МОУ СОШ д. ПОПОВО
ЛЮДИ МОЕГО СЕЛА
Автор: Соловьева Мария 4 класс
Руководитель: Антонова К.Б.
Учитель начальных классов
Чебаркульский муниципальный район
2013
СОДЕРЖАНИЕ.
Паспорт проекта……………………………………………………
Отчеты по этапам…………………………………………………...
Подготовительный…………………………………………..
Практический………………………………………………..
Контрольно-оценочный…………………………………….
Заключение…………………………………………………………
Список используемых источников……………………………….
Приложение………………………………………………………..
1. Паспорт проекта
Название проекта:«Люди моего села»
Руководитель проекта: учитель начальных классов Антонова Клавдия Борисовна.
Консультанты: Сошникова Валентина Ивановна
Тип проекта: исследовательский
Цель проекта: познакомить с жизнью и трудовой деятельностью заслуженного агронома России Юртеева Бориса Ивановича.
Задачи проекта:
Узнать о профессии агронома из различных источников информации
Собрать информацию о почетном гражданине, живущего в нашем селе
Изучить, как хорошо учащиеся начальных классов знают о почетных людях села.
Аннотация:
У каждого человека в жизни есть место на земле, где он родился, провел своё детство и юность, место – где жили его родители, деды и прадеды, самые близкие и дорогие люди. Очень часто случается так, что человек, прожив здесь всю жизнь, практически ничего не знает об истории своей малой Родины, о жизни людей, которые его окружают.
Я живу в деревне Попово, в которой живут нагайбаки. Народ необычный, со своими традициями, своим укладом жизни, своей культурой. Люди делают историю, своими делами они преумножают славу Отчизны. Изучение истории родного края немыслимо без знания о тех людях, кто отдавал свои силы, здоровье на благо развития родного села.
Многие из них - наши бабушки, деды и прадеды,в разные годы работали на полях и фермах колхоза «Большевик». Они трудились до войны, во время Великой Отечественной войны и послевоенное время. Жизнь и быт отражены в музее этнической культуры нагайбаков при ДК «Уралец» д.Попово.
Когда я посетила этот музей, я узнала много интересного. Но мое внимание привлек материал о заслуженном агрономе России Юртееве Борисе Ивановиче. Я очень удивилась, ведь этот человек живёт через дорогу со мной, а я,оказывается, о нем многого не знаю. Поэтому я решила узнать о Борисе Ивановиче как можно больше и поделиться информацией с ребятами своего класса.
Оборудование:компьютер, бумага, принтер, ксерокс
2.1. Подготовительный
Исследование темы «Люди моего села» я начала с постановки вопросов, на которые надо искать ответы.
Наметила план действий.
Составила анкеты и провела анкетирование учащихся.
Для поиска ответов я поговорила со своей бабушкой, встретилась с работником библиотеки, взяла интервью у учителя физики, посетила музей этнической культуры нагайбаков, обратилась за помощью к классному руководителю.
2.2. Практический
Изучив литературу, я узнала кто такой агроном. В словаре С.И.Ожегова значение этого слова объясняется так: «Агроном– специалист по агрономии. Агрономия - комплекс наук о возделывании сельскохозяйственных культур»[1, стр. 26].
В детской энциклопедии «Что такое? Кто такой? я прочитала: «Слово «агроном» произошло от двух греческих слов: «агрос»-поле и «номос» - закон. Агроном – специалист сельского хозяйства. Он хорошо знает законы земледелия, законы агрономии. Агроном – профессия древняя. Первыми агрономами были люди, которые начали выращивать дикорастущие растения, заниматься их одомашниванием. До появления письменности агрономические знания передавались устно от отца к сыну, от поколения к поколению. Агроном хорошо знает, как ухаживать за растениями, какие и когда применять удобрения, сколько удобрений надо вносить на каждый гектар для получения хорошего урожая, как вести борьбу с сорняками, болезнями и вредителями» [2,стр.28-29].
В Интернете я прочитала: «Профессиональный агроном также должен хорошо уметь планировать, контролировать и совершенствовать производственный процесс, выполняемый рабочими, входящими в его подчинение.
