Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Семинар для педагогов "Современный подход к духовно- нравстенному воспитанию дошкольников"

Цель современного подхода к духовно-нравственному воспитанию дошкольников — формирование нравственной личности, содействие духовному опыту, приобщение к ценностям культуры. Задачи Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала. Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения. Воспитание у детей чувства почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру и к самому себе. Воспитание детей в духе национальных и этнических духовных традиций. Формирование умения работать в коллективе, воспитание взаимопомощи, альтруизма. Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. Развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МАДОУ ясли –сад «Подснежник»

Семинар для педагогов

«Современные подходы к духовно-нравственному

воспитанию дошкольников»

Выполнила воспитатель:

Л.Н. Руденко

г. Северобайкальск

2022г.


Добрый день, уважаемые коллеги! Для создания благоприятной обстановки и добродушного настроения предлагаю вам повернуться вправо, улыбнуться, повернуться влево, улыбнуться. А сейчас по очереди назовите ласковым словом своего соседа справа.

Вот мы все и подобрели, вот мы все повеселели! 

Предлагаю вашему вниманию семинар для педагогов «Современные подходы к духовно- нравственному воспитанию дошкольников»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальна в настоящее время и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Россия – наша большая Родина, необходимо научить  детей  ощущать духовную жизнь народа той местности, в которой они проживают, творчески утвердить себя в ней, знать свой язык, историю и традиции родного края, научиться толерантности проживания с другими народами, не терять нравственного авторитета, достойно завоеванного культурой и искусством русского народа. Не забывать историю культурного прошлого, ее ценности – памятники, события, искусство, литературу, обряды, народные праздники.

Слайд 2 «Ребенок-зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота отца и матери»

В. А. Сухомлинский.

Слайд 3Актуальность:

Духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста обусловлена объективной заинтересованностью общества в управлении этим процессом, стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей, как одного из условий сохранения и развития человека, общества, страны.

Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. 3Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно- нравственного воспитания.. 4Духовно- нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Слайд 4 Цель: формирование нравственной личности, содействие духовному опыту, приобщение к ценностям культуры.

В современных подходах духовно – нравственного воспитания– это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. 

Слайд 5 Задачи духовно-нравственного воспитания:

– формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала;

– воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;

– воспитать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру и к самому себе;

– воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций;

– формировать умение работать в коллективе, воспитывать взаимопомощь, альтруизм;

– развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

– развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям.

- способствовать развитию интеллектуальных способностей; мышления; речи; воображения; эмоционально-волевой сферы

Слайд 6 ФГОС дошкольного образования ориентирует дошкольных работников на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностях и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств и духовности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится ПОзднее, станет его и нашей жизнью.

Слайд 7 В основе современно духовно-нравственном воспитании лежат такие идеи, как:

-разностороннее развитие человека, освоение им базовых культур;

-совместная деятельность детей и взрослых в поиске образцов среди людей для подражания;

-самоопределение, чтобы ребенок сам определил свою позицию в жизни;

-личностная направленность в воспитании;

-добровольность;

-коллективная направленность

Слайд 8 «В детстве, человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…»

В.А. Сухомлинский

Слайд 9

Развивающая система в современных подходах духовного нравственного воспитания. Семья, ДОУ, социум, природа, труд.

К семье относится ,ознакомление детей с историей своей семьи, с основами семейного быта, семейного уклада, преемственностью разных поколений, сохранением семейных традиций, династий и т.д.;

к ДОУ относится целостное восприятие мира, формирование образа мира и на этой основе лежит воспитание разносторонне развитой личности, навык жизни в коллективе, где каждый – самоценен и гармонизирован с коллективом, воспитывающее взаимодействие, диалог старших и младших детей, детей с педагогами и родителями;

К социуму относится глубокое освоение русского языка, творческое и целостное освоение культуры во всех ее великих образцах, знакомство с традициями и обрядами русского народа, воспитание в ключе русской культурной традиции, ознакомление детей с историей родного края, развитие представлений о человеке в истории и культуре.

К природе относится , воспитание любви к родной природе, интереса к ее познанию и развитие способности к сохранению природы, природо- сообразное раскрытие личности ребенка, инициирование самостоятельного творчества.

Труд это – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также будут развиваться духовно-нравственные качества. , развитие способности к самосовершенствованию.

Слайд 10

Виды деятельности в современных подходах

в духовно-нравственном развитии:

-чтение исторической и художественной литературы, сказок, посещение музея познавательные беседы, экскурсии.

-творческая продуктивная деятельность: изготовление аппликаций, фигурок, конструктивно модельной деятельность, поделок, рисунков.

-театральная деятельность: сценки и предпраздничные посиделки;

-игровая деятельность: игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером, воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта;

-творческая деятельность: лепка из пластилина, рисование, музыкальное творчество, танцы;

-нравственная деятельность: уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями;

-совместная деятельность детей и родителей, направленная на укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание: семейные и православные праздники «Новый год», «Рождество», «Пасха,» «Масленица», игры и конкурсы.

