Формирование учебно – познавательных компетенций во внеклассной работе по предмету
Говоря о важности осуществления взаимосвязи классных и внеклассных занятий, можно отметить, что учение должно быть органически связано с другими видами внеурочной деятельности. Знания, полученные на уроках, должны находить широкое применение в других видах деятельности, обогащать их интеллектуальное содержание. Работая 3 год по ФГОСАМ Пришла к выводу что внеурочная деятельность должна быть продолжением урока . Цель которой – способствовать развитию познавательных интересов, творческих способностей, углублению и расширению их знаний, удовлетворению и обеспечению разумного отдыха школьников.Роль внеклассной работы по предмету состоит в следующем:
Повышение интереса учащихся к предмету.
Расширение и углубление знаний.
Развитие творческих способностей.
Внеклассная работа делает уроки более эффективными как для учителя, так и для учеников.
Подготовка к трудовой деятельности.
Помощь школе.
Развитие умений на практике применять свои знания.
Проблема развития умения применять знания, прежде всего, связана с феноменом понимания учебного материала. Для осознания учеником любого содержания недостаточно, чтобы оно находилось в поле его восприятия. Необходимо, чтобы данное содержание стало целью действий школьника, а это, как раз и является одной из задач внеклассной работы.Поэтому в этом году решила взять по внеурочной деятельности такие направления как обще-интеллектуальное Это занимательная математика , Словообразование. Социальное» Умелые руки», и спортивно – оздоровительное « Здоровейка» Занимательная математика позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
На занятиях большое внимание уделяю отработке навыков устного счета, использую при этом игровые упражнения, тренажеры , наглядность, специальные арифметические карточки для устного счета. Учитывая опыт ребёнка и опираясь на имеющиеся у него представления, предлагаю задания на выделение различных свойств предметов, в том числе, таких как форма, размер, цвет. Изучаем закономерность последовательностей, решаем задачи на логическое умозаключение
Занятия помогают учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Школа грамотеев”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по курсу “Школа грамотеев”. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Во внеурочной работе стараюсь использовать наглядный материал, тренажеры , дидактические игры
Закрепление состава слова.
Цель: создать условия для закрепления состава слова и способов словообразования.
Задачи: отрабатывать умение определять способ образования слов; образовывать слова по заданной модели;
развивать мышление, память внимание через выполнение различных упражнений и заданий;
воспитывать аккуратность при работе в тетради и на доске, воспитывать интерес к уроку через дидактическую игру.
Дидактическая игра «Убери лишний вагон».
Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.
Теперь ребята немножко поиграем. На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне.
Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу.
Каждому ряду достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение.
Поезд № 1.
Забег, заплыв, закон, запуск.
Слово, на каком вагоне здесь лишнее?
Лишнее слово закон на третьем вагоне.
Почему?
Слова, написанные на остальных трех вагонах, имеют приставку, а у слова закон нет приставки.
Верно ребята, молодцы. Лишний вагон убран из состава поезда. Поезд может продолжать свой путь. Теперь запишите все слова, кроме слова закон и выделите в них приставки.
Поезд № 2.
Чайник, кофейник, молочник, веник.
Какое слово лишнее?
Лишнее слово веник, так как оно, в отличие от остальных слов не имеет суффикса.
Запишите слова с суффиксами.
Поезд № 2 может продолжать путь. Молодцы, ребята.
Поезд № 3.
Посмотреть, победить, подумать, погрустить.
Какой вагон, здесь лишний?
Вагон со словом победить, так как в этом слове нет приставки.
Запишите слова с приставками.
Молодцы ребята. Вы хорошо поработали.
Для проведения игры использовались наглядные средства. В данном случае изображение трех поездов со словами на каждом вагоне. Это способствовало привлечению внимания учащихся к выполнению игрового задания.
Каждому ряду было предложено убрать лишний вагончик из своего поезда. Задачей учащихся было найти слово, которое является лишним среди всех остальных. Для этого им необходимо было вспомнить состав слова, разобрать каждое слово по составу, затем, сравнив состав всех слов, найти лишнее слово, отличающееся от остальных слов по составу.
Работа по группам способствовала сплочению коллектива учащихся, т.к. они были объединены общей задачей, важным условием было то, что ребята работали все вместе, выслушивалось мнение каждого. Работая в группе, ребята могли распределить свои обязанности, например, каждый член группы, разбирал свое слово по составу, а тот кто лучше всего овладел этим материалом, проверял разбор данных слов. Ребятам также необходимо было выбрать того, человека, который будет отвечать на вопрос учителя и сможет толково выразить мнение всей команды.
