Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста «Моя семья, моя родословная»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста

«Моя семья, моя родословная»

Разработала учитель-логопед: Хасанова Г.Ю.

Название проекта: «Моя семья, моя родословная»

Тип проекта: познавательно – творческий.
Участники проекта: дети с ОВЗ старшего дошкольного возраста,

воспитатели, учитель-логопед, родители воспитанников.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).
Цель проекта: создание генеалогического древо трех поколений своей семьи.

Задачи:

- обобщить и расширить знания детей о семье, о её традициях;

- углубить представление детей о семье (её членах, родственных отношениях), её истории;

- формировать интерес к своей родословной, истории создания семьи.

- воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи.

Методы и приёмы: беседа, художественное слово, объяснение, показ иллюстраций, заучивание стихов.

Продукт проекта: Изготовление генеалогического древо трех поколений своей семьи.

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

1. Определение темы, цели и задачи проекта.

2. Сбор и анализ информации, планирование проекта.

Основной этап:

1. Проведение бесед в саду и дома;

2.Рассматиривание семейных альбомов;

3. Чтение художественной литературы.

Заключительный этап:

1. Изготовление генеалогического древа своей семьи.

2. Выставка рисунков « Мама, папа, я – неразлучные друзья».

3. Создание альбома пословиц и поговорок о семье.

4. Презентация о проделанной работе.

Актуальность темы

Для ребёнка семья это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни дошкольника. Семейная история — это родословная. Родословная слово о роде. Род все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «Генеалогическое древо». Знать своё генеалогическое дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего. Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье, ничто не может быть, ценнее памяти о своём роде, о тех, от кого мы произошли.

Изучив тему проекта, мною была обозначена проблема: не многие дети знают историю создания семьи, свою родословную. Мало развито чувство гордости за свою семью. Гипотеза: знание своего генеалогического древа поможет детям узнать историю создания своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье и семейных традициях.

План реализации проекта:

Образовательная область

Формы работы

Познавательное развитие

1.Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, модели генеалогического древа.

2.Беседа - игра на тему «Моя семья»

3.Беседы на тему: «Кем я хочу стать», «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение», «Профессии моей семьи».
4.Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

5. Дидактическая игра: «Домашний труд»

Социально – коммуникативное развитие

1.Рассказы детей о семье.
2.Составление рассказа по пентаграмме на тему: «С кем я живу»; «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку).
3.НОД: прочтение и обсуждение рассказов В.Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее».

4.Чтение стихотворений: Р.Гамзатова «Про дедушку», Н. Майданик «Вместе с бабушкой».
5.Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом».
6.Дидактические игры: «Домашний труд», «Передай свое тепло другу стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму».

Художественное – эстетическое развитие

1.НОД: рисование « Мама, папа, я – неразлучные друзья», «Мама, папа, я – вместе дружная семья»; аппликация «Салфетка для семейного ужина».

2.Музыка: слушание музыки и песен о маме и папе.

Речевое развитие

1.НОД: беседы на тему «Моя семья», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «Моя родословная. На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение», «В какой сказке встречаются семьи».

Дидактические игры: «Назови ласково», «Большой-2.маленький», «Кому что подходит?».
3.Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

4.Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».

Работа с родителями:

1.Участие в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья»; «Моя родословная. Генеалогическое древо».

2. Выставка детских рисунков по теме «Моя счастливая семья»; аппликации «Моя родословная».

3. Консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома».

4. Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту».

Результаты:

.

Приложение №1

Беседа «Что такое семья?»
Цель: обогащать духовный мир детей; воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним; развивать общительность и коммуникабельность; упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения; совершенствовать диалогическую форму речи детей; обогащать словарный запас детей.

Ход занятия
Педагог. Ребята, сегодня я с вами поиграю в необычную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. С вашей помощью я смогу заселить жильцов в этот замечательный домик
1. Назовите самых родных для ребенка людей? (Папа и мама).
2.Кто самый младший член семьи?(Ребенок).
3. А самые старшие члены семьи? (Бабушка и дедушка).
4. Есть ли у ваших мамы и папы родные братья и сестры? (Да. Нет). Кем они вам приходятся? (Тетя и дядя) А вы им? (Племянник и племянница).
5. Есть ли у них дети? (Да. Нет). Кем они вам приходятся? (Двоюродный брат и двоюродная сестра).
6. Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)? (Ответы детей).
7. Кем вы приходитесь бабушке? (Внучка и внук).
8. Кем приходится ваша мама вашей бабушке? (Дочка).
9. .Как вы думаете, это чужие люди или родственники? (Родные люди).
10. Как можно назвать, одним словом этих людей? (Родственники)
11. Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой? (День рождение).
12.Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему? (Ответы детей).
13.Что такое семья? (Ответы детей).
Воспитатель. Как вы думаете, какое слово спряталось в этой картинке? (Воспитатель показывает карточку, на которой изображен ребус:7 я.)
Дети. Слово «семья».
Воспитатель. Как вы думаете, что обозначает это слово - семья? (Ответы детей).
Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

