Конспект занятия внеурочной деятельности «Истоки»
по духовно-нравственному направлению в 4 классе
Раздел: «Традиции праздника»
Тема урока: «Молиться всей Церковью»
Содержание урока: обычаи и традиции православных праздников. Основные понятия: церковь, праздник, крестный ход, Богослужение, ликование, духовная радость, вера, надежда, любовь.
Цель: знакомство обучающихся с традициями основных православных праздников, осмысление их ценностей.
Задачи:
Образовательные: донести до обучающихся значение слов «Пасха, Рождество Христово»;
Развивающие: развитие: умения работать с текстом, коммуникативных навыков через участие в групповой работе, познавательной творческой активности, творческих способностей, монологической речи, способности обучающихся в принятии совместного решения;
Воспитательные: воспитывать у детей уважение к православным традициям и к традициям марийского народа, почитание предков, любовь к прошлому.
Оборудование:
Учебное пособие
Мультимедийная установка
Презентация по теме урока
Раздаточный материал
Ход занятия
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Учитель показывает детям колокольчик.
– Посмотрите на этот чудо-колокольчик. Давайте закроем глаза и послушаем его хрустальный звон. Что напоминают вам звуки колокольчика?
О чём думается вам при этих волшебных звуках? (Ответы детей)
– Пусть звон колокольчика с его грустными и радостными нотками звучит в наших сердцах и будит наши добрые чувства, пробуждает в нас нежность и любовь друг к другу.
II. Подготовительная часть.
1. Отгадывание загадки.
– Ребята, разгадайте загадку.
Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд,А в каждом гнезде по четыре синицы.Где все это хранится? (календарь)
– Почему некоторые дни в календаре отмечены чёрным цветом, а другие – красным? (Чёрным цветом – рабочие дни, красным – праздники).
– Правильно, дни нашей жизни делятся на будни и праздники. Будни отданы труду. А праздники? А праздники – отдыху.
2.Основные виды праздников.
– А, какие бывают праздники? Давайте вспомним и поделим их на группы. Назовите праздники, которые отмечает только ваша семья?
(день рождения, крестины, именины, юбилей, свадьба, новоселье).
– В какую группу их объединим? (семейные) слайд 1
– Назовите самые главные праздники, которые празднует вся страна?
(День Победы, День Конституции, День защитников Отечества и др.)
– Эти праздники мы отнесём к ... (государственным) слайд 2
– А мне ещё нравится праздник – День Учителя. Почему? Назовите профессии ваших родителей (дети называют профессии родителей). К какой группе их отнесём? (профессиональные) слайд 3
– В каждом городе и селе тоже есть свой праздник – день города, день села, деревни. Когда мы отмечаем день села Кукнур? (27 сентября) слайд 4
– А сейчас я хотела бы услышать название наиболее древних праздников, связанных с земледельческим календарём. Давайте и про них вспомним. (Масленица, Семик, Троица) слайд 5
3. Презентация «Ӱарня пайрем»
– Как вы уже знаете, Масленица наиболее известный праздник, и означает проводы зимы и встречу весны. Она стала всенародным праздником. Этот праздник есть во многих странах, но с таким размахом, как в России, его не отмечают нигде! А как же Масленицу празднуют на марийской земле? Во- первых, как называют этот праздник на марийском языке? (Ӱарня). А теперь, ребята, давайте поговорим, как наши предки отмечали праздник Ӱарня и как его проводят в наши дни?
(Ребята рассказывают об обычаях и традициях проведения этого праздника, то, что им рассказывали их прародители и родители).
– Происхождение названия праздника «Ӱарня»: ӱй – масло, арня – неделя. Он справляется через семь недель после праздника Шорыкйол в конце февраля – начале марта. Говорят, что раньше праздничные мероприятия продолжались в течение двух недель: первая неделя называлась «кугу Ӱарня» (большая Масленица), вторая – «изи Ӱарня» (малая Масленица).
Празднику всегда предшествовала подготовительная неделя – это уборка помещений, подбор праздничных нарядов, подготовка Масленичной горки – Ӱарнякурык. Для катания с горки использовали салазки, дровни («пу тер») корыта («вол»), ледянки, коромысла («вӱдвара»), лубки («кӱр») перевернутые скамейки («теҥгыл»), веники, метелки, всевозможные снопы. слайд 6
Молодежь выходила на праздник в яркой праздничной одежде. Женщины, соблюдая традиции предков, надевали теплые шубы – «мыжер» с яркими поясами, вышитые платья, цветастые шали, шерстяные варежки, валенки – кто собирается кататься на Ӱарнякурык. слайд 7
После всеобщего катания начинались праздничные гуляния с карнавальными шествиями во главе с масками «Ӱарня кува-кугыза» (Старуха Масленица со стариком).
Вы сказали, что главным угощением праздника являются блины. Блины пекут разные: «коман» (слоеные, трехслойные), «немыран» (с начинкой из каши), «шӱрашан» (с крупой), «вияш» (простые), «шемшыдаҥ» (гречишные), «пареҥган» (кртофельные), которые обильно смазывают сливочным маслом.
В последний день праздника, в воскресенье или понедельник, совершался обряд прощания с Ӱарнякува – Масленицей. слайд 8
Снимали жерди с горы, собирали хлам: солому, доски, приспособления для катания – и сжигали с криками: «Ӱарня каен! Вес ийлан адак тол!» (Прощай Масленица, приходи на следующий год!) На прощание с криками «Осалже кайыже, сайже мылам кодшо!» (Плохое уходи, хорошее останься со мной!) желающие прыгали через костёр. Потом подходили к соседям, подавали друг другу руки и просили прощения за нечаянно нанесенные обиды словами, действиями.