Для успешного выполнения своей работы он должен уметь чётко планировать рабочие процессы, быть наблюдательным и инициативным, а также уметь быстро принимать правильные решения в экстренных и нестандартных ситуациях.
Агроном - одна из главных фигур на селе. Его основная задача - совершенствовать сельскохозяйственное производство, управлять трудом механизаторов, полеводов и других рабочих.
Вооруженный специальными знаниями, агроном лучше других видит, как развиваются растения, чего им не хватает, какие изменения происходят в почве. Он - основной проводник науки в хозяйстве, он определяет технологию труда, его организацию. Значительное место в деятельности агронома занимает планирование производственного процесса. Агроном определяет набор полевых работ, их последовательность, начало и окончание, содержание полевых опытов, распределяет средства производства и т.д. По существу, он ведет не только производственную, но и научно-производственную работу - внимательно изучает эффективность сортовых посевов, той или иной обработки почвы, внесения различных видов удобрений.
От того, насколько четко планирует работу агроном, во многом зависит производительность труда. Опытный работник уже с вечера сообщает о том, кто, где и что будет делать завтра, разрабатывает варианты нарядов на случай перемены погоды. Чтобы успешно выполнять свои функции, агроном должен в первую очередь иметь такие качества личности, как инициативность, оперативность, творческое отношение к труду, умение быть наблюдательным, замечать и учитывать в своей работе происходящие в природе изменения, при необходимости принимать экстренные и нестандартные решения. Этот человек сильной воли с большим чувством ответственности [6, www.obrazovanie66.ru].
Узнав, про профессию агронома я провела анкетирование среди учащихся начальных классов (Приложение. Анкета)
После исследования я сделала такие выводы: (Приложение. Таблица 1 Результаты анкетирования)
из 20 учащихся -14 ребят не знают, что это за профессия.
из 20 учащихся - 19 учащихся не знают, кто был агрономом в колхозе «Большевик».
из 20 учащихся - 14 не знают, кто из жителей села был награжден государственными наградами.
из 20 учащихся - 18 хотят узнать об этих людях.
из 20 учащихся – 17 хотели бы узнать о людях села, которые пользуются наибольшим уважением среди односельчан.
из 20 учащихся – 19 считают, что у нас в селе есть люди, которые достойны звания «Почетный гражданин».
Т.о. можно сделать такие выводы:
Надо больше узнавать про сельские профессии. С классным руководителем решили оформить стенд в классном уголке «Профессии села».
Познакомить и рассказать о жизни и деятельности заслуженного агронома России.
И я решила собрать информацию о заслуженном агрономе России Юртееве Борисе Ивановиче.
Когда я пришла к ним, меня встретили очень радушно. В ходе беседы он рассказал мне, что ему было два года, когда провожали отца на войну всей большой семьёй.
Отец с войны не вернулся. Детство было голодное. Старшие братья и сестры работали, им было не до учебы. А Борис Иванович учился, закончил 10 классов. После школы один год работал конюхом в колхозе. Это было в 1959 году. Потом пошел в армию. Служил 3,5 года. После армии в 1962 году поступил в Троицкий сельскохозяйственный техникум. Женился. Продолжить учебу в институте не смог: строил дом, родились дети.
После окончания техникума стал работать агрономом в родном колхозе. Хороших специалистов не было, и Уряшев Иван Афанасьевич (председатель колхоза) сразу назначил его старшим агрономом. Было запустение. Земли было 7 тысяч га, из них 4800 зерновых. Затем стали расширять земли, корчевать лес. Хозяйство было многоотраслевое. Выращивали все виды зерновых, лен, горчицу, все виды овощей. В одно время даже посадили плодовые деревья. В колхозном огороде летом зрели арбузы. Кроме коров, лошадей, свиней, держали звероферму.В хозяйстве были гуси, утки, индейки, куры, пчелы. Было рыбное хозяйство. Получали небывалые урожаи. Колхоз стал миллионером. В этом заслуга и агронома колхоза.