Дидактические игры

«Домашний труд»
Цель: содействовать развитию у ребенка памяти, логического мышления, учить называть действия, которые можно отнести к домашнему труду, совершенствовать диалогическую форму речи.
Материал: мячик, картинки с изображением различных действий человека во время выполнения домашнего труда.
Ход игры.
Воспитатель. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: я передаю мячик и называю действия, которые можно отнести к домашнему труду. Каждый из вас должен будет назвать действие и передать мячик другому. Старайтесь не повторяться.
Дети. Приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья и т.д.

«Чем можно порадовать маму»
Цель: способствовать развитию у ребенка памяти, воображения, совершенствовать диалогическую форму речи.
Материал: мячик.
Ход игры
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Сейчас мы с вами поиграем в игру, будем передавать мячик друг другу. Мама – это близкий человек, который всегда рядом: и в радости и в печали, ее мы любим, ею дорожим, ее не хочется огорчать, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, чем можно порадовать свою маму.
Игры на развитие мелкой моторики.


Пальчиковая гимнастика «Семья»
Цель: обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время НОД, активизировать дыхание, развитие мелкой моторики рук, глазной и ручной координации.
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в кружечек и поиграем в игру.
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и
Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!
Пальчиковое упражнение «Дом».
Цель: способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; повысить уровень речевой компетентности детей; подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику; добиваться точности координации движений кистей и пальцев рук.

Ход игры.
Воспитатель. Ой, смотрите, теремок, (Руки вверху «домиком»)
Он не низок, не высок,
Не висит на нем замок, (Пальцы соединяются в виде «замка»)
Кто, скажите, здесь живет?
Меня к себе пустите! (Ладони делают «чашечку», руки – вперед)
Печеньем угостите,
Я по дому все умею - (Загибаем пальчики, начиная с мизинца)
Шить, готовить, убирать,
Я сама везде поспею,
Буду пол мыть и стирать.
Что ж, никто не отвечает, (Ладошку приложить к уху, прислушаться)
Что же это означает? (Плечи поднимаются вверх).
Если дом стоит пустой, (Руки вверху «домиком»)
Будет этот домик мой!»
Педагогический проект: Моя семьЯ


Составление генеалогического древа.


Воспитатель. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными».
-А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа), где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».
- Дети, посмотрите, на мольберте дерево. Какой величины листочки вверху, а какие внизу?
Дети. Вверху - маленькие. А внизу - большие.
Воспитатель. Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Подойдите каждый к своему дереву. Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут фотографии бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо. Сверху размещаем свой портрет и своих родных братьев и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше. А у кого есть прабабушки и прадедушки?
(Дети раскладывают фотографии).
Воспитатель. Послушайте, как я произнесу слово «семь - я». «Семь Я». Посчитайте, сколько фотографий поместилось у вас на древе? Кто ещё является членами Вашей семьи? (Рассказ ребёнка о членах своей семьи.)Кто еще хочет рассказать о членах своей семьи?

НОД коммуникация «Моя родословная»

Цель: формирование у дошкольников представлений о семье как о важном элементе общества, об отношениях родства, о социальных ролях в семье и семейном укладе.

Задачи

Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.

расширить знания о своих близких родственниках

Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.

учить составлять связные рассказы о своей семье на основании генеалогического древа;развивать монологическую речь, внимание в ходе составления описательных рассказов;

Упражнять в словообразование на примере имен: подбор суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением, признаков.

упражнять детей в образовании относительных и притяжательных прилагательных, в подборе антонимов, в составлении сложносочиненных предложений с союзом «а».

Расширить словарный запас (род, родословная, генеалогическое древо).

воспитание любви и уважения к своему роду, семье, приобщение детей и родителей к семейным ценностям, формирование чувства ответственности перед памятью предков.

Материал: схема генеалогического древа, фланелеграф, семейные фотографии,пирамидка,мяч.