А вы знаете, что символизирует для марийцев каждый атрибут праздника? Блины – символ хлеба, Солнца и плодородия; катания с горки – символ здоровья, нового урожая; гуляния во главе с Ӱарня кува-кугыза – встреча нового сельскохозяйственного года; символический костер, сжигание праздничного мусора – символ обновления. слайд 9
Значит, главной идеей этого праздника у наших предков было стремление пробудить и оживить природу, возродить плодородные силы земли, а также обеспечить хозяйственное благосостояние семьи, оградить себя и свое хозяйство от темных сил.
III. Ресурсный круг «Любимые праздники».
– Подойдите и выберите открытку с вашим любимым праздником. Скажите, почему именно этот праздник является для вас любимым?
IV. Физкультминутка.
– Я думаю, что нам пора немного отдохнуть, поэтому давайте проведём физкультминутку.
(Учащиеся выполняют движения по смыслу текста.)
Дружно встали
Раз, два, три! (Руки – вверх, к плечам, в стороны.)
Мы теперь – богатыри. («Силовое движение» – согнутыми в локтях руками.)
Мы ладонь к глазам приставим (Ладонь правой руки ко лбу, левая рука на поясе.)
Ноги крепкие расставим. (Ноги – на ширине плеч.)
Поворачиваясь вправо, (Повернуть корпус вправо – взор вдаль.)
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже (Ладонь левой руки ко лбу, правая рука – на поясе.)
Поглядеть из- под ладошек. (Поворачивают корпус влево – взор вдаль.)
От души мы потянулись,
И на место вновь вернулись.
V. Основной этап. Церковные праздники.
– Я не случайно принесла этот красивый колокольчик. Давайте, мысленно превратим его в большой колокол. Где мы можем увидеть колокола?
( Колокола висят на колокольне церкви.)
– Правильно. А почему в церкви звонят в колокола? Колокольный звон в храмах оповещает о начале церковной Литургии, и праздничные звоны мы слышим в дни церковных праздников.
– Сегодня мы поговорим еще об одной группе праздников, вы наверняка догадались, о какой? (О церковных праздниках)
Ну, что ж, давайте знакомится с двумя важнейшими праздниками Православной церкви – Пасха – праздников праздник и Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
1. Работа в группах.
– У меня в мешочке красные и синие шарики, вытаскиваем их. Первая группа, у кого красные шарики, расскажет о празднике Пасха, вторая с синими шариками – о Рождестве Христовом. Каждая группа получает карточку с описанием истории праздника, дополнительную информацию можно найти на страницах учебника 127-131.
А теперь посмотрите на экран и прочитайте вопросы. Это ваш план работы.
Как называется праздник?Когда по календарю отмечается?
В честь какого события отмечается?
Какие обычаи и традиции с ним связаны? слайд 11
(Лидер рассказывает всему классу прочитанный материал по данному плану, при необходимости ребята группы дополняют. В ходе беседы учитель также иллюстрирует ответы детей.)
– Ребята, на следующем занятии я бы хотела услышать, какие традиции православных праздников живут в вашей семье.
VI. Активная пауза (тренинг развивающий).
– Сейчас, ребята, я предлагаю вам разгадать загадки. Как вы уже заметили на ваших партах лежат красные и синие кружочки. Если загадка будет относиться к теме «Рождество Христово» поднимете синий кружочек, «Пасха» – красный.
1. Ангелы трубят о чуде
От земли и до небес.
Радуйтесь, ликуйте, люди,
Знайте же: Христос …(воскрес).
2. Из восточной стороны
К малышу идут… (волхвы).
3. Как же дружно во дворе
Зазвенели птички.
Посмотрите – на столе
Красные ….(яички).
4. В небесах, как Божья милость,
В честь рождения Христа
Путеводно засветилась
Вифлеемская…(звезда).
5. И сказал им: «Вы не бойтесь,
Он воскрес, его здесь нет».
Плачут жены-мироносцы.
Кто им дал такой ответ? (Ангел)
6. Воплотился Бог, чтоб людям их
простить грехи,
Первыми нашли Его в пещере ….
(пастухи).
– Ребята, как вы думаете, почему православные праздники получили всеобщую любовь? (обучающиеся дают собственные ответы).
– Правильно, православные праздники приносят людям большую духовную радость. Они помогают хранить в душе и сердце каждого веру и надежду, учиться любви и мудрости.
VI. Заключительная часть.
1. Итог занятия. Ресурсная цепочка (с передачей маленького колокольчика друг другу).
– Закончите, пожалуйста, некоторые из предложений.
– Сегодня на уроке я …
– Больше всего мне понравилось …
– Самым интересным сегодня на уроке было...
– Самым сложным для меня сегодня было …
– Сегодня на уроке я почувствовал…
– Сегодня я задумался …. слайд 14
– Спасибо вам, ребята, за урок, и за то, что многие из вас проявили себя знающими, пытливыми, находчивыми. И за это каждому из вас в память о нашем занятии я подарю сердечки с пожеланиями.
(Учитель читает пожелания и раздает детям сердечки.)
Желаю вам:
– Добра и улыбок!
– Радости и удач!
– Веселья и успехов!
– Верных друзей!
– Хорошего настроения!
– Счастья, тепла и любви!
Библиографический список:
1. Камкин А.В. Истоки: учебное пособие для 4 класса / А.В. Камкин – М.: Издательский дом «Истоки», 2007. – С.127- 131
2. Кузьмин И.А. Истоковедение Т8. – М.: Издательский дом «Истоки», 2007. – 344 с.
3.Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. – Издание Владимирской епархии, 1998. – С. 268-274, С.426-433
4.Электронный ресурс.
5. Электронный ресурс.