Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа по работе с детьми и подростками девиантного поведения "Как найти себя"

Целями и задачами программы стало решение таких проблем детей и подростков, как проблемы личностного самоопределения, помощи в выборе жизненного пути, профессиональной ориентации, проблемы в общении, удовлетворении потребностей личности в самоутверждении, в познании, в получении новой информации, в творческом саморазвитии, снижении уровня девиантности воспитание законопослушного гражданина-общественника, который в дальнейшем сможет легко адаптироваться в обществе и реализовать себя в жизни.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ПРОГРАММА

по работе с детьми и подростками

девиантного поведения 11-16 лет

АВТОР: педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

ПЕТРОВА М.В.

КАНАШ – 2024

Настоящая Программа «Как найти себя» является двухгодичной программой дополнительного образования детей. Программа может реализовываться в рамках образовательной программы Дома детского творчества, т.к. является программой социально-педагогической направленности, рассчитанной на детей и подростков девиантного поведения в возрасте 11-16 лет.

Программа «Как найти себя» для детей и подростков девиантного поведения 11-16 лет предполагает проведение ряда мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей, организацию их культурного досуга, коррекцию девиантности, обогащения социального опыта.

Рождение программы продиктовано социальным заказомобщества по созданию досуга для детей и подростков девиантного поведения.

Клуб «Подросток» - центр всестороннего развития, культурного и физического воспитания детей и подростков девиантного поведения. Это одно из вспомогательных средств выявления, профилактики и коррекции ненормированного поведения.

Основной состав – это учащиеся девиантного поведения образовательных учреждений в возрасте 11 -16 лет.

В основу данной программы лег позитивный опыт, наработанный в Доме детского творчества и Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции по работе с девиантными детьми и подростками.

Программа разработана

с учетом следующих законодательных

нормативно-правовых документов:

– Конвенцией ООН о правах ребенка;

– Конституцией РФ;

– Законом РФ «Об образовании»;

– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

- «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в редакции Федеральных Законов от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

Целями и задачами программы стало решение таких проблем детей и подростков, как: проблемы личностного самоопределения, помощи в выборе жизненного пути, профессиональной ориентации, проблемы в общении, удовлетворении потребностей личности в самоутверждении, в познании, в получении новой информации, в творческом саморазвитии, снижении уровня девиантности; воспитание законопослушного гражданина-общественника, который в дальнейшем сможет легко адаптироваться в обществе и реализует себя в жизни.

Программа "Как найти себя" предоставляет подросткам группы риска возможность опробовать себя в различных видах деятельности, не нарушая закон и не нанося вреда себе и окружающим, почувствовать себя востребованными (участвовать в различных социально-значимых акциях, мероприятиях), повысить информационную культуру.

Сегодня уже можно говорить не только о профилактике девиантного поведения благополучных детей, но и о перестройке асоциальной направленности личности уже запущенных в педагогическом плане детей и подростков.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Воспитывает все: люди, вещи, явления,

но, прежде всего и больше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги».

(А. С. Макаренко)

Перемены и перестройки, происходящие сегодня в России, коренным образом ведут сегодня к перестройке психического состояния не только взрослого человека, но и детей, молодежи, их убеждений, взглядов, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. Для некоторых эти преобразования становятся личной трагедией, которая приводит их к девиации и дезадаптации. Наиболее чувствительными и восприимчивыми к социальным и психологическим стрессам оказались наши дети и подростки. Возросло число конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой молодых людей. И, как следствие этого – алкоголизм, наркомания, токсикомания, нравственная деградация, разбои, суицид, бродяжничество, рост детской и подростковой преступности, правонарушений. Все указанные виды девиантного поведения имеют место уже не только в подростковом, но и в детском возрасте (9-11 лет).

Среди множества социальных и психологических проблем проблема нравственного воспитания и коррекции девиантного поведения детей и подростков занимает одно из первых мест. Возраст 11-16 лет чаще всего является почвой для наиболее интенсивной их выраженности. Ведь именно подростки являются особой социально-психологической группой, которая имеет уже свои собственные нормы и правила, жизненные установки, специфические формы поведения. А все это как раз и образует некую подростковую субкультуру.

Учреждения дополнительного образования реально способны предупредить отклоняющееся поведение детей и подростков и изменить их уклад жизни решением проблем занятости детей организацией содержательного досуга, вовлечением в социально-полезную деятельность. Ведь жизнь детей, вовлеченных в систему дополнительного образования, обогащается новыми социальными связями, интересами, ценностями и ориентирами. Изучив весь накопленный опыт, автор пришел к пониманию того, что нужна такая комплексная программа, которая бы способствовала их социальной реабилитации и адаптации в социуме. Такая коррекция должна проходить одновременно с формированием нравственности. А для этого необходимо согласованное воздействие учреждения дополнительного образования со школами, семьями, общественными институтами, средствами массовой информации на нравственное воспитание ребенка.