Менялись председатели. Два года Борис Иванович работал парторгом, но его тянуло к земле. И так проработал он до пенсии агрономом. За время работы колхоз был в передовиках. Его знали в районе, уважали.
В 1994 ему присвоили звание «Заслуженный агроном России» (Приложение)
Кроме этого звания он награжден юбилейной медалью (Приложение), памятной медалью (Приложение).
В 1998 году был участником ВДНХ СССР (Приложение)
Борис Иванович показал записи, таблицы размещения культур севооборота.
Таблица №1
Размещение культур севооборота №4
схема севооборота | № поля | 1994г. | 1995г. | 1996г. | 1997г. | 1998г. | 1999г. |
пар | 1-102 | однолетние | зерновые | пар | озимые | пшеница | однолетние |
озимые | 2-146 | однолетние | зерновые | однолетние | зерновые | пар | озимые |
пшеница | 3-128 | зерновые | однолетние | зерновые | пар | озимые | пшеница |
однолетние | 4-120 | овес | пар | озимые | пшеница | однолетние | зерновые |
зерновые | 5-134 | пар | озимые | пшеница | однолетние | зерновые | пар |
Таблица №2
Размещение культур зернового севооборота №5
Севооборот | № поля | 1994г. | 1995г. | 1996г. | 1997г. | 1998г | 1999г. |
пар | 1-222 | овес | однолетние | зерновые | пар | озимые | горох |
озимые | 2-200 | однолетние | зерновые | пар | озимые | горох | пшеница |
горох | 3-250 | овес | пар | озимые | горох | пшеница | однолетние |
пшеница | 4-284 | пар | озимые | горох | пшеница | однолетние | зерновые |
однолетние | 5-190 | горох | пшеница | однолетние | зерновые | пар | озимые |
зерновые | 6-290 | пшеница | горох | пшеница | озимые | зерновые | пар |
Изучив эти таблицы, я узнала, что Борис Иванович, умело распределял посевы культур на полях. Он вел записи, которые помогали ему добиваться высоких урожаев.
Со своей женой Галиной Прокопьевной прожили долгую и счастливую жизнь (Приложение)
У Юртеева Бориса Ивановича 6 внуков. Один из них пошёл по стопам деда, поступил в Челябинскую государственную агроинженерную академию (Приложение)
Когда провожали Бориса Ивановича на заслуженный отпуск приехали поздравлять все руководители района (Приложение)
В нашей школе работает дочь Щепилова Альбина Борисовна – учитель физики и математики. Когда я спросила о том, что вы можете рассказать о своем отце, она ответила: «Я горжусь своим отцом!». Из ее рассказа я узнала, что, ее родители – это дети-сироты войны. Их детство пришлось на тяжёлые послевоенные годы. (Приложение)
Отец работал в то время, когда у нас в селе был колхоз. Все труженики села были дружные и сплоченные, работали с утра до ночи ради общих целей. Его в селе уважали, всегда шли к нему за советом. Он был одним из тех руководителей, кто умело организовывал работу, чтобы колхоз всегда был в числе передовых.
Альбина Борисовна говорила:
- Когда я была маленькая, отец часто брал меня с собой объезжать поля. Я помню те субботники, когда колхозники своими руками очищали поля от камней, удобряли.
Отец, как и люди того времени, всю свою активную жизнь, свои силы отдавал процветанию села. Все свои знания и умения он отдавал для того, чтобы село развивалось, чтобы следующие поколения жили лучше, ни в чём не нуждались.
Я очень горжусь своим отцом, восхищаюсь его беспредельной привязанностью к своей малой Родине. В 1994 году ему было присвоено звание «Заслуженный агроном России».
Мой отец - замечательный семьянин, надежный во всех делах, хорошая поддержка нашей маме и нам - его детям. Все эти годы он живёт ради нас - своих детей и внуков. Он дал нам образование, помогает всегда советом и материально. Я, старшая дочь, закончила педагогический институт и работаю в школе любимого села, сын Алексей закончил Красноармейский совхоз-техникум, младшая дочь Алёна закончила педагогическое училище.
Мой отец служит замечательным примером для моих детей. Я очень хочу, чтобы дети с большим уважением относились к прошлому, ведь без этого прошлого не было бы и настоящего.
