РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
663340, Красноярский край, город Норильск, район Кайеркан, ул. Победы, дом 7
тел: (3919)39-17-14, факс:(3919) 39-39-63, Е-mail: ddt_@ mail.ru
Принята на заседании методического совета от «___» __________ 2017 г. Протокол № ___ | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБУ ДО «ДДТ» от «___»______2017 г. № ____ |
Программа обучения детей с выдающимися способностями
«Таймыр удивительный край»
Срок реализации: 1 год
Направленность: художественная
Вид деятельности: изобразительное и декоративно прикладное творчество
Составитель:
педагог дополнительного образования
С.Т. Воробьева
Норильск
Пояснительная записка
Таймыр, Таймыр...
Понять не просто
Твои суровые черты
Тепло таит наш полуостров
Под слоем вечной мерзлоты.
Но души стужа не остудит
Таймыр, как родину любя
Берут его богатства люди
И отдают самих себя.
Примерно 8 тысяч лет назад таймырская земля освободилась от ледников, появилась флора и фауна, похожая на современную. Сюда устремились потомки неолитических охотников, рыболовов, обитавших по краям ледников и арктических морей.
Полуостров поражает суровой природой. Это край лютых морозов, сильных студеных ветров и затяжных пург. Великие полярные исследователи не случайно называли его страной холодного ужаса, полярного мрака, пустыней далекого Севера. Восемь - девять месяцев в году свирепствует хозяйка зима. Солнце надолго покидает тогда арктическое небо, и тундра погружается во тьму полярной ночи. В разгар зимней поры ртутный столбик падает до отметки 50 градусов. Очень страшны те дни, когда мороз породнится с пургой. Самая опасная пурга - это «черная», когда становится совсем темно от хаотической, бешеной пляски ветра со снежной пылью. Для весны, лета и осени арктическая природа отвела три- четыре месяца. В это короткое время тундра очаровательна - она шумит вешними водами, звенит от птичьих голосов, манит своими просторами, играет яркими красками. Такая тундра незабываема.
Одним из важных направлений образовательной программы «Таймыр удивительный край» является научно-исследовательская деятельность обучающихся, которая призвана научить детей не только думать и мыслить, но и позволяет обучающимся представить обществу продукт собственной деятельности. Занятия направлены на развитие творческой одаренности у детей, формирование исследовательских навыков, аналитического мышления в процессе творческого поиска. Знакомство с красотой Таймыра, дает обучающимся возможность более ярко познавать окружающую действительность, развивает у них воображение. Изучение народных традиций способствует воспитанию патриотизма, любви к Родине, уважению традиций, толерантности, что так актуально в современном мире.
Занятия направлены на развитие творческой одаренности у детей, формирование исследовательских навыков, аналитического мышления в процессе творческого поиска.
Цель программы: Развитие творческих способностей путем приобщения детей к природе Таймыра.
Задачи:
Формирование умения проводить самостоятельные исследовательские поиски в области декоративно прикладного творчества, формирование навыков при работе с атласными лентами и пряжей;
Развитие образного мышления, фантазии, творческого воображения, информационно-коммуникационных умений и навыков;
Формирование потребности в творческом развитии и самореализации.
Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции исследователей, ощутить весь спектр требований к творческому исследованию.
Актуальность программы заключается в том, что она способствует развитию интереса к истории родного края, этнокультуре, связи поколений и предполагает формирование знаний по прикладному творчеству малочисленных коренных народностей Таймыра.Для всех людей, проживающих долгие годы на Крайнем Севере, культура, традиции и быт северных народов становится ближе. Поэтому необходимо знать, сохранять и передавать историю, культуру и традиции народов Таймыра через популяризацию и пропаганду среди обучающихся творческого объединения.
Режим организации занятий
Программа «Таймыр удивительный край» рассчитана на 1 год обучения. Количество занятий в год – 72 часа.
Количество занятий в неделю - 2 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.
В процессе обучения предполагается следующая система оценки. Результатом практических навыков умений, а также знаний теории будут служить исследовательские и творческие проекты.
Кроме того, планируется провести серию диагностических тестов в начале, середине и конце учебного года по выявлению уровня обученности, воспитанности, приобретения личностных качеств и исследовательских способностей. Также предполагается проведение различных обучающих упражнений по выявлению личных индивидуальных и исследовательских способностей.
Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо иметь просторный, хорошо освещенный кабинет, оснащенный компьютерной техникой, кроме того в кабинете должны быть в наличии стеллажи или подсобные помещения для хранения материалов, инструментов, оборудования.
Для работы требуются следующие материалы и инструменты: Различные образцы атласную ленту, пряжу (разных цветов), крючок, краски, ножницы, нитки (разных цветов), иглы, картон (для панно), бисер и бусины разных цветов № 8, 11, 12 и т.д.