В настоящее время в учебно-воспитательной работе Дома детского творчества накоплен богатый материал, который бы помог осуществлению эффективного нравственно – воспитательного воздействия на детей, проведению психолого-педагогической профилактики и коррекции различных отклонений в нравственной ориентации и поведении ребенка.

Программа предусматривает создание для подростков 11-16 лет развивающей среды посредством включения в коллективную творческую деятельность, построенную на принципах самоорганизации и активного взаимодействия с социумом.

Программа "Как найти себя" предоставляет подросткам группы соцриска возможность опробовать себя в различных видах деятельности (трудовая, песни под гитару, игры, тренинги и т.д.), испытать новые ощущения (походы, выезды и т.д.), не нарушая закон и не нанося вреда себе и окружающим, почувствовать себя востребованными (участие в различных акциях, мероприятиях).

Одной из главных задач является формирование социальной успешности детей, создание условия для воспитания духовной и нравственной культуры детей. Ребятам дается установка «совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе». На всех занятиях для каждого ребенка должная быть создана ситуация успеха, что послужит развитию уверенности ребенка в своих силах и способностях. А ситуация успеха в свою очередь будет способствовать появлению самого успеха.

Условия, созданные в Доме детского творчества для воспитания и обучения детей, дают большие возможности для достижения успешности в том виде деятельности, к которому у ребенка есть соответствующие способности.

ЦельюПрограммы является обучение детей и подростков технологиям, знаниям и умениям, необходимым для ведения социально-творческой деятельности как важной составляющей процесса социализации личности, нравственное воспитание личности подростка для дальнейшей его социальной реализации посредством единого психолого-педагогического подхода, в процессе совместной деятельности УДО и школ города и общественных институтов в одобряемых обществом параметрах:

Цель воспитания направлена на воспитание гражданина, которого можно охарактеризовать следующими качествами:

Задачи программы:

Конечным результатомработы программы является формирование нравственных качеств детей и подростков посредством реализации коррекционно-развивающей программы, снижение их девиантности; увеличение критериев нравственной воспитанности.

Воспитательное поле данной программы распространяется как на учреждения дополнительного образования, так и на учебные заведения начального профессионального образования, детские дома, интернат, общеобразовательные учреждения.

Принцип построения нашей Программы: разноуровневость, дифференциация и вариативность, преемственность, индивидуальный подход, демократия, стиль общения, сотрудничество с другими аналогичными коллективами, переход от простого к сложному, использование дополнительных образовательных форм.

Программа клуба «Подросток» рассчитана на 2 года обучения и более. Это значит, что после прохождения основной программы Клуба, ребенок может посещать его и далее. Он может помогать педагогам в практической деятельности, на примере собственного опыта помогать в воспитании новичков, создавать свои собственные курсы и даже проводить их.

Программа будет включать в себя 2 этапа: начальный и основной.

Учебно-тематический план для всех 2 этапов программы характеризуется единством тем, разделов, гибкостью перераспределения учебного времени. В процессе его реализации допускаются необходимые рациональные изменения и дополнения.

Каждая из подпрограмм рассчитана на 1 учебный год. Первый год обучения (начальный) включает в себя больше практическую работу, способствующую вовлечению новичков в коллективное творческое дело, в кружковую деятельность, практические курсы, в процессе чего ребенок должен участвовать в запланированных мероприятиях, лекциях, месячниках и т.п. Это и помощь ребенку в образовании, нравственном и интеллектуальном развитии, содействие социализации и жизненному самоопределению.

Второй год обучения (основной) включает в себя обучение организаторской деятельности, выявление лидерских качеств, развитие у ребят социальных инициатив, изучение и применение навыков коллективных творческих дел, организаторского мастерства на основных мероприятиях клуба «Подросток».

Автор убежден, что такая методика даст неоспоримый педагогический эффект: ребята должны убедиться, что наибольших высот успеха можно добиться лишь ценой кропотливого труда. Кроме того, дети учатся адаптироваться в социуме. Между детьми сами собой будут складываться отношения дружбы. Здесь же и работа с родителями, желанием помочь своим детям в их социальной адаптации, т.е. зона воспитательного воздействия Программы распространяется и на семью ребенка. Родители всегда мечтают о преодолении острых проблем в воспитании детей. Наша цель – помочь им в этом.

При организации образовательного процесса используютсяметоды:наблюдения, убеждения, стимулирования, создания ситуации успеха для каждого ребенка.