И сегодня отец для всех нас – большой авторитет. Мы всегда прислушиваемся к его мнению и гордимся своим отцом, Юртеевым Борисом Ивановичем.
Встретившись с библиотекарем нашей школы, я рассказали о цели моего визита, и познакомила её с темой проекта. Ольга Ивановна тепло встретила меня в библиотеке (Приложение). Она знала о моем проекте. В дружеской беседе она вспоминала о том, как работала секретарем председателя в колхозе «Большевик». Рассказала, как проводились в конторе планерки перед рабочим днем, как Борис Иванович умело руководил механизаторами, комбайнерами. Давал указания каждой бригаде: какие поля пахать, какие оставить под пар, какие засевать нужными культурами. Ольга Ивановна говорила о том, что все колхозники уважали главного агронома.
О его работе печатали статьи в районной газете «Южноуралец». Об этом я узнала от Ольги Ивановны. Она дала прочитать подшивку газет.
В одной из газет я прочитала о том, как чествовали в клубе семью Юртеевых, как дети с теплотой и любовью рассказывали о своих родителях[7].
В своем сочинении внук Бориса Ивановича написал: «Дед мой очень грамотный и справедливый руководитель. Может был чересчур строгим к трудовой дисциплине, но хорошим организатором и оратором. Много было проведено им лекций, докладов. Он умело проводил колхозные собрания и митинги. Многие люди села приходили к нему за советом. Его уважали и сейчас уважают и в селе, и в районе.
Мне кажется, что если бы ввели звание «Почётный гражданин села» мой дед был бы одним из них».
2.3. Контрольно-оценочный
В процессе работы над проектом я собрала и обработала информацию, выделила главное, работала в музее, общалась с жительницей села – своей бабушкой, встречалась с заслуженным агрономом России, беседовала с библиотекарем школы, взяла интервью у дочери Бориса Ивановича. Мне было трудно в том, что некоторые понятия, связанные с земледелием, не воспринимались мной. Работа трудоемкая и кропотливая, надо собрать материал и сложить все в единую систему. Мне в моей работе помогала классный руководитель Антонова Клавдия Борисовна.
Исследование интересно тем, что я узнала об интересном человеке, о прошлом своего села. Я дополнила свои знания. Этот материал пополнит копилку музея.
Заключение
Проведя исследовательскую работу, поставленной перед собой цели я достигла. Узнала много нового и интересного о профессии агронома и о судьбе человека, который прожил плодотворную жизнь и внес большой вклад в жизнь села.
Все мы жители сельской местности, и нам всем знакомы трудности и в то же время радости работника сельского хозяйства. В последнее время стоит острый вопрос нехватки специалистов в сельхозпредприятиях, а также проблема заброшенных хозяевами сельскохозяйственных земель. Земля нуждается в защите и профессиональном подходе. Это значит мы, будущее нашего села, должны осваивать аграрные профессии. Чтобы на наших полях не умолкал шум мотора, на полях колосилась пшеница, чтобы всегда в сельском хозяйстве все аграрные профессии были востребованы.
Я поняла, что заниматься исследовательской работой сложно, но я с удовольствием буду продолжать эту работу, т.к. в нашем селе есть много замечательных людей. Мы, младшее поколение, многого не знаем о тех людях, кто рядом с нами.
Я предлагаю:
С данной работой выступить перед учащимися нашей школы.
Оформить стенд в классном уголке «Профессии села»
Продолжить сбор информации об интересных людях нашего села
Весь собранный материал передать в музей при ДК «Уралец».
Нельзя допустить, чтобы вместе с людьми ушла память о них. Это удивительные страницы жизни.
Список используемых источников
Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов. Под ред. Н.Ю.Шведовой. – 23-е изд. испр.- М.: Рус.яз., 1991 – 917с.
«Что такое? Кто такой?» В 3т. Т. I.- 3-е изд., перераб. И доп. – М.:Педагогика, 1990.- 384с.
Газета «Южноуралец» №130 (12456) от 08.11.2008г.
www.obrazovanie66.ru