Пояснительная записка
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении ребенка уже дошкольного возраста и активно им осваиваются. Работать над развитием речевой деятельности – это значит формировать положительное отношение учащихся к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Основная задача учителя – повышение в структуре мотивации учащегося удельного веса внутренней мотивации к учению.
Речевое недоразвитие умственно отсталых детей, отсутствие у них внимания к единице языка любого уровня, несформированность первоначальных языковых первоначальных обобщений, недостатки мыслительной деятельности и сенсомоторной сферы делают предельно сложным преподавание письма и развития речи в коррекционной школе. Эти трудности особенно чётко проявляются на первоначальном этапе обучения.
Речь учащихся и выпускников коррекционных школ примитивна, шаблонна, недостаточно точна, особенно беден и ограничен их словарный запас. Эмоциональный и звуковой строй речи тоже страдают. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствуют самореализации ребенка, его личностному росту, процессам адаптации и интеграции. Выпускники не умеют использовать имеющиеся знания, не могут найти себя в жизни, выстроить общение с окружающими. При этом специальная педагогика (олигофренопедагогика) предлагает широкий спектр учебных и методических рекомендаций по проблеме речевого развития умственно – отсталого школьника.
Развитие, совершенствование и обогащение речи умственно- отсталых учащихся – одна из серьезнейших и всегда актуальных задач преподавания письма и развития речи в коррекционной школе. Речи умственно – отсталых учащихся не свойственны слова различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия. Очень редко они употребляют наречия, глаголы с приставками, союзы, имена прилагательные, но зато часто можно услышать слова он, она, тут, там, вот, ну, как его там, ага и др.
Бедный запас слов, неправильное понимание и неточное употребление слов умственно-отсталыми детьми препятствует и изучению ими орфографии, т.к. обучать орфографии невозможно без учета взаимодействия лексического и грамматического значения.
Развитая речь предполагает владение достаточно большим запасом слов, умение использовать арсенал фонологических, словообразовательных, морфологических и синтаксических средств языка в соответствии с нормами правильной речи, а также умение правильно пользоваться этими средствами в различных ситуациях с учетом задачи точной передачи информации, задачи быть понятым собеседником и задачи воздействия на собеседника.
Нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталых детей приводит к неполноценности их речевой практики. В свою очередь, недоразвитие речи задерживает формирование логического мышления, затрудняет устранение недостатков наглядно – образной и наглядно – действенной его форм. Разорвать этот замкнутый круг можно прежде всего в области речи.
Формируя речь, мы работаем над обогащением, точностью, выразительностью на любом уровне – будь то слово, предложение или текст. Развитие названных качеств речи положительно влияет на коррекцию недостатков и совершенствование мыслительной деятельности учащихся. Цель темы самообразования:
на основе анализа литературных данных определить содержание понятия "развитие речевой деятельности", применительно к уровню развития учащихся; провести отбор и апробацию методик, позволяющие изучить специфику развития речи у учащихся с нарушением интеллекта, проанализировать и описать полученные результаты.
Исходя из поставленной цели, определены задачи исследования:
1. подобрать и изучить методическую литературу по данной теме, современные приёмы и методы для повышения уровня речевой активности обучающихся;
2. развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые условия для активизации речевой деятельности;
3. внедрять коррекционно-развивающие технологии и специальные упражнения в уроки, способствующие развитию речи учащихся.
Принципы для реализации темы:
принцип связи речи с другими сторонами психического развития детей. Этот принцип определил направленность коррекционного воздействия не только на речевую деятельность школьников, но и на их речемыслительные процессы, на личность в целом;
принцип деятельностного подхода, означающий организацию возможной самостоятельности школьников на определенном этапе урока. С этой целью создаются такие ситуации, которые вызовут интерес учащихся к теме, задействовать их жизненный опыт, по поводу которых возможно формирование собственного мнения, желание высказаться, проявить определенную настойчивость в отстаивании своего мнения;
принцип индивидуального подхода, обусловленный различным уровнем речевого и психофизического развития учащихся, и, в первую очередь, степенью сформированности коммуникативных умений. Реализация этого принципа будет осуществляться путем подбора индивидуальных заданий, что даст возможность варьировать их содержание, выбирать адекватные приемы работы с каждым школьником;
принцип личностно-ориентированного подхода, заключающийся в выявлении и раскрытии индивидуальных возможностей учащихся, оказании им помощи в осознании себя личностью, осуществлении самореализации и самоутверждения. Реализация этого принципа будет проводиться за счёт подбора заданий, способствующих раскрытию коммуникативных возможностей учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и умению осознавать себя личностью и видеть личность в других.
Индивидуальный план самообразования
на 2017 – 2018 учебный год
Учитель - Подгорная Татьяна Викторовна.
Предмет - начальные классы.