В дальнейшем, в интересах ребенка, для эффективной работы по реализации программы «Как найти себя»планируется:

Компоненты нашей воспитательной системы:

Планируется использование педагогических технологий: коллективной творческой деятельности, ролевой игры, социального проектирования, тренинга, лагерного сбора, общественно-полезных акций и другие. С детьми планируется:

Ключевыми направлениями работы являются:

Работа с родителями включает в себя:

Важнейшими особенностями психологии подросткового возраста, которые учитываются в данной программе, являются:

Методы отслеживания:

При организации работы в Клубе «Подросток» очень важно взаимодействие не только с властными структурами, но и с заинтересованными лицами и службами, которые могут предоставить дополнительную информацию для ребят и помочь в разрешении их проблем (классные руководители, социальные педагоги и психологи школ, специализированные организации, учреждения, службы и  т.д. – субъекты профилактики):

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

ТЕМЫ

Общее количество часов

В том числе:

Теоретические

Практические

1. Вводные занятия. Комплектование групп. Устав, права и обязанности юного «Подростка». Знакомство с правилами поведения в ДДТ. Инструктаж по ТБ.

4

1

3

2.  Тренинговые занятия (с привлечением психологов)

20

2

18

3. «Общество и мы». Беседа о правилах поведения в обществе

4

4

-

4. Профилактика негативных проявлений в молодежной среде. Беседы, конкурсы с привлечением работников ГОВД. Посещение тюрьмы.

40

2

38

5 Коллективное творческое дело

4

1

3

6.  «Гитара и песня». Знакомство с творчеством известных бардов.

8

2

6

7. Детские и молодежные движения

2

2

-

8. Первая медицинская помощь

4

-

4

9. Правила дорожного движения (участие в ряде мероприятий по правилам дорожного движения с привлечением работников ГИБДД)

2

-

2

10. Природа и мы (участие в мероприятиях на экологическую тематику с привлечением специалистов отдела экологии)

4

2

2

11. «Молодежь – за здоровый образ жизни». Конкурсы плакатов, чтецов, спортивные состязания. Беседы о различных венерических заболеваниях, профилактике СПИДа (с привлечением специалистов)

6

2

4

12. «Ступени моего развития». Анкетирования, тестирования.

2

-

2

13. Душа и духовность. Проведение бесед с привлечением священнослужителей.

2

2

-

Итого:

72 ч.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

ТЕМЫ

Общее количество часов

В том числе:

Теоретические

Практические

1. Вводные занятия.

2

1

1

2.  Тренинговые занятия (с привлечением психологов)

4

-

4

3. Социальное проектирование

4

2

2

4. Государственное устройство в России

4

2

2

5. Социальная активность и компетентность

4

1

3

7.  «Гитара и песня». Знакомство с творчеством известных бардов.

6

2

4

8. Коллективная организаторская деятельность

2

-

2

9. Первая медицинская помощь

2

1

1

1010. Ученическое самоуправление

2

-

2

11. Лидер ли я?

2

-

2

12. «Молодежь – за здоровый образ жизни». Конкурсы плакатов, чтецов, спортивные состязания. Беседы о различных венерических заболеваниях, профилактике СПИДа (с привлечением специалистов).

6

-

6

13. «Ступени моего развития». Анкетирования, тестирования.

2

-

2

14. Душа и духовность. Проведение беседы с привлечением священнослужителей.

2

2

-

Итого:

72 ч.

.

1 год обучения.

№№

Мероприятия

Дата проведения

Ответственный за проведение мероприятия

1

1. Вводные занятия. Комплектование групп. Знакомство с Уставом, правами и обязанностями юного «Подростка». Знакомство с правилами поведения в ДДТ. Инструктаж по ТБ.

2.Мастер-классы по организации деловых отношений в группе, деловые игры.

сентябрь

руководитель клуба «Подросток»

методисты, представители психологического центра

2

1.  Тренинговые занятия по темам (с привлечением психологов, медработников)

2. Встречи с работниками ГОВД (знакомство с уголовной ответственностью несовершеннолетних)

3. Мастер-классы по изготовлению воздушных змеев

4. Участие в городском и республиканском фестивале «Воздушные змеи»

октябрь

психологический центр, представитель горбольницы

- руководитель клуба, представители ГОВД

педагоги технического отдела

3

1. «Общество и мы». Беседы-викторины о правилах поведения в обществе: а) «Быть добрым по привычке»; б) «Твои права и обязанности»

2. Конкурсы чтецов и плакатов «Молодежь – за здоровый образ жизни»

3. Детские и молодежные общественные движения города и Республики. Тест «Лидер ли я?»

