Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Зеленогорский детский сад № 6 «Улыбка»
Мастер – класс
« Волшебные и яркие камушки - Марблс»
подготовила воспитатель
высшей категории
И.Н.Казакова
Март 2024
«Истоки способностей и дарований
детей на кончиках пальцев.
От пальцев идут тончайшие ручейки,
которые питают источник
творческой мысли».
В.А. Сухомлинский
Цель: - рассмотреть нетрадиционные приемы и методы в образовательной деятельности с детьми;
Задачи:
- познакомить воспитателей с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении детей;
- мотивировать воспитателей на применение камешков Марблс в образовательной деятельности с детьми
1. Теоретическая часть
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на моем мастер-классе .
Тема мастер-класса «Применение камешков Марблс в развитии детей», или как можно использовать камешки Марблс в работе с детьми дошкольного возраста.
Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.
Сегодня я хочу познакомить вас с камешками Марблс, с этим прекрасным, и в тоже время простым и доступным материалом.
2. Теория
Камушки получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные).
Марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Это шарики или сплюснутые камешки-кабошоны. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла.
Камешки имеют разнообразные оттенки и цвета, форму и размер. Прозрачные и полупрозрачные, большие и маленькие, матовые и блестящие. К ним так и хочется прикоснуться, подержать в руках. Они притягивают и завораживают не только детей, но и взрослых.
Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.
Но главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры.
Процесс обучения детей не может проводиться без игры.
Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.
Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной.
Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. Помогает педагогу привлечь внимание детей к заданию. Все упражнения варьируются в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.
Имеется богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс. Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек, если возраст детей от 3 до 7 лет) или индивидуально. И сейчас с некоторыми из них я хочу вас познакомить.
3. Практическая часть
1. Говорим и отдыхаем камешки перебираем.
Перед вами контейнеры с камешками, давайте их обследуем. Опустите руки в коробочки и потрогайте, пощупайте, пошвыряйте их.. Приятно, да?
Ну, а теперь давайте попробуем ТАКТИЛЬНЫЕ ощущения:
Они бывают:
Возьмите в оба кулачка любое количество камешков и можно визуально посмотреть в каком кулаке у нас больше камней, а в каком меньше.
Молодцы!
Следующий
Также двумя руками возьмите щепоточку камней и обратите внимание, что ведущая рука взяла больше камней.
Молодцы!
И еще есть
То есть мы берем большим пальцем и первым.
Возьмите камень (например красного цвета) и теперь не положите их, а уроните его в контейнер и здесь мы слышим – ЗВОН
А теперь возьмите большим и третьим пальцем зеленый камешек и уроните камень на стол и здесь мы слышим СТУК.
Мы еще и послушали не речевые звуки
Можно упражнять все пальцы в любом порядке слева направо. Еще раз взяли двумя ладонями и опустили в контейнер. Что услышали? (шум)
Вопрос: что можно развивать во время использования таких упражнений? (моторику пальцев, сосредоточенность, тактильные ощущения и не речевые звуки.)
Следующая игра.
2. Пространственная ориентировка на листе бумаги.
Возьмите, пожалуйста, лист бумаги с крупной клеткой. Для младших дошкольников мы берем камни и раскладываем самый верхний ряд. А теперь нижний ряд.
Все справились, МОЛОДЦЫ.
Для более старших дошкольников мы закрепляем понятия слева, справа, сзади, впереди и т. д.)
Положите пожалуйста справа от себя красный камешек – правой рукой, слева от себя желтый камешек – левой рукой и посередине положите синий камешек обеими руками.
(А можно усложнить и показать иллюстрацию расклада камней на несколько секунд для запоминания, а потом по памяти попросить выложить как было на рисунке)
Молодцы, уберите пожалуйста камешки в контейнер.
3. Следующая игра «Веселый счет»
Д/и «Весёлый счет» (предложить педагогам придумать задания к игре)
Выложи столько камешков на столе, сколько:
- у человека носов?
- сколько пальцев на одной руке? На двух?
- сколько ушей у собаки?
- сколько глаз у коши и т.д.
4. Следующая игра « Помогите Золушке»
У вас на столе лежат коробочки с ячейками разного цвета и здесь младшим и средним дошкольникам можно дать такое задание, разложи камни по цвету в соответствующие ячейки.
Это самое простое задание
Разложите, пожалуйста, камушки.
5. Следующее упражнение называется «Дорожки».
Здесь мы повторяем линии: прямые, косые и т.д. Помогите мышке добраться до сыра, зайчик должен добраться до морковки, колобок должен докатиться до дома
А теперь заполните дорожку в соответствии цвета. Здесь с малышами не только изучаем линии, но еще и цвет.
6. Следующая у нас игра КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА.
Или тест БУРДОНА для оценки продуктивности и устойчивости внимания.
Тест сложный на первый взгляд, но дети справились с заданием
Возьмите, пожалуйста, карточки.
Ваша задача закрыть все мячи любыми камешками.
Для старших дошкольников можно усложнять задачу. То есть закрыть три предмета и разными по цвету камешками.
ВЫВОД:
Игр по использованию камешков Марблс очень и очень много. При работе с данными камешками нужно ребенку давать четкую инструкцию для выполнения. Таким образом, действия с камешками Марблс положительно влияют не только на речевое развитие, но и доставляют ребенку радость, способствуют созданию
комфортного эмоционального настроя. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Надеюсь, что такое доступное и привлекательное пособие, как камушки Марблс, поможет разнообразить ваши занятия и повысить интерес к деятельности.
Ну, а вам в заключении своего мастер-класса я хочу предложить выложить смайлик, если вам понравилось, то выложите его с улыбкой, а если для вас ничего интересного не нашлось, то грустный смайлик.
Успехов Вам в творческой деятельности.