Слайд 11 Духовно-нравственное воспитание рассматривается как условие развития основных (человеческих) способностей:

-нравственное (различие добра и зла),

-эстетическое (различие прекрасного и безобразного)

и социальной (различие истинного и ложного

А сейчас предлагаю вам более углубленно рассмотреть современ подходы к духовно нравств воспитанию через сказку игру и диалог

Игра. Упражнение «Чаша» ВОРД

- Душа ребенка – это полная чаша. Какими вы хотите видеть своих воспитанников? Какими качествами вы хотели бы их наделить? У нас с вами 2 сосуда – один сосуд с чистой водой, а другой сосуд с водой, подкрашенной чёрной краской. Мы с вами поделены на две команды. Одна команда будет наполнять прозрачный стакан чистой водой и говорить добрые ласковые слова ребёнку; другая команда – наполняет прозрачный стакан словами-замечаниями, «ругать» ребёнка. (Педагогами озвучиваются качества, ребёнка).

- Посмотрите, какую чистую, красивую душу, мы можем увидеть у наших детей, говоря ребёнку добрые слова. И как душа черствеет, когда мы часто делаем ребёнку замечания.

- Дети при разговорах всегда наделяют себя положительными качествами. Вы тоже, как мы видим, хотите наделить детей только хорошими качествами. Тогда возникает противоречие: почему же в наших детях часто мы наблюдаем проявление такого негатива, как агрессия, злость, жадность и т.п.? Чем Вы можете это объяснить? Давайте обсудим несколько вопросов: Кто оказывает первостепенную роль на формирование у ребёнка общечеловеческих ценностей, таких как доброта, справедливость, щедрость, милосердие, любовь и т.д.? 

- Какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребёнок, что бы эта «чаша» не расплескалась, не разбилась, а стала ещё полнее?

- Благодарю за Ваши высказывания и суждения. Нам, взрослым, есть над чем задуматься и изменить отношение к решению данной проблемы.

 «Духовно - нравственное воспитание дошкольников посредством сказки»

Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Конечно, самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, - всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.

Слайд 12 Сказка - источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчётливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты.

Слайд 15 Игра

В игре заложен огромный потенциал, она вызывает массу эмоций, удовольствия, азарта, позволяет устранить комплексы, способствует проявлению спонтанности, и создает бескрайнее творческое пространство. От того, каким игровым опытом обладает ребенок, зависит его способность ориентироваться в тексте игры, а, значит и в «тексте жизни». Игра позволяет ребенку схватывать целое раньше части, переносить свойства одного образа на другой, выражать в символической форме обобщенные связи и закономерности объективного мира, духовно-нравственные принципы, например: принцип дарения (больше давая другим, еще больше получаешь для себя), эха (как аукнется, так и откликнется, зло вернется злом, а любовь любовью) и т.д. Именно в игре он учится ответственно управлять своим собственным поведением, подчиняя его ценностям и смыслам роли, сценария, правила. И поскольку соотношение между игрой и реальностью имеют характер взаимопроникновения, взаимоотражения, то все способы жизни, которые ребенок присвоил в игре, становятся его ориентирами и в реальных взаимоотношениях с миром людей, предметов, культуры, природы.

Слайд 16 Игра, сказка и диалог – в современном подходе духовно нравственном воспитании детей являются определенной культурной традицией, создающей в процессе воспитания ценностно-смысловой фон, который определяет приоритеты будущей жизнедеятельности.

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми.

Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

Слайд 17 Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи

Слайд 18 Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости , являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом.

Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои.

Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.

Слайд 19 Для закрепления темы предлагаю оформить папки передвижки на тему современные подходы в духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса в условиях ФГОС»

«Уроки доброты»;

«Добрые сердца»;

 «Духовно – нравственное развитие старших дошкольников посредством знакомства с русскими народными играми»

Духовно – нравственное развитие посредством русских народных праздников».

- Подобрать пословицы и поговорки, способствующие духовно – нравственному воспитанию дошкольников для каждой возрастной группы.

- Продолжать пополнять предметно - пространственную развивающую среду по духовно - нравственному воспитанию: «Деревенька», «Поляну сказок».

Слайд 20 Духовно-нравственное воспитание ребенка предполагает становление его ценностно-смысловой картины мира, которая будет развиваться в его будущей взрослой жизни. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в человеке закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений».    

СЛАЙД 21 Сегодня мы обсудили сложную тему воспитания духовности и нравственности. Согласитесь, чтобы заложить основы духовности и нравственности в наших детях, необходимо придерживаться определенных правил нравственного поведения в обществе.

- Помните, доброжелательная улыбка взрослого, а также добрый взгляд, сочувствие, поддержка и создание тёплого микроклимата в семье, в группе – всё это оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств ребёнка.

Слайд 22 Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он – засушенный цветок.

В.А.Сухомлинский

Спасибо за внимание.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области