Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Психотехника развития музыкального слуха

Выявить новые возможности и способы развития музыкального слуха.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методический доклад

«Психотехника развития музыкального слуха»

Апольцева Валерия Эдуардовна

2024 г.

Данный методический доклад опирается на материалы книги «Сольфеджио - психотехника развития музыкального слуха», автором которой является М. Карасева, а также на апробированный педагогический опыт и практику многих теоретиков - сольфеджистов. Сольфеджио является одной из основных дисциплин в музыкальном образовании учащихся ДМШ и ДШИ. Эта дисциплина должна способствовать развитию музыкальных данных учащихся: слуха, памяти, ритма, музыкального воображения, художественного вкуса, а также воспитанию любви к музыке посредством изучения лучших образцов музыкальных произведений русской и западной классической музыки, народной песни и произведений советских композиторов.

Основная задача курса сольфеджио - научить учащихся правильно и вдумчиво слушать музыку, осознанно воспринимать и точно, выразительно ее исполнять. Воспитание у учащихся точной и правильной интонации требует многолетней кропотливой работы. Это, пожалуй, одна из главных и сложных форм в курсе сольфеджио.

Но начинать эту большую работу нужно не сразу, не с первых занятий, а лишь после того, как дети научатся и получат некоторый багаж музыкальных впечатлений, представлений. После того, как ребенок научился слушать музыку и разбираться в самых простейших элементах музыкального языка. На самых простых, доступных детскому пониманию музыкальных примерах ребенок учится определять характер музыки: грустно- весело, бодро-спокойно, медленно-быстро. Дети знакомятся с особенностями мелодического рисунка - плавное, поступенное, скачкообразное движение мелодии, умеют определять размер песни, лад (мажор - минор), количество фраз, услышать начало и конец фразы. Только после небольших накоплений музыкальных впечатлений, можно приступить к исполнению простейших песен, попевок и упражнений.

Из опыта педагогической работы видно, что причины плохой интонации у детей, как известно, бывают различными и очень часто зависят от степени развития музыкального слуха. В простейших случаях ученик, обладающий хорошим слухом, просто не умеет петь, не понимает, что значит «протянуть мелодию», проговаривает текст песни и певческий диапазон ограничен до терции. В наиболее сложных случаях у непоющего ребенка отсутствует координация между слухом и голосовым аппаратом. Иногда у них замедляется реакция, им трудно переключиться с одного вида задания на другой. Такие учащиеся внутренне слышат точнее и лучше, чем могут воспроизвести голосом.

Многие учащиеся нечисто интонируют из-за слабого слухового развития вообще. В этом случае ученик почти не имеет слуховых представлений, и задача педагога оказывается особенно трудной сформировать и развить слух насколько это возможно. Постоянная работа над развитием певческих навыков необходима с любыми учениками. Однако подготовка голосового аппарата к пению у неинтонирующих детей особенно важна и отличается некоторыми особенностями. На материале народных прибауток, песен попевок «Андрей-воробей», «Сорока- сорока» можно добиться точного звукоизвления, а именно, научить свободно раскрывать рот, четко произносить текст, разделяя его на слоги, тянуть гласные, правильно брать дыхание.

Для успеха чистоты интонации следует класс разделить на группы. Они пропевают песню поочередно по фразам (со словами или сольфеджируя). Важно, чтобы они пели точно в звуковом отношении с правильной артикуляцией. 1. Первая группа поет свою фразу на форте, а вторая группа повторяет как эхо, на пиано то, что пела первая. Затем наоборот. 2. Первая группа поет фразу вслух - вторая прохлопывает ее в ладоши, пропевая мелодию про себя. Затем наоборот. 3. Может быть и так поет один учащийся, а группа хлопает ритмический рисунок. Учащиеся поют то a capella, то в сопровождении фортепиано. Разделение на группы и пение по нотам приучает детей к ансамблю, воспитывает внимание, слуховой контроль. Чтобы развивать ощущение звуковысотности и тембрового слуха используется пение мелодий от разных звуков. Наблюдения показывают, что учащиеся особенно старательно работают, слушают и оценивают себя и других. На коротких попевках, прибаутках, построенных на двух, трех звуках удобно направить внимание учащегося на структуру движения мелодии (вверх, вниз, повторность звуков, движение по трезвучию, поступенное или скочкообразное движение) и это поможет выработке точного интонирования.

Методику сольфеджио может заинтересовать, прежде всего, принципиально иная, отличная от привычной, технология слышания. При формировании методических основ следует учитывать и психоакустические закономерности слышания. Для процесса интонирования определяется два параметра классификации:

- интонирование с интериоризацией – от видимой ноты к звуку;

- интонирование с экстериоризацией – от звука представляемого к звуку исполняемому.