В процессе игры, ребята повторили состав слова, потренировались в разборе слова по составу, тем самым, закрепив эту тему у себя в памяти. В процессе игры знания усваиваются значительно лучше, а их закрепление идет намного продуктивнее. Школьники учились сопоставлять, сравнивать, анализировать предоставленный им учебный материал, а затем делать соответствующие выводы. Также игра позволяет формировать устную речь учащихся через высказывание своего мнения. У школьников формируется умение доказывать свою точку зрения, подтверждать ее выводами, полученными в процессе обсуждения в команде.
Это способствовало активизации учащихся, стимулированию их деятельности. Игра способствовала также снятию напряжения, усталости, т.к. на этом этапе усталость школьников особенно ощущается, они хуже работают, внимание становится рассеянным. Игра же, в свою очередь, способствует концентрации внимания на учебной задаче, позволяет школьникам сосредоточиться на сложном материале, не требуя от них особого напряжения (процесс игры позволяет это осуществить).
Таким образом, данная игра способствует развитию психических процессов, таких как: внимание, память, речь, мышление. Позволяет в более адаптированной, для младших школьников форме повторить изученный материал, и закрепить его в памяти. Игра способствует формированию у учащихся интереса к русскому языку, т.к. игра создает более непринужденную обстановку на уроке, учащимся, при использовании такого средства обучения, проще высказать свое мнение. Игра не требует от школьников напряжения, они не испытывают чувство вины если сделают ошибку. Игра позволяет активизировать весь класс, в работу включаются слабые ученики, в процессе игры они чувствуют уверенность в своих силах. Данное средство обучения в этом случае способствует формированию у школьников таких нравственных качеств, как: взаимовыручка
Дидактическая игра «Твердый – мягкий».
Цель: создать условия для повторения правописания твердого и мягкого знаков.
Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата». способствовать повышению интереса к уроку путем использования дидактической игры;
Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».
Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.
Для данной игры класс разделился на две команды, в которой верность и точность ответа зависела от знаний каждого участника. В зависимости от того, на сколько правильно отвечает каждый член команды, ей присуждаются очки. Работа команды зависит от ее сплоченности. Таким образом, класс активируется весь, учитель видит, насколько учащиеся усвоили данный материал, кто делает больше ошибок, кто меньше, с кем необходимо поработать.
Задачей учащихся является правильно уловить интонацию, и понять какой знак, твердый или мягкий нужно писать в данном случае.
Проведение игры позволяет максимально развивать память учащихся, т.к. им необходимо вспомнить правила, с помощью которых они распознают правописание того или иного знака, также игра позволяет довести навык написания в этих словах твердого и мягкого знаков до автоматизма, т.к. слова которые читает учитель, не написаны на доске. В данном случае учащимся необходимо быстро вспомнить правило. Игра способствует развитию особого чутья к русскому языку, формированию навыка орфографически-грамотного письма.
Игра проводится после написания диктанта, где проходило данное правило. Учащиеся допустили в нем достаточно большое количество ошибок, они путают написание твердого и мягкого знаков. Поэтому игра здесь позволяет еще и сделать работу над ошибками. Такая игра повышает интерес к русскому языку. Учащиеся не боятся допустить ошибку, если она допущена, школьник имеет право тут же ее исправить. Игра позволяет видеть мнение каждого. С интересом и увлечением учащиеся прислушиваются к каждому слову учителя, стараясь не упустить нечего важного в произношении данных слов, максимально сосредоточено внимание учащихся. Помимо внимания, развиваются такие психические процессы, как: мышление, память, причем здесь хорошо развивается именно слуховая память, звуковое восприятие слова, в младшем школьном возрасте это очень важно, например, для написания диктантов, предложений, слов под диктовку. Игра повышает степень грамотности учащихся.
При прохождении тем Окончание и Суффикс мы с ребятами выяснили что такое Словоизменение и Словообразование Словоизменение – это образование разных форм одного и того же слова. В различных формах одного и того же слова основа одинакова. Словообразование – это образование новых слов. При помощи слов с другим значением. В однокоренных словах основы различны.)
Карточка 4.
Выберите правильное утверждение.
ТЕСТ 1.
1.
а) Словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов.
б) Словообразование – это образование новых слов при помощи приставок.
в) Словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов и приставок.
г) Словообразование – это сложение двух слов.
2.
а) Словоизменение – это изменение окончаний слов.
б) Словоизменение – это форма множественного числа.
в) Словоизменение – это изменение смысла слова.
Выберите правильное утверждение.
ТЕСТ 2.
1. Корень слова – это
а) неизменяемая часть слова
б) изменяемая часть слова
2. При словоизменении
а) изменяется основа слова
б) изменяется только окончание
3. Основа слова может состоять из
а) корня, суффикса, окончания
б) корня, суффикса
4. При словообразовании
а) создаются новые слова
б) образуются разные формы слова
5. В образовании новых слов принимают участие
а) приставки, суффиксы
б) окончания.
Карточка 1.
Что? _____________________________________________________
Нет чего? _________________________________________________
Подошёл к чему? ___________________________________________
Вижу что? _________________________________________________
Любуюсь чем? ______________________________________________
Думаю о чём? ______________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
Карточка 2.
Карточка 3.
Распределить слова на две группы. Записать их в тетрадях:
1 вариант: цари, царевич, царь, царица, царя, царевна;
_______________________________________________________________
Карточка 3.
Распределить слова на две группы. Записать их в тетрадях:
2 вариант: белка, белки, белочка, беличий, белкин
___________________________________________________________________
Карточка 3.
Распределить слова на две группы. Записать их в тетрадях:
1 вариант: цари, царевич, царь, царица, царя, царевна;
__________________________________________________________________
Карточка 3.
Распределить слова на две группы. Записать их в тетрадях:
2 вариант: белка, белки, белочка, беличий, белкин
Карточка 5. Лист самооценки
Знания и умения | Самооценка | |
Я знаю: что такое корень | ||
что такое окончание | ||
что такое суффикс | ||
что такое основа | ||
Я умею: изменять форму слова | ||
образовывать новые слова | ||
Я смогу: различить формы слова и родственные слова |
Также применяю метод моделирования. Учащиеся составляют характеристики героев, это – простейшая модель, позволяющая обучающимся анализировать поступки героев. Детям раздаются листки-характеристики. На одной стороне напечатаны положительные качества людей, на другой – отрицательные. На первом этапе работы с карточками дети знакомятся с непонятными словами, учатся заменять слова синонимами. На втором этапе – дают оценку героям, употребляя новые слова.
Занятия должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по русскому языку; его ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества письма и речи
Реализации компетентностного подхода способствовало соблюдение принципа интеграции и включение в содержание обучения межпредметных связей. Они осуществлялись как в процессе введения дополнительного материала при изучении новых тем, закреплении и Для формирования информационной компетентности ученика использую межпредметные связи с информатикой всех учебных дисциплин начальной школы.
При обучении детей использую разнообразные педагогические приемы (создание проблемной ситуации, возможность выбора задания, которое интересно для самого ученика, прогнозирование результата деятельности, создание ситуации успеха и т.д.), повышающие заинтересованность и учебную мотивацию учащихся. .У детей повысилась самооценка, вследствие чего наблюдается положительная динамика развития ученика как субъективной личности. Возрос уровень развития так называемых школьно-значимых функций, что в свою очередь, уменьшило трудности в обучении, испытываемых детьми в начале года.
Анализируя результаты
Внеурочной деятельности вывод о том, что применяемые методы и приемы положительно влияют на повышение интереса детей к русскому языку, математике. Это предоставляет возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями, создает ситуацию успеха для слабых учеников, позволяют раскрыться таким ученикам, создают условия для развития творческого мышления, смекалки, находчивости, сообразительности.
Видно как ребенок меняется в ситуации, он чувствует себя более уверенным, школьник не боится совершить ошибку, а если совершает таковую, у него есть возможность осознать ее, понять причины данной ошибки и исправить ее.
Положительно влияют на развитие школьников, им предоставляется возможность работать в группе, решать различные учебные задачи, высказывать свое мнение, анализировать ситуацию, искать пути решения. Следовательно способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи, воображения.
В процессе воспитываются и нравственные качества, работая в группе, ребенок учится общаться, т.е. развиваются его коммуникативные способности, учится помогать одноклассникам, что воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи Внеурочная деятельность положительно влияют на формирование и сплочение коллектива.
Таким образом, включение ее в процесс обучения младших школьников способствует повышению познавательной активности и интереса, способствует более качественному усвоению знаний.