Краснодарский край, Выселковский район, ст-ца Березанская
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Березанская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Утверждено решением педагогического совета
от 31 августа 2017 года протокол № 1
Председатель ________ О.П.Будлянская
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По письму и развитию речи
Уровень образования (класс) основное общее образование, 8а класс,
Количество часов ____131____
Учитель Кривуля Ирина Николаевна
Программа разработана на основе
программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, ВЛАДОС, 2001 год
2017 год
ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы: в двух сборниках. Под редакцией В.В. Воронковой – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001год – Сборник 1. – 232страницы. Русский (родной) язык, Воронкова В.В., раздел «Грамматика, правописание и развитие речи», 2001 год.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Москва: Просвещение, 2016 год – 263 страницы.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Задачи преподавания письма и развития речи:
•закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
•учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
•развивать речь учащихся, обогащать её словарь;
•воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
1.Коррекция фонематического слуха.
2.Коррекция артикуляционного аппарата.
3.Коррекция слухового и зрительного восприятия.
4.Коррекция мышц мелкой моторики.
5.Коррекция познавательных процессов.
Литература:
1.Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы: В 2сборниках под редакцией В.В. Воронковой. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
2.З.Ф. Малышева. Чтение. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – Москва: Просвещение, 2017 год. – 286 с.: ил.
3.Р.И. Лалаева . Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
4.Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
ГКОУ КК «Березанская школа-интернат»
_______________ Чёрная О.М.
31 августа 2017 года
Краснодарский край, Выселковский район, ст-ца Березанская
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Березанская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По письму и развитию речи
Класс 8а
Учитель Кривуля Ирина Николаевна
Количество часов: всего 131 час; в неделю 4 часа;
Планирование составлено на основе:программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, ВЛАДОС, 2001 год
Учебник: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Русский язык» учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений школы VIII вида, Москва, «Просвещение», 2016 год
2017 год
Таблица тематического распределения часов по письму и развитию речи в 8 а классе 2017-2018 учебный год.
Программа составлена на 1 год обучения.
№ | ТЕМЫ | Количество часов |
1 четверть | ||
1 | Повторение. Предложение. | 8ч |
2 | Диктант по теме «Повторение» | 1ч |
3 | Состав слова. | 13 ч |
4 | Контрольная работа по теме «Состав слова» | 1 ч |
5 | Имя существительное | 9ч |
6 | Контрольный диктант. Работа над ошибками. | 2 ч |
Итого: | 34 ч | |
2 четверть | ||
1 | Имя существительное | 5ч |
2 | Имя прилагательное | 16ч |
3 | Личные местоимения | 6ч |
4 | Контрольный диктант | 1 ч |
Итого: | 28ч | |
3 Четверть | ||
1 | Личные местоимения | 11ч |
2 | Диктант по теме «Личные местоимения» | 1ч |
3 | Глагол | 28 ч |
4 | Контрольный диктант. Работа над ошибками. | 1 ч |
Итого: | 41 ч | |
4 четверть | ||
1 | Глагол | 17ч |
2 | Предложение | 10 ч |
3 | Контрольный диктант. | 1ч |
Итого: | 28 ч | |
Всего за год: | 131ч | |
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во час. | Дата | Оборудование |
Повторение. | ||||
1. | Простое и сложное предложение. | 1ч. | 04/09 | Таблица, карточки, словари. |
2, 3. | Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. | 2ч. | 05,06/09 | Дидактический и раздаточный материал |
4,5. | Простое предложение с однородными членами предложения. Р.р. Работа с деформированным текстом. | 2ч. | 7,11/09 | Таблица, карточки, словари. |
6-8 | Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. | 3ч. | 12, 13, 14/09 | Таблица, перфокарты, словари. |
9. | Диктант по теме «Повторение». | 1ч. | 18/09 | Сборник диктантов |
Состав слова. | ||||
10. | Однородные слова. | 1ч. | 19/09 | Таблица, карточки с графическим изображением частей слова. |