ноябрь

ИДН, психологический центр, представители ГОВД

методисты ДДТ; отдел образования и молодежной политики

методисты ДДТ

4

1. Новогодний огонек.

2. Конкурс елочных букетов

3. Конкурс кормушек

4. Экологическая викторина

5. «Гитара и песня». Знакомство с творчеством известных бардов.

декабрь

методисты ДДТ

Комаров А.Ю., ПДО

5

1. «Гитара и песня». Знакомство с творчеством известных бардов.

2. Коллективное творческое дело. Практические занятия

3. Душа и духовность. Беседа

январь

-педагог по обучению игре на гитаре

методисты ДДТ

священник

6

1. Тренинговые занятия

2. Круглый стол. Встреча-беседа с воинами-интернационалистами

3. Малая Спартакиада

февраль

-методисты ДДТ;

психологи центра

- городской краеведческий музей, представители совета афганцев г. Канаш

-Отдел образования и молодежной политики, представители ИДН, психологического центра

7

Профориентационная работа.

1.Мастер-классы с мастерами гильдии ремесленников при ТПП г. Канаш.

2. Поход на валяльную фабрику ООО «Север». Беседа. Знакомство с трудом мастеров.

март

- городской краеведческий музей, представители гильдии ремесленников

- директор ООО «Север»

8

1. Викторина «Эти годы позабыть нельзя», посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне

2. Круглый стол «Встреча–беседа с ветеранами Великой отечественной войны».

3. Закон и порядок. Встреча с представителями ГОВД. Посещение тюрьмы.

4. Конкурс «А знаешь ли ты правила дорожного движения?»

апрель

методисты ДДТ

-городской краеведческий музей, Совет ветеранов ВОВ

представители ГОВД

представители ГАИ

9

1. Посещение пожарной части города. Встреча-беседа «Люди героической профессии»

2. Посещение Центра занятости населения. Анкетирование, компьютерное тестирование «Моя будущая профессия»

3. «Ступени моего развития». Анкетирования, тестирования.

май

представители ПЧ

-директор городского центра занятости населения

методисты ДДТ, представители психологического центра

10

Запись детей в спортивные, трудовые лагеря при ДДТ, школах города

июнь

Отдел образования и молодежной политики, ИДН, психологический центр


2 год обучения.

№№

Мероприятия

Дата проведения

Ответственный за проведение мероприятия

1

1. Вводные занятия. Комплектование групп. Цели и задачи на новый учебный год. Инструктаж по ТБ. Выбор актива. Интерактивные игры.

2.Социальное проектирование. Знакомство с методикой составления социальных проектов

3. Туризм и краеведение. Первая медицинская помощь. Участие в республиканском конкурсе по пешеходному туризму. Туристический поход (2-3 дня)

сентябрь

методисты ДДТ, представители Психологического центра

методисты ДДТ, ведущий специалист-эксперт ОО и МП администрации г. Канаш

педагог по туризму

2

1.  Тренинговые занятия и беседы по темам (с привлечением психологов, медработников. Беседы по профилактике венерических заболеваний, о ранних абортах, ранней половой жизни)

2. Встречи с работниками ГОВД (Уголовная ответственность несовершеннолетних при различных видах преступлений: кража, грабеж, убийство, изнасилование, хулиганство, наркомания, распитие спиртных напитков)

3. Мастер-классы по изготовлению воздушных змеев

4. Участие в городском и республиканском фестивале «Воздушные змеи»

5. Занятия по коллективной организаторской деятельности. 1)Методика коллективного планирования в организации жизнедеятельности группы. 2)Методика и практика коллективной организаторской деятельности. 3)Игры и тренинги на сплочение коллектива, на контактность, на доверие.

октябрь

психологический центр, представители горбольницы

- методисты ДДТ, представители ГОВД

педагоги технического отдела

методисты ДДТ, представители психологического центра

3

1. «Государственное устройство в России». Беседы-викторины: 1) Конституционное устройство России и Чувашии. 2)Федеральный и региональный уровень государственной власти: проблемы и тенденции. 3)Местное самоуправление. Устав нашего города.

2. Конкурсы чтецов и плакатов «Молодежь – за здоровый образ жизни»

3. Занятия по социальной активности и компетентности: 1) Основные международные и национальные документы по правам человека. Современная концепция прав человека. Происхождение прав человека. 2) Конвенция о правах ребенка. Права и обязанности юного гражданина. Закон и законность. 3) Законодательство Российской Федерации о правах учащихся. Защита прав учащихся.

ноябрь

- ИДН, психологический центр, представители ГОВД

методисты ДДТ; отдел образования и молодежной политики

- методисты ДДТ

- ИДН, психологический центр, методисты ДДТ; отдел образования и молодежной политики

4

1. Новогодний огонек.

