В настоящее время одним из приоритетов российской государственной политики в области образования является создание универсальной безбарьерной среды, безбарьерного образования, которое дает возможность обеспечить полноценное «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное пространство общеобразовательной школы. Безбарьерная среда – комплекс мер для обеспечения доступности и создания равных возможностей для лиц с особенностями психофизического развития во всех сферах жизни общества. Безбарьерной образовательной средой является доступная среда для обучающихся с ОВЗ, которая обеспечивает совместный процесс обучения в общеобразовательных организациях, а также равный доступ к образовательным ресурсам. Безбарьерное образование – основа развития инклюзивной практики в образовательных организациях, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для обучающихся, которые имеют особые образовательные потребности. Закон «Об образовании в Российской Федерации» достаточно четко обозначил инклюзивное образование как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (ст. 2, п. 27). Инклюзивное образование – это совместное обучение и воспитание, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. Инклюзивное образование не отождествляется с обучением в классах (группах) компенсирующего обучения и специальных (коррекционных) классах (группах), создаваемых в образовательных учреждениях общего типа. Уточняя понятийный аппарат инклюзивного образования, необходимо понимать, что оно опирается на философию, концептуальные основы, закономерности и принципы общей педагогики. Помимо общих законов и общеизвестных дидактических принципов, инклюзивное образование подчиняется специфическим принципам: 1. Ценность человека зависит не только от его способностей и достижений. Каждый человек уникален! 5 2. Каждый человек способен чувствовать и думать! 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений: все люди нуждаются друг в друге, все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников инаставников. 5. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут. 6. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Пособие прежде всего адресовано педагогам общеобразовательных организаций, работающих в режиме инклюзии. Также оно будет полезным и педагогам всех уровней образования. Целью данного издания является оказание методической помощи педагогам в проектировании и организации образовательной деятельности в инклюзивных группах. В учебно-методическом пособии описаны технологии инклюзивного образования, внедрение которых в образовательную деятельность способствуют повышению уровня адаптации образовательной среды для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Пособие состоит из трех глав. В первой главе представлено описание барьеров на пути обучения, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями здоровья. Глава направлена на понимание педагогами барьеров и возможностями их преодоления для создания безбарьерного обучения в условиях инклюзии на примере обучающихся с задержкой психического развития, слабослышащих и слабовидящих. Внедрение инклюзивного образования на уровне образовательной организации предполагает, наряду с другими комплексными процессами, отношение к ребенку как к субъекту обучения. Данный подход требует знания особенностей развития ребенка. Правильное и всестороннее понимание развития ребенка позволяет в полном объеме оценить его эволюцию на различных возрастных этапах и в различных областях развития. Во второй главе описаны особенности обучающихся с задержкой психического развития, слабослышащих и слабовидящих. Несмотря на то, что инклюзивное образование относится ко всем детям, тем не менее, дети с ограниченными возможностями здоровья 6 требуют особого индивидуального подхода, в соответствии с которым технологии, применяемые в организации и реализации образовательной деятельности, должны основываться на некоторых принципах, что представлено в третьей главе настоящего пособия. Несомненным достоинством является то, что в пособии представлены практические примеры использования подходов и методов инклюзивного обучения на предметах естественно-математических и технологических дисциплин. Роль инклюзивного образования повышается и в настоящее время целью образовательных организаций является создание «безбарьерной» образовательной среды, модернизация упорядоченной системы действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей. Представленные в пособии рекомендации имеют прикладной характер и затрагивают некоторые аспекты проектирования, моделирования и организации в образовательных организациях включающей образовательной среды.