Конспект
НОД в подготовительной группе
«Путешествие в космос»
Цель: Расширение представлений детей о космосе.
Задачи:
Образовательная.
Уточнить и систематизировать у детей полученные знания элементарных представлений о космосе, Солнечной системе. Продолжать обогащать речевой словарь детей: космос, планета, созвездие, космодром, кратер.
Предварительная работа.
Чтение С. Баруздин «Школа космонавтов». Рассматривание энциклопедий, беседа по ним. Заучивание стихотворений
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Организационный момент.
Воспитатель: Давайте встанем в круг, поприветствуем друг друга. Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста, за мной:
Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)
Воспитатель: Какой праздник отмечается 12 апреля? Какое важное событие произошло в этот день?
Воспитатель: С давних времен человек смотрел на небо и мечтал летать. Сначала люди поднимались на воздушных шарах, дирижаблях. Затем на вертолетах и самолетах. Чтобы осуществилась мечта человека о полете в космос, необходимо было много работать, изучать разные науки, надо было изобрести такие летательные аппараты, которые могли выйти в космос. И вот первые успехи в освоении космоса. Прозвучало сообщение из Москвы о запуске первого искусственного спутника. Затем поднялся в небо второй искусственный спутник. На нем впервые поднялась в космос собака — первое живое существо.
Воспитатель: Почему первой полетела собака, а не человек? Какие собаки побывали в космосе? Для них изготовили специальные скафандры и шлемы.
Что такое скафандр?
Воспитатель: Космические корабли облетали вокруг земли и возвращались на землю. Откуда берут старт космические корабли (с космодрома, показ иллюстрации)
Воспитатель: Что такое космос? Весь мир, который находится за пределами Земли. Это очень высоко и там нет воздуха, небо совсем черное, на черном небе видны звезды, планеты (показ иллюстраций)
II. Основная часть.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие, чтобы больше узнать о космосе. Согласны? Сначала отправимся в Центр подготовки космонавтов. Что там делают? (ответы детей).
Сейчас проверим, какие вы быстрые и ловкие.
П/и «Ждут нас быстрые ракеты»
«Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам
На какую захотим, на такую полетим.
Но в игре один секрет — опоздавшим места нет
1,2,3 — беги» (встать в обруч по 3 человека)
Воспитатель: Проверим ваши знания.
- Что такое солнце? Сколько планет в солнечной системе? Назовите как можно больше слов о космосе?
Воспитатель: Проходим в ракету, начинаем обратный отчет. Пуск!
Пока наша ракета поднимается в космос, я предлагаю послушать вам сказку « О солнце и ее детях»
«В одном небесном доме жила женщина и было у нее 8 детей, которых она очень любила. Дети были страшными непоседами и озорниками. Позовет, например, мама всех детей к ужину, а смотрит — прибежали только 6. Где еще 2? И давай повсюду их разыскивать, а детки забылись, заигрались, и так каждый день. Устала бедная мать и обратилась к волшебнице Галактике. Выслушала ее волшебница и решила, что негоже небесный порядок нарушать, и заявила, что 8 непослушных детей превратятся в шары и будут всегда находится возле своей мамы, двигаясь вокруг нее на разном расстоянии друг от друга.
Дальше всего от матери будут непослушные дети, которым почти не достанется ее тепла, ближе — более послушные. С тех пор так и повелось: ходят вокруг мамы-солнышка 8 планет и никуда убежать не могут»
Воспитатель: Наша ракета поднялась очень высоко и видно всю семью солнца — Солнечную систему (показ плаката)
«В пространстве космическом воздуха нет
И кружат там 8 разных планет,
А Солнце-звезда в самом центре системы,
Притяжением связаны все мы.
Солнце-звезда — преогромнейший шар
Свет излучает как будто пожар.
Ну, а планеты тот свет отражают,
Солнце-светило, они обожают»
Воспитатель: Почему семью солнца называют Солнечной системой? Верно, потому что главным является солнце. В семье царит порядок, никто не толкается, не мешает друг другу. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг солнца. Дорожка, по которой бежит планета, называется орбита.
Воспитатель: Сколько дорожек? Дорожки орбиты одинаковые или вы заметили различия?
Практическая деятельность детей.
1) Игровое упражнение «Какая планета быстрее проходит вокруг солнца?» (солнце — вокруг 3 дорожки. Дети двигаются по сигналу вокруг ребенка-солнца по своим дорожкам.
Вывод: Быстрее к финишу пришел тот ребенок, который двигался по короткой, последним — по длинной дорожке. Так и с планетами — путь вокруг солнца у всех разный: быстрее всех движется Меркурий, а дольше всех — Нептун. Время, за которое планеты совершают полный круг вокруг солнца, называется год.
2) Опыт: «Почему планеты не падают?»
- Лиза , возьми мяч, подбрось его.
- Почему он падает? Его притягивает земля — земное притяжение. Но оказывается солнце притягивает к себе планеты. Это явление называется солнечным притяжением.
- Я положу в ведро пластмассовый шарик, переверну ведро — шарик падает. Начинаю вращать ведро, все выше и выше — шарик не падает.
Вывод: Когда предметы быстро двигаются по кругу, они не падают. То же, происходит и с планетами. Пока они вращаются вокруг солнца, они не падают.
Физминутка
"Раз, два - стоит ракета"
Раз, два - стоит ракета.
(Руки вытянуты вверх).
Три, четыре - самолёт.
(Руки в стороны).
Раз, два - хлопок в ладоши,
(Хлопаем в ладоши).
А потом на каждый счёт.
(Шагаем на месте).
Раз, два, три, четыре,
(Хлопаем в ладоши).
Руки выше, плечи шире.
(Руки вверх-вниз).
Раз, два, три, четыре,
(Хлопаем в ладоши).
И на месте походили.
(Шагаем на месте)
Воспитатель: Что такое звезда? Огромный шар раскаленного светящегося газа, цвет звезды зависит от температуры. Очень горячие — голубые, средние — желтые, холодные — красные. Звезды соединены в созвездия. Какие вы знаете?
4) Упражнение «Собери созвездие»
Воспитатель: Наклейте звезды, дай имя своему созвездию
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Наша ракета возвращается на Землю. Посадка.
Когда космонавты возвращаются на землю, они заново учатся ходить, помогают им специальные упражнения и массаж. Встаньте в круг, будем рисовать на спине друг друга
«Вышло солнышко (рисуем круг 2-3 раза)
От него расходятся лучи,
Вышли тучки (поглаживаем спину)
Пошел маленький дождь, пошел сильный дождь
Вышли тучки, вышло солнышко»
Воспитатель: Вам понравилось путешествовать? Какие задания вам понравилось выполнять?
Мне было приятно с вами путешествовать: вы были очень любознательными, внимательными, сильными, ловкими. Вы успешно прошли первую ступень подготовки в космонавты. Я награждаю вас медалями.