Интонирование - психофизиологические реакции. Интонация тесно связана с моторикой, с мышечными ощущениями в голосовых связках. Одна из специфических и мало затронутых в сольфеджио проблем состоит в том, что часто бывает так, что внутренним слухом интонация слышится верно, а «наружу» выйти не может или выходит уже искаженной. При этом в горле, как правило, возникает ощущение «пробки» или «шторки». Такие трудности возникают обычно у начинающих музыкантов. Для снятия фальши первого рода необходимо - прежде всего иметь сформированное чувство каждого мелодического интервала, взятого в любом направлении движения. В связи с этим следует рассмотреть особенности метафорического восприятия отдельных интервалов. Секунда - ползком. Терция - шаг. Кварта - малый упругий скачок. Квинта - спокойное, «протяжное» перекидывание мостика. Секста - большой устойчивый скачок. Септима - большой неустойчивый скачок, преодоление расстояния со значительным мышечным усилием. Октава - скачок - «мерка» для регистров. Интуитивно найдя эти или, быть может, в чем-то похожие матафоры, учащийся может их заякорить в своем сознании, слушая интервал, повторяя его в восходящем и нисходящем движении. Этим способом одновременно закрепляются сложившиеся у него ощущения и представления этого интервала. Так, в квинте «кинестетик» может запомнить мышечное движение «перекидывания», а «визуал» скорее увидит «перекидывание мостика». При интонировании интервала можно пользоваться вспомогательными средствами: пение песен, интервальных попевок.

Но лучше всего интервал, как выразительный элемент музыки, усваивать через слуховой анализ, через чистое интонирование его в тональности. Он узнается, осмысливается во всех музыкальных примерах, используемых на уроках, на протяжении всех лет обучения. Работа над интонированием интервалов в тональности начинается со второго класса. Каждый интервал осмысливается лишь после того, как выучено достаточно количество песен, интервальных попевок, подготавливающих восприятие данного интервала и лишь после этого дается теоретическое понятие интервала, а затем можно приступить к интонированию его в тональности. В основе пения интервалов в тональностях лежит принцип разрешения неустойчивых звуков в устойчивые, пение по звукам тонического трезвучия - терций, кварты (скачок от V к I ступени), квинты (крайние звуки Т35).

Параллельно с пением интервалов сразу дается и слуховой анализ интервалов. Учащиеся определяют интервалы но характеру и образности звучания. Лишь после того, как учащиеся освоили интервалы в тональности, следует переходить к пению интервалов от данного звука. Эта работа начинается с 3 - 4 класса. Чтобы пение интервалов от данного звука не шло в разрез с принципом развития слуха на ладовой основе, следует петь упражнения сознательно, используя принцип интонирования интервалов в ладу. Например, дается звук «D” и требуется пропеть |б.З. Ученик интуитивно воспринимает этот звук как тонику, г.е. первый звук 135 в тональности D-dur. При нении терций учащийся должен опираться на мажорные и минорные трезвучия. Дается звук «Н» и требуется спеть | м.З. Учащийся должен определить тональность, на которую он должен опереть свое сознание и слух, а затем синтонировать си - соль#, звук «ми» представляя себе 135 тональности E-dur, где звук «си» является квинтой. При пении ч.4 учащийся интуитивно воспринимает начальный звук как D, а верхний как тонику, но при этом следует ясно представлять и слышать тональность. Нисходящая квинта есть скачок от D к Т.

Таким образом, при интонировании консонирующих интервалов учащийся должен представить их как устойчивые интервалы, а диссонирующие интервалы - м.2 и 6.2, как ход вводных звуков в тонику. Такой метод гарантирует от случайного интонирования, пользуясь им, учащиеся добиваются большой точности в пении интервалов, представляя себе их возможное ладовое положение. Пение интервалов осмысливается через ступени лада.

Со слов автора книги М. Карасевой «Психотехника развития музыкального слуха» педагогический опыт показывает, что при «профилактике» или устранении фальши первого рода полезными оказываются следующие специально разработанные упражнения по освоению звуковысотного пространства интонирования.

На внутреннее визуализирование с последующим подключением кинестетических (т.е. мышечных, обонятельных, вкусовых, тактильных) ощущений в двух вариантах. Первый вариант связан с тренировкой в пении узких интервалов (полутонов и гонов). Чтобы понять специфику их вокального исполнения, надо представить себе процесс вышивания мелкими стежками сложного узора на крохотном кусочке материи. Для повышения точности попадания на нужный звук в таком музыкальном фрагменте можно предложить ученику выполнить следующие действия:

а) мысленно вставить его в кадр. Это может быть кадр с изображением нотных знаков или кадр - «вырезка» соответствующих клавиш на фортепианной клавиатуре. Выбор зависит от предпочитаемого учеником способа графического представления звуков;

б) увеличить изображение в полученном кадре настолько, чтобы в состоянии мысленно свободно «перешагивать» с одной нотной линейки (или клавиш) на другую;

в) настроить воображаемую полутоновую шкалу и разместить ее вертикально как бы вдоль горла;