11, 12. | Корень, суффикс, приставка, окончание. | 2ч. | 20, 21/09 | Таблица, карточки, иллюстрация учебника |
13. | Р.р. Составление рассказа на тему «Ночёвка в лесу». | 1ч. | 25/09 | |
14,15. | Основные правила корня. | 2ч. | 26,27/09 | Таблица, карточки. |
16,17. | Гласные и согласные в приставках. | 2ч. | 28/09, 02/10 | Таблица, карточки. |
18,19. | Приставка и предлог. Продолжение рассказа по данному началу. | 2ч. | 03, 04/10 | План- схема, карточки. |
20,21. | Сложные слова. | 2ч. | 05, 09/10 | Предметные картинки, словари. |
22. | Упражнения на закрепление по теме «Состав слова» | 1ч. | 10/10 | Таблица, карточки. |
23. | Диктант по теме «Состав слова». | 1ч. | 11/10 | Сборник диктантов. |
Имя существительное. | ||||
24. | Имя существительное как часть речи. | 1ч. | 12/10 | Таблица, предметные картинки. |
25,26. | Имя существительное собственное. | 2ч. | 16,17/10 | Географическая карта, тетради. |
27. | Существительные единственного числа с шипящей на конце. | 1ч. | 18/10 | Таблица, предметные картинки. |
28. | Контрольный диктант за 1 четверть. | 1ч. | 19/10 | Сборник диктантов. |
29. | Работа над ошибками. | 1ч. | 23/10 | |
30-32. | Склонение имён существительных в единственном числе. | 3ч. | 24, 25,26/10 | Предметные картинки, словари. |
33. | Р.р. Составление рассказа по картине Ф.Решетникова «Опять двойка». | 1ч. | 07/11 | Репродукция с картины Ф.Решетникова «Опять двойка». |
34,35. | Существительные с шипящей на конце. Самостоятельная работа | 2ч. | 08, 09/11 | Таблица, индивидуальные карточки. |
36. | Несклоняемые имена существительные. | 1ч. | 13/11 | |
37,38. | Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе. | 2ч. | 14,15/11 | |
Имя прилагательное. | ||||
39. | Имя прилагательное как часть речи. | 1ч. | 16/11 | Таблица, карточки. |
40. | Согласование прилагательных с именами существительными. | 1ч. | 20/11 | Таблица, карточки. |
41, 42. | Родовые окончания прилагательных. | 2ч. | 21,22/11 | Таблица, карточки. |
43,44. | Безударные окончания имён прилагательных. Р.Р.Работа с деформированным текстом. | 2ч. | 23,27/11 | |
45. | Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье. | 1ч. | 28/11 | Таблица, карточки. |
46,47. | Склонение прилагательных на –ий, -ья, -ье. | 2ч. | 29,30/11 | Таблица по теме, дидактический материал. |
48. | Склонение прилагательных женского рода на –ья. | 1ч. | 04/12 | Дидактический и раздаточный материал. |
49. | Самостоятельная работа. | 1ч. | 05/12 | Дидактический материал. |
50. | Склонение прилагательных на –ьи. | 1ч. | 06/12 | Дидактический и раздаточный материал. |
51. | Сочинение на тему «Поход князя Игоря». | 1ч. | 07/12 | Репродукция картины Н.К. Рериха «Поход князя Игоря». |
52. | Упражнения на закрепление по теме «Имя прилагательное» | 1ч. | 11/12 | Дидактический и раздаточный материал. |
53. | Диктант по теме «Имя прилагательное». | 1ч. | 12/12 | Сборник диктантов. |
Личное местоимение. | ||||
54. | Личное местоимение как часть речи. | 1ч. | 13/12 | Таблица, дидактический и раздаточный материал. |
55. | Контрольный диктант за 2 четверть. | 1ч. | 14/12 | Сборник диктантов. |
56. | Работа над ошибками. | 1ч. | 18/12 | Дидактический материал. |
57. | Лицо и число местоимений. | 1ч. | 19/12 | Индивидуальные карточки. |
58. | Р.р. Письмо другу. | 1ч. | 20/12 | Конверты. |
59,60 | Местоимения 3 лица единственного числа | 2ч. | 21/12,08/01 | Таблица по теме, раздаточный материал. |
61. | Правописание местоимений с предлогами. | 1ч. | 09/01 | Таблица, дидактический и раздаточный материал |
62. | Самостоятельная работа. | 1ч. | 10/01 | Дидактический материал. |
63,64. | Правописание местоимений 3 лица с предлогами. | 2ч. | 11,15/01 | Таблица по теме, дидактический материал. |
65, 66. | Упражнения на закрепление. | 2ч. | 16,17/01 | Дидактический и раздаточный материал. |
67. | Р.р. Сочинение по плану «Находка» по повести И.С. Тургенева «Муму» | 1ч. | 18/01 | Иллюстрации повести, портрет И.С. Тургенева. |
68. | Диктант по теме «Личное местоимение». | 1ч. | 22/01 | Сборник диктантов. |
69. | Работа над ошибками. | 1ч. | 23/01 | Дидактический и раздаточный материал. |
Глагол. | ||||
70. | Глагол как часть речи. | 1ч. | 24/01 | Таблица, дидактический и раздаточный материал. |
71, 72. | Значение глагола. | 2ч. | 25,29/01 | Таблица по теме. |
73. | Р.р. Анкета. | 1ч. | 30/01 | Образец анкеты. |
74, 75. | Неопределённая форма глагола. | 2ч. | 31/01, 01/02 | Таблица, дидактический и раздаточный материал. |