Образование - высшее профессиональное (Новокузнецк ГОУВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»).
Переподготовка по программе «Олигофренопедагогика» ( КРИПК и ПРО).
Педагогический стаж – 26 лет.
Педагогический стаж в школе-интернате № 15 города Белово – 7 лет.
Последние курсы - «Современные аспекты деятельности учителей начальных классов в условиях реализации требований ФГОС НОО».
Тема: «Развитие речевой деятельности на уроках письма и развития речи».
Цель: повышение учебного процесса, формирование полноценной речи при помощи дидактической игры.
Задачи:
1.Изучить методическую литературу по данному вопросу.
2.Выявить педагогические применения дидактической игры, как средство развития речевой деятельности учащихся на уроках.
3.Развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые условия для активизации речевой деятельности.
Ожидаемые результаты:
повышение уровня всех сторон речевой деятельности.
Источниками самообразования являются:
Аксенова А.К. Методика обучению русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А.К.Аксенова - М.: Владос, 1999, с.320. 2.
Аксенова А.К. Развитие связной устной речи умственно отсталых учащихся на специальных уроках /А.К.Аксёнова, Э.В. Якубовская // Дефектология, 1987. №6. с.32-37.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет / А.Г. Арушанова - М.: Мозаика - Синтез, 1999, с.272.
Баринова Я. И другие. Методика русского языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Под редакцией Е.А. Бариновой. - М.: Просвещение, 1994.
5. Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка во вспомогательной школе. - М.: Высшая школа, 1998г.
6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Просвещение, 1956. - С. 86-98.
7. Горелов И.Н. Невербальные коммуникации / И.Н. Горелов. - М.: Наука, 1980, с.103.
8. Ефименкова Л.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. -М.: Просвещение, 1970, с. 124.
9. Иллюшкин И.М. Методика обучения русскому языку. - М.: Высшая школа, 1989.
10. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 2000
11. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева - М.: Владос, 1998, с.224.
12. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. / Р.И. Лалаева - Л., 1988, с 320. 13. Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности / Под. ред. А.Н. Леонтьева. - М.: Наука, 1973, с. 94.
13. Лурия А.Р Речь и развитие психических процессов у ребенка / А.Р. Лурия. - М.: АПН РСФСР, 1956, с. 94.
14. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: МПСИ, 1997, с.386.
15. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Под ред. Б. П. Пузанова.- М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 267 с.
16. Отто Шпек. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А. П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. -432 с.
17. Петрова В.Г. Развитие речи у учащихся вспомогательной школы. / В.Г. Петрова - М.: Педагогика, 1977, с.200.
18. Разуван Е.И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы / Е.И. Разуван // Дефектология, 1989, с. 212.
19. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1979, с.192.
20. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические программы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин // Вопросы психологии, 1998. №3. с. 39-43. 21. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой.- М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 390 с.
22. Тихеев Е.И. Развитие речи детей. / Е.И. Тихеев - М.: Просвещение, 1981, с.159.
23. Шишкова М.И. Развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников на уроках литературного чтения. Диссерт.канд.пед.наук./ Моск.госуд.пед.ун-т. М., 2005, с. 187.
24. Эльконин Д.Б. Избраные психологические труды. / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989, с. 554.
25. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. / Д.Б. Эльконин - М.: Педагогика, 1966, с. 564.
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы |
1.Выбор темы, постановка цели и задач. | Август | Анализ педагогический деятельности. | |
2. Планирование работы по самообразованию. | Август | Индивидуальный план работы. | |
3. Изучение психолого- педагогической, методической литературы. | Систематически | - Чтение научно-методических журналов «Дефектология», «Коррекционная педагогика». - Обзор в социальных сетях информации по предмету, педагогике, психологии, инновационным технологиям. - Видео, аудио информация на различных носителях. | Конспекты, памятки, рекомендации. |
4. Использование ИКТ в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. | В течение года | 1.Освоение новых компьютерных программ. 2. Сбор и анализ на педагогических сайтах информации по начальному обучению, педагогике и психологии. 3. Систематическое пополнение персонального сайта. | 1. Дидактические материалы, задания. 2. Ведение документации. |
5. Участие в работе МО и МС и педсоветах. | В течение года | 1. Выступление на МО, педсоветах. 2. Проведение открытых уроков. | 1.Конспект выступления, урока. |
6.Повышение квалификации по своему предмету. | По графику. В течение года | 1. Посещение уроков своих коллег. 2. Обобщение с коллегами на семинарах и образовательных порталах. | 1.Взаимопосещение, обсуждение. 2. Обмен опытом. |
7.Участие в школьных, городских, областных всероссийских конкурсах, олимпиадах, фестивалях. | В течение года | ||
Изучение и анализ результативности своей работы. | По плану МО | Отчет по теме самообразования. | Конспект. |