2. Конкурс кормушек

3. Экологическая викторина

4. Занятия по социальной активности и компетентности: 1) Деловые игры. 2)Национальные и международные механизмы защиты прав человека. Деятельность правозащитных организаций.

5. «Гитара и песня». Знакомство с творчеством известных бардов.

декабрь

методисты ДДТ

- ИДН, психологический центр, представители ГОВД

методисты ДДТ; ОО и МП - Комаров А.Ю., ПДО

5

1. «Гитара и песня». Знакомство с творчеством известных бардов.

2. Коллективная организаторская деятельность: 1)Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональным состоянием, навыков принятия и исполнения решений. 2)Как организовать дело? Практикум "Конструируем КТД". 3) Сплочение, разрядка, выработка групповой стратегии решения проблем. Практические занятия

3. Беседа-проповедь в церкви «Умение просить, принимать помощь и приходить на помощь»

январь

-педагог по обучению игре на гитаре

-методисты ДДТ

священник

6

1. Тренинговые занятия

2. Круглый стол. Встреча-беседа с воинами-интернационалистами

3.Малая Спартакиада

4. Профориентационная работа.

-Мастер-классы с мастерами гильдии ремесленников при ТПП г. Канаш

февраль

-методисты ДДТ;

психологи центра

- городской краеведческий музей, представители совета афганцев г. Канаш

-Отдел образования и молодежной политики, представители ИДН, психолог. центра

- городской краеведческий музей, представители гильдии ремесленников

7

Профориентационная работа.

1. Мастер-классы с мастерами гильдии ремесленников при ТПП г. Канаш.

2. Поход на один из заводов города Знакомство с рабочими специальностями.

3. Занятия по развитию лидерских навыков: 1) Лидерство. Теория лидерства. Лидерский тренинг. Методика работы с группой. 2)Игры и тренинги на выявление лидерских и развитие личностных качеств.

март

- городской краеведч. музей, представители гильдии ремесленников

-ОО и МП, ИДН

методисты ДДТ, психолог. центр

8

1. Круглый стол «Встреча–беседа с ветеранами Великой отечественной войны».

2. Закон и порядок. Встреча с представителями ГОВД. Посещение одной из колоний для несовершеннолетних Республики.

3. Ученическое самоуправление. Модели ученического самоуправления. "Дом самоуправления" - деловая игра. Деловая игра (технологическая схема деловой игры). Обучение интерактивным методам: творческие задания, работа в группах, обучающие игры.

апрель

-городской краеведческий музей, Совет ветеранов ВОВ

- ГОВД, ИДН, отдел образования и молодежной политики

- методисты ДДТ, представители психологического центра

9

1. Культура родного края. Посещение краеведческих музеев г. Канаш и г. Чебоксары

2. Посещение Центра занятости населения. Анкетирование, компьютерное тестирование «Моя будущая профессия»

3. «Ступени моего развития». Анкетирования, тестирования.

май

-методисты ДДТ, директора музеев

-директор городского центра занятости населения

-методисты ДДТ, представители психологического центра

10

Запись детей в спортивные, трудовые лагеря при ДДТ, школах города

июнь

Отдел образования и молодежной политики, ИДН, психологический центр

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

1. Вводные занятия. Комплектование групп. Ребята знакомятся друг с другом. Принимаются Устав, определяются права и обязанности юного «Подростка» на основе всеобщего голосования. Здесь же идет и выбор актива, выявление лидеров через специальные интерактивные игры: на знакомство, на контактность, на командную работу, на поднятие эмоционального фона, на честность и тренинги: на лидера, на доверие, на снятие напряжения в группах мальчик-девочка, на снятие агрессии, упражнения на экстрасенсорику.

Так же проводятся мастер-классы, где ставятся задачи демонстрации умения создать, регулировать и поддерживать эмоциональные деловые отношения в группе, интеграции усилий всех членов группы для решения социально-значимых задач. Ребята знакомятся с правилами поведения в ДДТ. Проводится Инструктаж по ТБ.

2.  Тренинговые занятия.Опыт работы с детьми и подростками девиантного поведения показал, что одним из самых эффективных методов профилактической работы является подход "мотив - изменение поведения". Главное здесь - это тренинги, которые позволяют дать недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения. Во время реализации программы "Как найти себя" с детьми и подростками группы соцриска рекомендуется проведение тренингов с привлечением психологов по следующим темам:

Проведение тренингов по данным темам повысит уровень информированности подростков по проблемам, связанными с венерическими заболеваниями, ВИЧ/СПИД, будет способствовать профилактике негативных явлений среди молодежи и пропаганде здорового образа жизни. Просветительская и воспитательная работа направлена на формирование у подростков понимания того, что гарантия их счастья и здоровья – это, в первую очередь, здравомыслие, целомудрие, самоутверждение в социуме.

