Урок в 11 классе
по теме «Язык художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства языка»
Подготовка к ЕГЭ (выполнение задания 26)
Цель: повторить знания о фигурах речи, подготовить обучающихся к выполнению задания 26 ЕГЭ.
Задачи:
1. повторение знаний о фигурах речи, подготовка обучающихся к выполнению задания № 26 ЕГЭ,
2. формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации информации об изобразительно-выразительных средствах языка,
3. приобщение к культуре речи, к ее лучшим классическим образцам.
Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности
Виды работы: устный ответ, самопроверка, работа в парах, взаимопроверка, индивидуальная работа с заданием №26 ЕГЭ.
Оборудование урока:
- рабочий лист к уроку, «Типовые варианты экзаменационных заданий» под редакцией Р.А.Дощинского.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Целеполагание. Вступительная беседа с обучающимся:
- Темой нашего урока будут изобразительно-выразительные средства языка.
- Какие задачи мы поставим перед собой для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ? (повторить термины; совершенствовать умение определять средства выразительности в тексте, различать виды стилистических фигур; продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте).
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над изобразительно-выразительными средствами языка и их ролью в тексте.
- На какие группы делятся изобразительно-выразительные средства языка? (на тропы, лексические средства, синтаксические средства (фигуры речи), фонетические средства и приёмы).
3. Повторение, актуализация изученного.
3.1 Сообщения 3 учеников-наставников о тропах/ стилистических фигурах/ фонетических и лексических средствах и приёмах с примерами, вопросами классу по отработке навыков нахождения ИВС.
3.2 Терминологический диктант
1. Одинаковое построение соседних предложений (Синтаксический параллелизм).
2. С одной стороны, речевая ошибка – неоправданное употребление однокоренных слов (случился случай), с другой стороны, в устной и художественной литературе – средство эмоционального воздействия для подчёркивания какого-либо явления, признака и т.п. (черным-черно, думу думать) (Тавтология).
3. Обратный порядок слов (Инверсия).
4. Художественное преуменьшение (Литота).
5. Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория (Иносказание).
6. Сопоставление двух предметов или явлений на основании общего для них признака (Сравнение).
7. Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочее (Термины).
8. Скрытая насмешка (Ирония).
9. Именно в контексте эти слова являются противоположными, вне контекста эта противоположность теряется (Контекстуальные антонимы).
10. Противопоставление, приём контраста (Антитеза).
3.3 Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
1 вариант
1) эпифора | а) расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости |
2) антитеза | б) пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации |
3) эллипсис | в) повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда |
4) градация | г) одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи |
5) параллелизм | д) усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов |
Ответы: 1-в, 2-д, 3-б, 4-а, 5-г.
2 вариант
1) анафора | а) утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа |
2) оксюморон | б) расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок |
3) инверсия | в) повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) |
4) парцелляция | г) соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое |
5) риторический вопрос | д) Намеренный разрыв предложения на части или отдельные слова |
Ответы: 1- в, 2 - г, 3 – б, 4 – д, 5 – а.
4. Переходим от теории к практике. Удивиться красоте языка, увидеть его богатство и глубину поможет приобщение к лучшим образцам художественного слова. ИВС позволят нам лучше понять идею автора, глубже погрузиться в текст произведения.
4.1 Тренировочные задания. Какая стилистическая фигура используется в следующих предложениях? (Работа в парах)
1. О времена! О нравы! (Цицерон) (риторическое восклицание)
2. Мужики – за топоры. (А.К.Толстой) (эллипсис)
3. Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но хорошая. (Е.Гришковец) (парцелляция)
4. Алмаз шлифуется алмазом,
Строка шлифуется строкой. (А.Недогонов) (синтаксический параллелизм)
5. Ты, меня любивший фальшью Истины и правдой лжи (М.Цветаева) (оксюморон)
6. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сравнимый вид. (И.Аксаков) (ряды однородных членов)
7. У меня в Москве – купола горят,
У меня в Москве – колокола звенят. (М.И.Цветаева)
(анафора, метафора, синтаксический параллелизм)
5. Практическая работа.
5.1 Установите соответствия между предложениями и средствами выразительности в них. (Работа в парах)
Предложения | ИВС |
А) Бесконечность немых голосов. | |
Б) Дрожит изумрудная капля В зелёной ладошке ольхи. | 1) Фразеологизм 2) Сравнение |
В) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. | 3) Метафора 4) Метонимия |
Г) Знакомый серый пиджак мелькнул в толпе, затем повернул за угол. | 5)Оксюморон 6) Литота |
Д) Годы несутся огромными птицами. | 7) Ирония |
А | Б | В | Г | Д |
5 | 3 | 6 | 4 | 2 |
5.2 Отработка задания №26 ЕГЭ (индивидуально)
Вариант I: с.240 вар.30 Ответ: 9735
вар.31 Ответ: 9413
вар.32 Ответ: 2473
Вариант II: с.264 вар. 33 Ответ: 4759
вар. 34 Ответ: 6539
вар. 35 Ответ: 4681
6. Подведение итогов.
- Итак, какое значение имеют средства выразительности в тексте? (Изобразительно-выразительные средства помогают понять коммуникативное намерение автора, все его мысли и чувства).
- Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать?
-Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену?
- Насколько для вас актуальна данная тема? При решении каких учебных и жизненных задач вам необходимо знать средства выразительности? (знания об ИВС позволят более красиво и образно говорить в жизни и на уроках, писать сочинения).
6. Домашнее задание.
Рабочий лист «Ловушки ЕГЭ, 16 задание»