Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках краеведения.
Автор: Градова Алина Николаевна
В настоящее время система образования нацелена на будущее развитие общества. В современном мире обучающийся кроме знаний должен обладать сформированными умениями и готовностью применять эти знания и умения в различных сферах своей деятельности. Среди большого разнообразия методических подходов, ведущее место в настоящее время занимает концепция развивающего обучения.Согласно новому ФГОС начального общего образования личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части гражданско-патриотического воспитания:
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
- становление ценностного отношения к своей Родине - России;
- уважение к своему и другим народам;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности.
Одним из таких источников является такой предмет как краеведение. Урок краеведения способствует патриотическому воспитанию младших школьников. В основе реализации по краеведению лежит системно – деятельностный подход. Он осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности школьников, которая ценна тем, что создаёт условия для успешной реализации задач ФГОС НОО и помогает ребёнку в освоении различных видов УУД
На уроках краеведения можно использовать различные методы обучения, одним из них является исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально – творческой деятельность на основе поисковой активности на базе исследовательского поведения
Исследовательская деятельность играет ключевую роль в формировании у детей навыков самостоятельного мышления, анализа информации и принятия обоснованных решений. Особенно важно развивать эти навыки уже на начальной ступени обучения, включая уроки краеведения. В данной статье мы рассмотрим важность организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках краеведения и предложим методы её реализации.
Значение исследовательской деятельности в обучении
Исследовательская деятельность предполагает активное вовлечение учеников в процесс поиска, анализа и обобщения информации для решения конкретных задач. Этот подход способствует:
- Развитию критического мышления и умения анализировать информацию;
- Стимуляции творческого мышления и поиска нетрадиционных подходов к решению задач;
- Формированию навыков коммуникации и сотрудничества в группе;
- Повышению мотивации к обучению через возможность самостоятельно исследовать интересные для них темы.
Исследовательская деятельность на уроках краеведения
На уроках краеведения исследовательская деятельность имеет особое значение, поскольку позволяет ученикам глубже понять и уважать свой родной край, его историю, культуру и природные особенности. Рассмотрим основные методы организации исследовательской деятельности на таких уроках:
1. Проектная работа
Проведение проектов по изучению исторических событий, культурных традиций, достопримечательностей родного края. Ученики могут самостоятельно выбирать тему проекта, собирать информацию из различных источников, создавать презентации или макеты, и делиться своими открытиями с классом.
2. Исследовательские проекты
Проведение малых исследовательских проектов, например, изучение местной флоры и фауны, сбор данных о традиционных праздниках и обрядах, анализ исторических документов и фотографий. Ученики могут самостоятельно формулировать гипотезы, собирать и анализировать данные, делать выводы и презентовать результаты своих исследований.
3. Работа с ресурсами интернета и мультимедиа
Использование интерактивных образовательных ресурсов, видеоматериалов, для изучения Истории и культуры народов Марий Эл, окружающий мир. Ученики могут самостоятельно искать информацию в интернете, анализировать её достоверность и актуальность, а также создавать свои собственные мультимедийные презентации или видеоролики.
Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках краеведения является эффективным способом не только углубить знания учеников о своем родном крае, но и развить у них ценные навыки самостоятельной работы, анализа информации и коммуникации. Важно создавать на уроках стимулирующую и поддерживающую среду, в которой ученики могут проявить свою творческую активность и добиться успеха в своих исследовательских начинаниях.