5 класс. Биология (Пономарева И.Н.) Учитель: Широких Валентина Николаевна Урок 11.
Тема урока «Бактерии: строение и жизнедеятельность»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Виды используемых технологий: 1. Технология проблемного обучения; 2. Технология здоровьесбережения; 3. Технология развивающего обучения.
Формируемые УУД: к.- формировать навыки учебного сотрудничества, коллективизма в ходе индивидуальной работы; р. – проектировать новые пути преодоления возникающих в обучении затруднений через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; п.- сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника и презентации; л.- постепенно выстраивать целостное видение картины мира живых организмов.
Планируемые результаты: знать основные особенности строения клетки бактерий; их формы и особенности питания; научиться объяснять термины урока автотрофы и гетеротрофы, прокариоты и эукариоты, бактерии.
Оборудование: учебник, проектор, экран, компьютерная презентация «Бактерии», плакат «Бактерии»
Ход урока
I. Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Скажите, пожалуйста, кто не готов к уроку? (Проверяет наличие учебника, тетради, ручки и карандаша с резинкой). Сегодня мы продолжим знакомиться с удивительным миром живых организмов, узнаем много интересного.
II. Проверка домашнего задания. Учитель: А сейчас я бы хотела проверить ваши знания. На столе лежат тестовые задания по вариантам. Задания части А предполагают выбор одного правильного ответа, а части В – несколько верных ответов. Ответы записываете в тетрадь, причем обозначаете № вопроса, а рядом буквой ответ на вопрос. (Индивидуальный текущий тестовый контроль по теме «Царства живой природы» . (На обратной стороне доски записаны ответы на тест и критерии оценивания). Время выполнения теста 7 – 9 минут.) Учитель: Молодцы, ребята, я вижу, что все готовы к проверке. Обменяйтесь тетрадями друг с другом. Вы будете в роли внимательного учителя. На доске вы видите верные ответы; сверьте ваши ответы с ключом, ошибки исправьте зеленой пастой, затем оцените ответ друга.(Пятиклассники сообщают результаты проверки учителю.)
III.Работа по теме урока.
Учитель: В Древнем Египте группа расхитителей гробниц опустошила очередную гробницу молодого фараона. Однако, не прошло и месяца, как все расхитители, включая собаку, скончались. Почему? Во время налета на гробницу их никто не видел, да и в самой гробнице никого не было. Как вы думаете, что стало причиной внезапной смерти грабителей?
(Дети предполагают, что все грабители умерли т.к. заразились. В гробнице находился фараон и он стал причиной заражения).
Учитель: Действительно, в гробнице находились примитивные одноклеточные, невидимые невооруженным глазом организмы – бактерии. (Демонстрируются слайды 1,2 презентации).
Бактерии – это самая многочисленная группа микроорганизмов разнообразной формы: одиночные округлые – кокки, сложенные в цепочку – стрептококки, палочковидные – бациллы, спиралевидные – спириллы, в виде запятой – вибрионы. Бактерии существуют одиночно или группируются в цепочки и комочки.(Слайд 3 и плакат рассматривается)
Бактерии долго оставались неизученными, описать и сфотографировать их не могли т.к. они малы. Все же бактерии крупнее вирусов(0,5 – 5 мкм) – их можно увидеть в световой микроскоп, однако размеры их клеток в десятки раз меньше размеров клеток растений и животных. Есть среди них клетки-гиганты, например, нитчатая серобактерия, длина которой достигает 3 мм.
3,5 миллиарда лет назад появились эти организмы на планете Земля, и долгое время оставались единственными живыми существами на нашей планете. Микроорганизмы чрезвычайно распространены. Они живут в почве, воздухе, на теле животных, а также внутри живых организмов, в том числе в организме человека. В горячих источниках, бьющих из-под земли гейзеров с температурой воды до 100 градусов; во льдах Арктики и Антарктиды; в песках пустыни Сахары могут выдерживать длительное высушивание и не терять при этом жизнеспособности. Некоторые не погибают даже в растворе серной кислоты. Почему? Оказывается, эти организмы очень выносливы и приспособлены к обитанию в различных условиях среды.