Учебный кабинет должен быть оснащен:
Методическими и дидактическими материалами;
Аудио- и видеотекой;
Фондом детских работ и работ профессионалов;
Собрание книг, альбомов, журналов, справочников, диапозитивов, видеофильмов, помогающих проиллюстрировать учебную тему
Компьютером.
Результативность освоения программы
В результате изучения данной программы предполагается развитие:
личных индивидуальных способностей обучающихся:
уровень самооценки, посредством метода похвалы и анализа творческих достижений учащихся;
креативность мышления, т.е. способность к умению выдвигать новые нестандартные идеи, быть оригинальным.
общих исследовательских способностей, таких как:
умение выбирать тему исследования;
умение строить гипотезы;
умение правильно задавать вопросы и давать определение понятиям;
умение собирать информацию и классифицировать ее.
умение делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.
Личностные и метапредметные результаты
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные | формирование у детей мотивации к обучению, в самоорганизации и саморазвитии; развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация на занятии индивидуальной работы |
Метапредметные результаты | ||
регулятивные | учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату | в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
познавательные | умения учиться: навыков решения творческих задач и навыков поиска, анализа и интерпретации информации; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
коммуникативные | умение координировать свои усилия с усилиями других; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
Учебно-тематический план
№ | Название разделов, тем. | Общее кол-во часов | В том числе | |
теории | практики | |||
I | Введение | 2 | 1 | 1 |
II | Исследовательский проект | 24 | 8 | 16 |
III | Декоративно-прикладное творчество | 34 | 8 | 26 |
IV | Развитие индивидуальных способностей | 10 | 2 | 8 |
V | Подведение итогов | 2 | 1 | 1 |
Итого | 72 | 20 | 52 |
Содержание программы
Программа индивидуального обучения «Таймыр удивительный край» состоит из разделов:
Введение
Знакомство с планом работы на год; инструктаж по правилам ТБ и ППБ, правила поведения в ДДТ; первичное диагностирование.
Исследовательский проект:
постановка проблемы;
изучение теории, посвященной данной проблематике;
овладение методикой исследования;
сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
собственные выводы и их сравнение с литературными данными;
создание конечного продукта исследования.
Декоративно-прикладное творчество
Творческий проект с элементами исследования «В мире сказочных фантазий». Исследование народного фольклора (стихи, сказки, мифы и легенды, пословицы, поговорки, загадки). Экспериментальное сочетание различных материалов (лента, фетр, пряжа, бусины и т.д.). Создание декоративного панно или объемной композиции «Животные и птицы Таймыра» Практическая работа. Создание творческого проекта.
Развитие индивидуальных способностей
Развитие исследовательских способностей, умения проводить самостоятельные исследования. Используя информационно-коммуникационные технологии, задания и упражнения на развитие личностных качеств.
Развитие воображения в творчестве. Кроссворд «Таймыр»
Практическая работа. Составление викторины о Севере самостоятельно..
Развитие фантазии. Изготовление шаблонов птиц и животных Севера.
Практическая работа. Животные и птицы из фетра и атласных лент.
Развитие мышления (логического, конструкторского, творческого).
Практическая работа. Задания на развитие коммуникативных навыков, ораторских способностей, умений систематизировать и классифицировать материалы «Я исследователь»
Подведение итогов.
Подведение итогов работы за год; итоговая диагностика.
Проведение диагностических тестирований планируется проводить вначале года (первичное), в середине года (текущее) и в конце года (итоговое).
Методическое обеспечение программы
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению обучающимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции обучающихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
Методы:
погружение (эмоционально-образное проживание художественного шедевра, проникновение в его суть);
постижение (освоение, личностное переосмысление произведений искусства);
сравнение (эмоциональное, аналитическое сопоставление художественных образов, стилеобразующих черт);
наглядный (педагог поэтапно демонстрирует приёмы работы);
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения);
исследовательский;
частично-поисковый;
проектный. Проектная деятельность включает проведение опытов, исследований, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, игр, практических упражнений, реализации проектов и т.д.; предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.
Приемы работы:
работа с литературой (чтение, конспектирование отдельных тезисов);
работа с раздаточным материалом (проведение сравнительных анализов, составление таблиц, схем);
рассматривание, сравнение, измерение, наблюдение;
обработка собранного материала;
проведение экспериментов в лабораторных и естественных условиях;
написание научной работы.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Список литературы
Литература для педагога
1. Битянова М.Р., Беглова Т.В.. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков. - М.: Генезис, 2007
2. Бурменская Г.В. и Слуцкий В.М.. Одаренные дети. - М.: «Прогресс», 1991.
3. Издательство «Ниола-Пресс». Делаем куклы/ Пер. с ит. – М.:, 2008. -128 с:ил.
4. Лисовская Е. С. 10 чудес Таймыра: альбом /авт.-сост.- Норильск: АПЕКС, 2014,-16 с.:ил.
5. Пономарева Н.А..Технология 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся/ Волгоград : Учитель, 2010.-107 с
6. Савенков А.И.. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006.