Ход занятия

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем, но сначала я вам задам загадку:

Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку-

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки

А зимою все гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять да пять»,

Угадайте, как их звать

Правильно, это пальцы. А теперь давайте посмотрим на наши пальчики и вообразим, что:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я.

А вместе – целая семья.

Как вы думаете, о чем сегодня мы поговорим? (ответы детей). Правильно, сегодня мы поговорим о семье.

Расскажите о своей семье. Из кого она состоит? Кто о вас заботиться в семье. Какие чувства вы испытываете к своим родным? (ответы 2-3 детей)

У всех у нас есть мама.

Игра «Скажи маме ласковое слово»

Мама, как солнышко. Давайте вспомним каждый свою

маму и скажем ей ласковой слово. Каждый из вас скажет своей маме, какая она. Нужно взять «лучик» и приложить его к «солнышку». Слова не должны повторяться, каждый придумывает свое.

-Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? (только родственники).

- Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?(вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно).

- О семье есть много пословиц. Мы с вами тоже их знаем.

Мой дом - моя крепость;

Дома и стены помогают;

Семья в куче - не страшна туча;

Семья вместе - и душа на месте;

Семья ладом полна;

Выставляю стержень от пирамидки, кольца лежат рядом на столе.
- Попробуем представить род человеческий в виде этих колец. Настя, надень, пожалуйста, на стержень пирамидки самое большое кольцо - это твои прабабушка и прадедушка. Как мы назовем следующее по размеру кольцо?
(Бабушка и дедушка.)
- Какое кольцо следующее, и как мы назовем?(мама и папа)
-Осталось - самое маленькое. Как вы думаете, кого оно обозначает? Конечно, Настю. Что у нас получилось?(У нас получилась пирамидка.)
-На чем держится стержень(На самом большом кольце- прабабушке и прадедушке)

-Скажите. Как мы их всех ( бабушек, дедушек, маму, папу, братьев, сестер) называем?

Правильно, родственниками. Родственниками называют близких по родству людей.

А как вы думаете, что означает слово «род»? (предложения детей). Если объединить все ваши ответы, то можно сказать: Род – это одна большая семья.

С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».

(дети рассматривают макет «генеалогического древа»).

- Дети, посмотрите, на мольберте дерево. Какой величины листочки вверху, а какие внизу?(Вверху - маленькие. А внизу - большие.)

- Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.

Справа папа, слева мама, в серединке я как раз.Сколько будет вместе нас? (Трое.)

-Варя покажет вам дерево своей семьи. (Рассказ нескольких детей о членах своей семьи)

Физкультурная минутка: пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?»

Раз, два, три, четыре,/хлопки в ладоши/

Кто живет в моей квартире? /пожимают плечами/

Раз, два, три, четыре, пять, /хлопки в ладоши/

Всех могу пересчитать. /руки в стороны/

Папа, мама, брат, сестренка, /загибают по одному пальцу на обеих руках/

Мой щегол, сверчок и я:

Вот и вся моя семья. /сжимают и разжимают кулачки/.

Дидактическая игра «Сравни, кто старше/ младше»

Папа - дедушка: /Дедушка старше, а папа младше/;Мама - бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/;Дедушка - внук; /Дедушка старше, а внук младше/;Бабушка - внучка; /Бабушка старше, а внучка младше/;Брат - сестренка; /Брат старше, а сестренка младше/.

Дидактическая игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Дедушка старый - внук …/молодой/;Папа высокий - сын …/низкий/;

Брат трудолюбивый - сестра …/ленивая/;Белье чистое - …/грязное/;

Хлеб свежий - …/черствый/;

Мама спускается - дочь …/поднимается/;Папа наказывает - мама …/жалеет/ и другие пары слов.

Игра с мячом «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?»

шарф /чей?/ - мамин, папин, дедушкин….

Шапка /чья?/ - бабушкина, мамина …..

Очки /чьи?/ - дедушкины, бабушкины …

Платье /чьё?/ - мамино …

Ботинки /чьи?/ - папины …

Кофта /чья?/ - Танина, Машина, мамина …

Плащ /чей?/ - Сережин, Пашин, дедушкин, папин …

- Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…

Пословицы и поговорки о семье


Цель: пополнять литературный багаж пословицами и поговорками.


Согласие да лад - в семье клад.
Согласную семью горе не берёт.
В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Семейный горшок всегда кипит.
В семье и каша гуще.
Не будет добра, коли в семье вражда.
В хорошей семье хорошие дети растут.
В своем доме и стены помогают.
Везде хорошо, но дома лучше.
Вся семья вместе, так и душа на месте.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области