Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Проектная деятельность как способ формирования УУД на уроках музыки и во внеурочной деятельности"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

"Проектная деятельность как способ формирования УУД на уроках музыки и во внеурочной деятельности"

учитель музыки высшей квалификационной категории

МБОУ "Азовская гимназия" Кахаева Марина Александровна

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют

совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающегося потенциала новых федеральных образовательных стандартов и использование современных образовательных технологий.

1.Цели современного образования. Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Иными словами, школа должна ребёнка «научить учиться», «научить общаться», «научить сотрудничать», «научить добиваться поставленных целей». 

        Вот почему в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектный метод обучения, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребёнок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдёт его презентация. Работа над проектом ведётся поэтапно. На каждом этапе решаются определённые задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое.

2. Роль предмета "Музыка" в достижении новых целей образования. Преподавание предмета «Музыка» требует новых подходов, так как необходима переориентация обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности как нравственной характеристики личности. Систематические художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни в индивидуальной и коллективной деятельности способствует организации проектной деятельности, которая развивает познавательные интересы обучающихся, формирует УУД, специальные и общеучебные умения и навыки музыкальной и интеллектуальной деятельности, опыт рефлексии, адекватной оценки и самооценки выполненного проекта.

3. Изменение требований к уровню профессиональных компетенций учителя: подходы, педагогические технологии, методы и приёмы организации продуктивной деятельности. Построение учебного процесса на уроке и во внеурочной деятельности влечет за собой активное применение современных образовательных технологий, учитывая современные требования к уровню сформированности универсальных учебных действий, к качеству образования.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами и всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

 Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

4.Эффективная форма обучения в современных условиях - проектная деятельность учащихся. Цель проектного метода:

Создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся.

создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.

Содержательная спецификация каждого проекта.

 1.Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

 2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

 3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

 4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и

 5.Игровой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

  Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Долгосрочные проекты.

Исследовательские проекты по музыке мы разрабатываем на уроках музыки в 5-7 классах, например: «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве», «Образы защитников Отечества в музыке, литературе, изобразительном искусстве», «Вся Россия просится в песню…», «Небесное и земное в звуках и красках», « В каждой душе звучит музыка», «Музыкальный театр: содружество муз» и т.д. А также индивидуально в рамках работы с одарёнными детьми для участия в научно-практической конференции. Например: "Роль классической музыки в жизни современного человека" Симпсон Елена 8 класс;

"Музыкальные произведения как средство восприятия географических образов" Грановская Виктория 7 класс.

Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы.

Игровые проекты применяю как на уроках в начальном, так и среднем звене, например: мини-проекты учащихся 3 класса «Широкая Масленица»; "Разыграй песню" (исполнение песни в сочетании с выразительными движениями, инсценировкой сюжета, инструментальным сопровождением); в 5 классе «Музыкально-литературная композиция» (романсы С. В. Рахманинова, стихи поэтов, отрывки из стихотворений или прозы авторов родного края); "Два музыкальных посвящения" 6 класс.

Творческий проект в 3 классе.

Примером информационного проекта могут служить работы учащихся 5-7 классов "Творческие люди нашего села" (слайд и ссылка)

В результате защиты проектов появились интереснейшие презентации, готовые к демонстрации на уроках, к использованию в школьных мероприятиях, создан продукт – банк данных о творческих коллективах Азовского района, самодеятельных поэтах, музыкантах, композиторах и художниках, педагогах и спортсменах, о юных дарованиях и увлеченных искусством пенсионерах. Опыт проектной деятельности помогает обучающимся увидеть красоту и силу искусства, мудрость и значимость мыслей, чувств человека, увидеть масштаб его творчества и влияние на жизнь людей. Работы презентовались в рамках школьного проекта и отмечены грамотами.

Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, предоставляет прекрасную возможность для формирования УУД. Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект – это “пять П”:

 Проблема – Планирование – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Метод работы над проектом обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативных универсальных учебных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося, способствует формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который получен при решении проблемы. Внешний результат (предметные, метапредметные результаты) можно увидеть в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности (личностный результат) - становится опытом учащихся, их знаниями и умениями, компетенциями и ценностями.

В результате проектной деятельности у учащихся формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Подводя итоги, можно утверждать, что применение метода проектов на уроках музыки и во внеурочной деятельности способствует вовлечению учащихся в предметно-регулятивную, предметно-познавательную и предметно-коммуникативную деятельность, тем самым способствуя формированию коммуникативной компетенции, повышая интерес учащихся к учению в целом и к изучению предмета музыка в частности, путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика.

А позитивная мотивация – это ключ к успешному обучению!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области