У них, как у первых представителей живой природы, тело имело очень простое строение. Со временем их строение усложнилось, но и сегодня бактерии считаются наиболее простыми и самыми мелкими одноклеточными организмами.
Клетка бактерии снаружи покрыта плотной клеточной стенкой, напоминающей клеточную стенку растений. Под клеточной стенкой лежит клеточная мембрана. Нередко поверх клеточной стенки имеется дополнительный защитный слой слизи – капсула, толщина которой может во много раз превышать диаметр самой клетки. Именно капсула предохраняет бактерию от высыхания, а у некоторых видов – источник запасных питательных веществ. Некоторые бактерии могут иметь жгутики или ворсинки. Внутри клетки находится густая неподвижная цитоплазма, лишенная вакуолей. Нет в клетке бактерий оформленного ядра. Наследственное вещество прикреплено к клеточной мембране.
(Учитель выполняет рисунок «Строение клетки бактерии», подтверждая сказанное. Ученики переносят рисунок в тетради.)
Клетки организмов, не имеющие оформленного ядра, называют – прокариотическими или доядерными. Бактерии относят к группе прокариот. Все остальные организмы, имеющие оформленное ядро с ядерной оболочкой, называются эукариотами. В эту группу эукариотических организмов входят растения, грибы и животные.( Слайд 4. Можно составить схему, либо просто записать определения в тетрадь).
Ребята, являются ли клетки бактерий живыми организмами? (Школьники называют признаки живых организмов).
Предлагаю ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ «Мы живые организмы». (Учитель называет признаки живого и демонстрирует упражнение, ученики повторяют. Рост – поднимаются на носочки и вытягивают руки вверх, движение – поворачиваются вокруг себя, дыхание – стараются дышать глубоко, развитие – сгибают голову влево и вправо слегка проталкиваясь ввысь, размножение – раки, сжатые в кулак, поочередно выпускают пальчики до полного раскрытия ладони.)
Бактерии, поселяясь в различных местах обитания растут и делятся через 20 – 30 минут, если условия благоприятны. Если условия опасны для жизни, они окружают себя защитной оболочкой – цистой. Микробы для питания используют самую различную пищу. Некоторые – самостоятельно создают для себя органические вещества, как растения из воды и углекислого газа. Клетки этих бактерий содержат хлорофилл, который помогает улавливать солнечный свет, необходимый для превращения воды и газа в питательные вещества. Этот процесс называется фотосинтез. Бактерии – цианобактерии. По способу питания выделяют 2 группы бактерий: автотрофы и гетеротрофы.(Слайд 5) Автотрофами называют бактерии или организмы, которые сами создают органические вещества из воды и углекислого газа.(Слайд 6) Гетеротрофами называют бактерии или организмы, которые питаются готовыми органическими веществами.(Слайд 7) Цианобактерии, участвуя в процессе фотосинтеза, кроме органических веществ выделяют в атмосферу кислород, что имеет огромное значение для дыхания человека и животных.(Слайд 8) Роль бактерий на нашей планете огромна.(Слайд 9) Среди них есть паразиты, болезнетворные бактерии, а также полезные. Но об этом мы поговорим позже.
IV Рефлексивно – оценочный этап.
(На экране появляется текст с пропусками). Учитель: Заполните пропуски в тексте. ( Учитель читает предложения, а ученики хором дополняют пробелы) 1. Размеры бактерий ничтожно ….. 2. Бактерии можно увидеть в ……3. Бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами, называются ….. 4. Бактерии, создающие органические вещества, называются …. 5. Бактерии, питающиеся веществами живых организмов ….. 6. Цианобактерии по способу питания относятся к …… 7. Цианобактерии осуществляют процесс ….. 8. Клетки, не имеющие оформленного ядра, называются …. . 9.Бактерии могут делиться через ….. 10. Если им угрожает опасность, то они прячутся под….. .
V Домашнее задание:
1. Прочитать текст параграфа 9 стр.39 – 42, рассмотреть иллюстрации, ответить на вопросы 1 – 5 в конце параграфа.
2. Подготовить сообщение «Значение бактерий в природе и жизни человека».