г) совместить мысленное «шагание» попеременно правой и левой ногой с ощущением «перебирания» соответствующих ступеней по шкале. Второй вариант. Тренировка в пении широких интервалов и интервальных сочетаний. Последовательность операций в данном случае следующая:

а) мысленно вставить фрагмент в кадр (а данном случае предпочтительнее представить кадр с изображением фортепианных клавиш);

б) уменьшить ширину клавиш в полученном кадре до размеров клавиши на игрушечном пианино, так чтобы интервал октавы можно было бы брать крайними пальцами руки без ощутимого мышечного напряжения (примерно, как интервал квинты);

в) разместить созданную игрушечную клавиатуру в объеме 1,5 октавы вертикально (как бы вдоль голосовых связок);

г) ощутить мышечное расслабление и легкость в кисти и пальцах правой руки (для левшей - левой);

д) почувствовать легкость прикосновения к «вокальной клавиатуре».

Особое внимание хочется обратить на интонирование интервала октавы, который часто оказывается в тени установившегося представления о его «легкости» (как звука, лишь повторенного на другой высоте). Между тем, как известно, различие объединяет, а сходство членит: интонация октавы, не имея такого внутреннего сопряжения, как например, интонация малой септимы, стремится «рассыпаться» на части. Для достижения свободного интонирования октавы представляется особенно важным подобрать «работающие» для данного учащегося ее метафорические описания. Вместо перетаскивания одного и того же звука, что создает голосовым мышцам тяжесть и неудобства, удобнее представить «пружинящее» взятие первого звука, летящего как по инерционной дуге ко второму (вспомнить ощущение от детской игры в тряпичный мячик, прикрепленный на резинке). Особенно эффективно эта метафора для интонирования нисходящих скачков, которые обычно исполняются с большим трудом, чем восходящие ( говоря образно, при скачке вниз не чувствуется «дно»).

Удобно использовать принцип болгарского метода «столбицы», с помощью которой учат детей петь ступени гаммы: ученики поют звуки, глядя на ступени нарисованной столбицы. В первом классе мы работаем над интонированием только мажорных гамм. Очень важно развивать ступеневый слух, начиная с освоения отдельных ступеней лада: вначале I и V, затем ill, IV и II, и позже VI и VII ступени. Примерами могут служить многие мелодии. Вот самые распространенные: русская народная песня «Летал голубь, летал сизый», «Василек», «Ходит зайка», «Савка и Гришка», «Там за речкой, там за перевалом», «У реки, у речки», «Как под горкой» и другие. Нужно добиться того, чтобы дети научились сознательно воспринимать характерное звучание каждой ладовой ступени, узнавать их, восстанавливать их 15 своем воображении и потом точно воспроизводить голосом. При этом учащиеся впервые переживают интервал, как переход с одной ступени па другую.

В освоении ступеней лада необходимо пользоваться наглядными пособиями: рисунок клавиатуры, использовать болгарскую лесенку, показывать мелодии движением руки - «самолетик». Мелодии рекомендуется петь со словами, чтобы у детей слуховое ощущение ассоциировалось с образным восприятием. Только после того, как у учащихся возникли первоначальные представления ладовых ступеней, следует переходить к интонированию гамм, тонов и полутонов. Во втором классе переходим к изучению и освоению двухзначных мажорных и минорных гамм трех видов, и так с каждым годом постепенно осваиваются все тональности.

Большое значение для правильной чистой интонации гамм имеет организованная смена дыхания. Иногда приходится наблюдать у учащихся хаотичное дыхание, поэтому о чистоте интонации не может быть и речи. Дыхание при нении гамм следует сменять равномерно по тетрахордам, следить за расстоянием тонов и полутонов (тон - дальше, полутон - ближе), называя знаки альтерации. Такое пение способствует осознанному пению, учащиеся будут думать о последовательности секунд, будут слушать себя, добиваясь правильного интонирования тонов и полутонов. Неточная интонация часто бывает от небрежности и от того, что учащиеся не держат и не слышат внутри себя тональность. Необходимо тут же поправить ученика и добиться чистого пропевания. Чтобы учащийся свободно читал с листа, нужно его научить слышать ступени лада, и чтобы он хорошо слышал интервалы, их характерные интонационные особенности. В пении мелодий с листа используется комбинированный прием - необходимость сочетания функциональной связи отдельных ступеней с навыком исполнения интервалов. При пении с листа уже в младших классах следует обратить внимание учащихся на содержание, фразировку, дыхание, темн, динамику и другие элементы.

Не менее важную роль в звукообразовании играет артикуляция, т.е. активность гортани, языка, губ, челюсти. Часто дети поют с расслабленной, низко опущенной челюстью, язык и губы у них очень пассивны - все это ведет к понижению звука. Необходимо также и в этом направлении вести активную воспитательную работу.

Таким образом, в результате использования психотехнических приемов разработаны и выше изложены оригинальные комплексы упражнений на преодоление интонационных трудностей.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области