3. «Общество и мы». Данный раздел включает в себя проведение бесед о правилах поведения в обществе, с привлечением специалистов инспекции по делам несовершеннолетних, представителей городской администрации, депутатов, преподавателей школ, ПУ, психологов. Так же здесь проводятся занятия по правилам этикета так же с приглашением специалистов в области культуры, спорта, экономики, политики.

4. Профилактика негативных проявлений в молодежной среде. Здесь планируется проведение различных бесед с привлечением работников ГОВД, проведение различных конкурсов: плакатов, сочинений. Обязательно посещение тюрьмы. Так же рекомендуется установление тесный контакт с крупными промышленными предприятиями города, республики и их посещение. Уместно посещение кинотеатров, с целью просмотра специальных кино и видео-фильмов на соответствующие беседам тематики.

5. Коллективное творческое дело. Изучается метод коллективного планирования в организации жизнедеятельности группы. Практика коллективной организаторской деятельности. Методика организации летнего лагерного сбора. Стили работы Лидера. Стили работы: «Разящие стрелы», «Возвращающийся бумеранг», «Снующий челнок», «Плывущий плот», тестирование активистов с целью выявление Лидера гуппы.

6.  «Гитара и песня». Знакомство с творчеством известных советских бардов (Ю. Визбор, Б. Окуджава, А. Макаревич, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др.).
Гитара играла и играет большую роль в музыкальной культуре народа. Гитарная песня – это своеобразное зеркало души, позволяющее в атмосфере духовного диалога исполнителя со слушателем увидеть, услышать и ощутить красоту отечественной песенной культуры. Занятия с гитарой – это, прежде всего, интеллектуальная работа, в результате которой ребенок приобретает знания и практические навыки, развиваются его способности, поскольку интеллектуальные богатства добываются по собственной инициативе. Это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение ребята, научившиеся играть, привыкшие петь хорошие, добрые, умные и красивые песни, создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения сверстников и усиливают проникновение этого репертуара в молодежную среду. Позиция педагога заключается в новых методах скоростного обучения игре на гитаре и подходе к процессу приобщения ребенка к искусству путем отбора наиболее ярких образцов песенного творчества.

7. Детские и молодежные движения. Знакомство ребят с детскими общественными организациями и объединениями города, республики, с программой их жизнедеятельности.

8. Первая медицинская помощь. Занятия проводятся с привлечением медработников. Ребята знакомятся с основами оказания медицинской помощи при различных травмах, ушибах, растяжениях.

9. Правила дорожного движения. Эти занятия проводятся с обязательным привлечением работников ГИБДД. Занятия как теоретические, так и практического характера: участие в ряде мероприятий по правилам дорожного движения с привлечением работников ГИБДД (викторины, Слет юных инспекторов движения)

10. Природа и мы. Участие в мероприятиях на экологическую тематику с привлечением специалистов отдела экологии: День птиц, конкурс чтецов и плакатов в защиту природы, конкурс экологических сказок; проведение различных природоохранных акций в защиту водоемов, птиц, бездомных животных и т.п.

Данные мероприятия очень важны в плане воспитания экологической культуры учащихся, любви, гуманности, сострадания к природе и братьям нашим меньшим – животным и птицам, а отсюда складываются такие понятия, как – любовь к Родине, Отчизне, людям.

Во все времена взрослые учили детей любить, понимать и беречь природу родного края, природу-кормилицу. Через любовь к природе воспитывались высокие нравственные качества: доброта, милосердие, любовь к Родине. В основе формирования экологической культуры должны лежать экологическое воспитание и образование. И здесь особая роль в воспитательно-образовательном пространстве принадлежит учреждению дополнительного образования.

11. «Молодежь – за здоровый образ жизни». В рамках этой тематики проводятся различные конкурсы: плакатов («Однополая любовь запрещена!», « Распитие спиртных напитков запрещено!», «Курение запрещено!», «Токсикомания запрещена!» и т.п.); конкурсы чтецов, спортивные состязания (Малая Спартакиада, комический хоккей, эстафеты). Так же целесообразно проведение бесед о различных венерических заболеваниях, профилактике СПИДа, наркомании, токсикомании (с обязательным привлечением специалистов соответствующего профиля)

12. «Ступени моего развития». Здесь проводятся анкетирования, тестирования совместно с психологами, как результат обучения за год.