76, 77. | Правописание шипящих на конце слова. | 2ч. | 05, 06/02 | Таблица по теме, раздаточный материал. |
78,79. | Изменение глаголов по временам. | 2ч. | 07, 08/02 | Таблица, дидактический и раздаточный материал. |
80, 81. | Прошедшее время глаголов. Род и число. | 2ч. | 12,13/02 | Таблица, дидактический и раздаточный материал. |
82. | Р.р. Составление рассказа по рисунку и опорным словам. | 1ч. | 14/02 | Иллюстрация, каточки с опорными словами. |
83,84. | Не с глаголами. | 2ч. | 15, 19/02 | Таблица по теме. |
85. | Проверочная работа. | 1ч. | 20/02 | Раздаточный материал, тесты. |
86,87. | Изменение глаголов по лицам и числам. | 2ч. | 21,22/02 | Таблица, дидактический и раздаточный материал |
88, 89. | Правописание глаголов 2 лица единственного числа. | 2ч. | 26,27/02 | Таблица по теме, раздаточный материал. |
90. | Изложение «Газета и журнал» (стр.157) | 1ч. | 28/02 | Текст рассказа, карточки с планом. |
91. | Глаголы 3 лица. | 1ч. | 01/03 | Таблица по теме. |
92,93. | Глаголы на –тся, -ться. | 2ч. | 05,06/03 | Таблица, карточки, слова. |
94, 95. | Спряжение глаголов. | 2ч. | 07, 12/03 | Таблица по теме, раздаточный материал. |
96,97. | Упражнения на закрепление по теме «Глагол» | 2ч. | 13, 14/03 | Тесты. |
98. | Контрольный диктант за 3 четверть. | 1ч. | 15/03 | Сборник диктантов. |
99. | Работа над ошибками. | 1ч. | 19/03 | Таблица, дидактический и раздаточный материал. |
100, 101. | Безударные личные окончания глаголов. | 2ч. | 20, 21/03 | Таблица по теме, дидактический материал. |
102. | Р.р. Сочинение по плану и рисунку. | 1ч. | 22/03 | Карточки с планом. |
103,104. | Глаголы 1 спряжения. | 2ч. | 02,03/04 | Таблица, дидактический и раздаточный материал |
105,106. | Глаголы 2 спряжения. | 2ч. | 04, 05/04 | Таблица, дидактический и раздаточный материал |
107-109 | Различение глаголов 1 и 2 спряжения. | 3ч. | 09,10,11/04 | Дидактический и раздаточный материал. |
110,111. | Проверка безударных окончаний глаголов. | 2ч. | 12,16/04 | Индивидуальные карточки, словари. |
112, 113. | Упражнения на закрепление по теме «Глагол». | 2ч. | 17, 18/04 | Тесты. |
114. | Диктант по теме «Глагол». | 1ч. | 19/04 | Сборник диктантов. |
115. | Работа над ошибками. | 1ч. | 23/04 | Дидактический материал. |
Предложение. | ||||
116,117. | Простое предложение распространённое и нераспространённое. | 2ч. | 24,25/04 | Таблицы, словари, карточки. |
118. | Р.р. Изложение «Наказание». | 1ч. | 26/04 | Текст рассказа, опорные слова. |
119,120. | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 2ч. | 03,04/05 | Таблица, дидактический и раздаточный материал |
121. | Обращение. | 1ч. | 07/05 | Таблицы, карточки. |
122. | Р.р. Письмо литературному герою. | 08/05 | Образец письма | |
123. | Предложение восклицательное и вопросительное. | 1ч. | 10/05 | Таблица, дидактический и раздаточный материал |
124. | Сложное предложение. | 1ч. | 14/05 | Таблица по теме. |
125,126. | Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. | 2ч. | 15, 16/05 | Таблица по теме. |
127,128. | Сложное предложение с союзами и союзными словами. | 2ч. | 17,21/05 | Таблицы, словари, карточки. |
129. | Контрольный диктант за год. | 1ч. | 22/05 | Сборник диктантов |
130. | Работа над ошибками. | 1ч. | 23/05 | |
131. | Повторение изученного материала. | 1ч. | 25/05 | Тесты. |
ИТОГО: | 131 час | |||
Используемая литература по письму и развитию речи:
1.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей». Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. Москва. Издательство «Ось-89» 2011 год.
2. Вахрушева Т.В., Попова Е.В. Сборник упражнений по русскому языку. Учебное пособие. Москва, АСТ-ПРЕСС, 2009 год.
3.Аксёнова А.К., Харламов С.И. Сборник диктантов для вспомогательной школы (5-9 классы) Москва, Просвещение, 2009 год.
4.Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 5-9 классах вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 2012 год.
5.Н.М. Барская, Л.А. Нисневич «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы» Москва, Просвещение,2011 год
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания методического объединения учителей предметников ГКОУ КК «Березанская школа-интернат»
от 31 августа 2017 года № 1 ___________ Сторчун Л.Б.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
ГКОУ КК
«Березанская школа-интернат»
_______ О.М. Чёрная
31 августа 2017 год