦ Сфера, 2005.
3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2013.
4.Иллюстрации: фотографии из личного архива.
5. интернетресурсы.
6.Толстикова О.В, Савельева О.В, Иванова Т.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО “ ИРО”,2014.-200с.
Приложение
Опыт с чесноком подтверждает предположение “ Есть ли у воздуха запах”? запах передается по воздуху
Игра с воздухом “Парашют” объясняет, чем надут парашют во время полета.
Опыт с крупой и водой“Ожившая” крупа доказывает, что с помощью пузырьков крупа двигается.
Опыт с мешочками показывает детям, что воздух находится вокруг нас.