13. Душа и духовность.Мы живем в период кризиса – политического, экономического, экологического. Однако, самый страшный кризис – нравственный. Поэтому, воспитание ребенка как в семье, так и в образовательном учреждении надо начинать с формирования духовности.

Цикл тем включает в себя проведение бесед с привлечением священнослужителей (христиан, мусульман).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

1. Вводные занятия. Комплектование групп. Права и обязанности юного «Подростка». Выбор нового актива, выявление лидеров через специальные интерактивные игры: на контактность, на командную работу, на поднятие эмоционального фона, на честность.

Ребята повторяют правила поведения в ДДТ, знакомятся с целями и задачами на новый учебный год. Проводится Инструктаж по ТБ.

2. Тренинговые занятия (проводятся с привлечением психологов). Тренинги на снятие агрессии, на доверие, на умение выражать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение; умение просить, принимать помощь и приходить на помощь; умение выходить из конфликтных ситуаций, умение слушать других людей; тренинги «Мое будущее».

3. Социальное проектирование.Понятие - «Социальное проектирование». Методика составления социальных проектов. Технология социального проектирования.
Ресурсное обеспечение социальных проектов. Создание и реализация социальных проектов. Конкурс проектов.

4. Государственное устройство в России. Данные виды бесед рекомендуется проводить с приглашением представителей местных органов власти, местного самоуправления, депутатов различного уровня, преподавателей обществознания. Темы: Конституционное устройство России. Конституционное устройство Чувашии. Федеральный уровень государственной власти: проблемы и тенденции. Региональный уровень государственной власти.
Местное самоуправление. Устав нашего города.         
5. Социальная активность и компетентность. Все занятия проводятся с приглашением специалистов. Темы:Основные международные и национальные документы по правам человека. Современная концепция прав человека. Происхождение прав человека. Конвенция о правах ребенка. Права и обязанности юного гражданина. Закон и законность. Законодательство Российской Федерации о правах учащихся. Защита прав учащихся. Методика организации деятельности по защите прав учащихся. Деловые игры. Национальные и международные механизмы защиты прав человека. Деятельность правозащитных организаций.
6.  «Гитара и песня». Знакомство с творчеством известных бардов: В. Высоцкого, А. Розенбаума, Ю. Визбора, Б. Окуджавы, М. Круга, группой «Любэ», «ДДТ», «Машиной времени». Дальнейшее обучение игре на гитаре.

7. Коллективная организаторская деятельность. Методика коллективного планирования в организации жизнедеятельности группы. Методика коллективной организаторской деятельности. Практика коллективной организаторской деятельности. игры и тренинги на сплочение коллектива, на контактность, на доверие. Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональным состоянием (адекватное поведение в стрессовой ситуации). Развитие навыков принятия и исполнения решений. Как организовать дело? Практикум "Конструируем КТД". Сплочение, разрядка, выработка групповой стратегии решения проблем.

8. Первая медицинская помощь. Основы доврачебной помощи: при вывихах и переломах, способы транспортировки; при обморожениях и ожогах; при змеиных укусах и укусах клещей; при отравлении, обмороке, солнечном ударе. Способы искусственного дыхания.

9. Ученическое самоуправление. Модели ученического самоуправления. Обобщающее занятие "Дом самоуправления" - деловая игра. Детские общественные организации и объединения. Принципы и задачи детского самоуправления. Игра как средство развития самоуправления. Деловая игра (технологическая схема деловой игры). Обучение интерактивным методам: творческие задания, работа в группах, обучающие игры. Обсуждение и разрешение проблем.

10. Лидер ли я? Лидерство. Теория лидерства. Лидерский тренинг. Методика работы с группой. На данных занятиях ставятся задачи обучения ребят навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, самоорганизации и проектирования собственной деятельности, выработки партнерских и лидерских качеств, коммуникативных умений и навыков, формирования социально-нравственной позиции. Предполагается через систему занятий обучение детей и подростков (актива самоуправления: мэров, министров) навыкам уверенного поведения, коммуникативным умениям: отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать на похвалу и комплимент, а также на отрицательные высказывания в свой адрес. Научить ребят умению оказывать сопротивление манипуляциям и групповому давлению, принимать решения; вооружать знаниями основных форм и методов организации досуга. Здесь проводятся различные игры и тренинги на выявление лидерских и развитие личностных качеств.

11.«Молодежь – за здоровый образ жизни»! Здесь предусматривается активное участие ребят в различных конкурсах, месячниках, викторинах, беседах на тему здорового образа жизни с привлечением соответствующих специалистов.

12. «Ступени моего развития». По итогам всей работы за учебный год с ребятами проводятся различные анкетирования и тестирования с привлечением психологов.

13. Душа и духовность.Планируется проведение бесед с привлечением священнослужителей

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.

Для успешной реализации программы и работы клуба «Подросток» должны быть созданы следующие условия:

- аудио-видеозаписыващая техника (магнитофоны, шнуры, видеомагнитофон или DVD);

- оргтехника (компьютеры, ноутбуки, принтер, ксерокс);

- фотоматериалы и альбомы;

- расходные материалы для оборудования кабинета (компьютерные столы, стулья);

2.Кадровые:

- специалист- психолог;

- педагоги дополнительного образования по различным направлениям деятельности (по  необходимости - работа в группе двух педагогов одновременно):

- методист (1чел)

- педагоги-организаторы (1-2 чел)

3.Методические:

- фоно- и видеотеки;

- различный методматериал (литература, наглядные пособия, таблицы, схемы, чертежи).

Необходимо наличие  отдельного помещения, где ребята чувствовали бы себя хозяевами, делали что-либо для его обустройства. Помещение необходимо оборудовать так, чтобы оно было по максимуму комфортно для подростков и при необходимости хотя бы частично заменяло им дом. Финансовая ответственность возникает по причине приобретения и содержания в помещении технических средств обучения.

Помещения для занятий должны быть теплыми, уютными, с хорошим освещением и вентиляцией. В них должны быть удобные столы и стулья.

- В кабинете по игре на гитаре - музыкальные инструменты: фортепиано, магнитофон, гитары.

- Для проведения деловых игр, тренингов, занятий, бесед, лекций зал должен быть теплым, хорошо освещенным, оборудован стеллажами (методкабинет или актовый зал). Программа составлена  с учетом специфики контингента; предусматриваются необходимые  перерывы между занятиями; преобладают  наглядные и активные  формы работы. Выделяется преобладание практических часов над теоретическими.

Так же предусматриваются выезды на природу (2-3 раза в год). Замечено, что это способствует созданию позитивного настроя, проявлению лучших качеств  у подростков (товарищество, коллективизм, взаимопомощь, трудолюбие),  снимает стресс, агрессию. 

В клубе могут заниматься дети и подростки в возрасте 11-16 лет.

Младшая группа –11-13 лет;

Старшая группа - 14-16 лет.

Это способствует лучшей организации занятий: выборе форм и методики проведения занятий; планированию объема работы, определение степени усвоения детьми конкретных знаний и навыков.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

Ожидаемые результаты определяются в зависимости от возрастной группы и этапа освоения Программы.

Основными результатами воспитательной деятельности являются:

К окончанию обучения на 1 этапе(начальная программа обучения)ребята должны:

- ознакомиться с целями и задачами клуба «Подросток», принять Устав клуба, избрать актив;

-освоение основных правил объединения, переход к статусному типу «участника»;

-освоение базовых принципов коллективно-групповой деятельности;

- принимать активное участие во всех проводимых мероприятиях;

- приобрести чувство эмоционального комфорта в коллективе сверстников;

- участвовать в коллективном планировании творческих дел;

- посещать кружок, студию, секцию (по интересам);

-освоение обучающих программ в соответствии с планом образовательной деятельности объединения;

- ознакомиться с возможностями информационных систем;

-начало формирования способности к рефлексии, этическому самоопределению

- приобрести опыт и знания, необходимые для общения со сверстниками, людьми старшего и младшего возраста

- учиться понимать не только свои нужды и потребности, но и других людей.

У детей должны развиться навыки и умения решения личных проблем и проблем межличностного характера в коллективе. В коллективе создается творческая атмосфера деятельности, добровольная и доброжелательная атмосфера деятельности.

Педагоги становятся старшими товарищами, создается актив из учащихся, способных быть примером для других.

К окончаниюобучения на 2 этапе (основной этап):

- умение самостоятельно оценивать свои успехи и неудачи, дать правильную оценку и совет своему товарищу;

-определение отношения к дальнейшим занятиям: любительское или профессиональное;

-профессиональное самоопределение;

-освоение организаторских навыков, необходимых для участия в проведении социально-значимых программ;

- приобретение преподавательских навыков по работе в качестве помощника руководителя коллектива;

- уметь готовить и проводить самостоятельно коллективные творческие дела;

-самоопределение по отношению к социально-этическим ценностям объединения и самостоятельный выбор типа статуса («участник», «член объединения»);

-освоение не менее одной обучающей программы

Критериями оценки уровней освоения Программы являются требования, предъявляемые к выпускникам каждого года обучения, и в соответствии с ними разработанные нормы контроля, результаты участия в различных мероприятиях, в различных творческих конкурсах, агитбригадах, профессиональное самоопределение.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 07.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области